«Греческое чудо». Но что чудесного совершил «этот полудикий рабовладельческий народец, очень хорошо изображавший наготу человеческого тела и строивший приятные на вид здания», как сказал однажды о греках не без оттенка иронии Лев Толстой?
Древнегреческие мифы о богах и героях производят впечатление незатейливых детских сказок. Да и сами греки охотно признавали себя всего лишь неразумными детьми рядом с египтянами и вавилонянами и благоговейно склонялись перед величием и тысячелетней мудростью народов Востока».
На общем фоне истории Древнего мира греческая цивилизация воспринимается как нечто и в самом деле необыкновенное, как некое чудо неповторимое, уникальное явление, нигде и никогда более не встречающееся в истории человечества. Все древневосточные цивилизации однотипны и в общих чертах и особенностях повторяют друг друга. Одна лишь греческая цивилизация ни на кого не похожа и никого не повторяет.
Древнегреческая цивилизация — исключительное явление на общем фоне истории Древнего мира.
Отметим самые характерные особенности Древнегреческой цивилизации, резко выделяющие её среди других цивилизаций. Поражает исключительный динамизм греческой цивилизации в сравнении с её соседями на востоке и на западе, явно ускоренные темпы её исторического развития. Пять или шесть столетий, составляющие период самой активной жизнедеятельности Греции с середины VIII века до н. э., до середины II века до н. э., остались в памяти человечества как непрерывное извержение творческой энергии.
За этот не продолжительный, совсем короткий исторический срок, греки успели сделать так много, как ни один другой народ не сделал за всю свою историю. За три столетия (VIII—VI века до н. э.) греки совершили поистине грандиозный скачок из варварства в цивилизацию, от первобытной сельской общины к государству-полису, от господства родовой знати к демократии, от натурального хозяйства к высокоразвитой товарно-денежной экономике.
Темпы культурного развития греческого общества не находят аналогий в истории древнего человечества. За короткое время греки сделали множество удивительных открытий во всех областях интеллектуального и художественного творчества. За 400-500 лет был пройден огромный путь от религиозно-мифологического мышления, отягощенного множеством первобытных суеверий и предрассудков, к философии и науке и создании интеллектуальных школ и направлений.
В сфере словесного творчества греки перешли от чисто фольклорных форм мифологии и героического эпоса к настоящей литературе, эпической, лирической и драматической поэзии, историографии, философскому диалогу, роману.
В сфере изобразительного искусства греки перешли от примитивных орнаментальных росписей ваз геометрического стиля и бронзовых и терракотовых статуэток греки перешли к никем ещё не превзойденному пластическому совершенству классической и эллинистической скульптуры и живописи.
Везде и во всём древние греки были первооткрывателями, первопроходцами и вместе с тем учителями и наставниками, которым с благодарностью внимали многие поколения учёных, философов, политиков, писателей и художников в другие времена и в других странах. Древние греки создали первые труды по математике, медицине, астрономии, логике, первые философские системы, первые историки и географы, первые театры, стадионы, музеи и многое, многое другое.
Древние греки не просто сильно опередили в своем культурном развитии другие народы Древнего мира: египтян, вавилонян, финикийцев, но создали совершенно новый тип цивилизации, качественно отличающийся от всех других Цивилизаций этой эпохи.
Греческая цивилизация была в полном смысле слова универсальной. Впервые в истории человечества Греческая цивилизация создала условия для свободного и всестороннего раскрытия всех физических и духовных возможностей, заложенных природой в каждой отдельно взятой человеческой личности. Гражданин греческого полиса мог выступать в нескольких ролях одновременно, чередуя занятия торговлей, сельским хозяйством, политикой или военным делом с атлетическими упражнениями, пением и игрой на музыкальных инструментах, участием в философских диспутах, поэтому все виды социальной и духовной активности развивались в Греции равномерно, обогащая общий фонд греческой культуры.
Среди цивилизаций Древнего мира греческая цивилизация была первой и единственной, жизнеспособность которой ориентировалась на человека, на самоценную и само- достаточную человеческую личность, ставя личность человека в центр мироздания.
Греческий гуманизм или антропоцентризм, несмотря на рабовладельческий строй государства, кровавые, опустошительные войны, и попрание элементарных прав человека, и жестокую эксплуатацию человека человеком в форме рабства, позволил гражданину Греции осознать себя свободным человеком и уникальной личностью. Уровень личной свободы, которой пользовались граждане греческих полисов, оказался недостижимым для всех прочих народов древности.
В Греции мы, не находим столь характерного для стран Востока тотального подавления интересов личности ради «высших интересов» государства, воплощенного в фигуре самодержавного деспота. Редкое исключение — Спарта с её казарменным строем. Древнегреческое государство не вмешивалось в частную жизнь граждан с той бесцеремонностью и безразличием к конкретной человеческой судьбе, которым отличались все политические режимы Древнего Востока от египетской деспотии до иудейской теократии.
В древнегреческом государстве не было «духовной цензуры», не было всепроникающего контроля жрецов за настроениями и поведением каждого отдельно взятого человека. Не отвергая существования разного рода сверхъестественных сил и богов и обращаясь к ним за помощью, древние греки старались смотреть на окружающий их мир с точки зрения здравого смысла, оценивая его рационально, прямо и трезво, по законам элементарной логики.
Греческая мифология отличалась чрезвычайным богатством, силой и свежестью религиозно-поэтических фантазий, воплощенных в многочисленные произведения искусства и литературы на мифологические сюжеты. За порождения этой фантазии древних греков не преследовали, не вмешивались в их жизнь, творчество, дела и поступки. В сознании древних греков граница, отделяющая нормальную человеческую жизнь от мифических фантазий, была гораздо более четко и ясно определена, чем в сознании других древних народов.
Древнегреческое общество было обществом открытого типа, оно ориентировалось на широкие контакты с внешним миром с целью обмена не только различными материальными ценностями, но и всевозможной полезной информацией.
Египтян, вавилонян, ассирийцев и другие народы Востока соседние страны интересовали либо как очаги военной опасности и потенциальной агрессии, либо, наоборот, как «ничьи земли», пригодные для грабежа и захвата жизненного пространства, как источники дефицитных видов сырья или эксплуатации дешевой рабочей силы.
Сметливые и практичные греки, приглядываясь к странам, заселённым «варварами» — людьми, говорившими на разных языках, непохожих на их собственный мир, интересовались природой варварских стран, нравами и обычаями населявших их племен, религией и архитектурой. Интерес древних греков к варварам не был чисто потребительским и не сводился к простому учёту возможностей присвоения чужой земли, чужих людей, чужого имущества, как у древневосточных государств. В интересе греков был ярко выраженный элемент любознательности и желания постичь чужую культуру, перенять из неё все наиболее ценное и полезное. При этом древние греки никогда не копировали слепо всё то, что им приглянулось в чужих землях, а старались это чужое приспособить к своим особым потребностям, склонностям и вкусам, сделать заимствованное органической частью своей собственной культуры.
По материалам: Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. — СПб.: Алетейя, 1998.