Четверг , 23 Май 2024
Домой / Мир средневековья / Церковная реформа патриарха Никона.

Церковная реформа патриарха Никона.

Патриарх Никон (1620-1682)

Патриарх Никон принимал участие в решении едва ли не всех общих государственных дел. Ввиду особого расположения царя Алексея Михайловича, Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) первые годы своего Патриаршества (1656-1666) получил официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх».

При активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Малороссии с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело к возвращениюисконно православных епархии Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия.

Всю жизнь Патриарх Никон не переставал учиться. Он собрал богатейшую библиотеку, где были книги Священного Писания, богослужебная литература, святоотеческие сочинения, книги по истории, философии на греческом и на латыни, в том числе сочинения Аристотеля, Плутарха, Геродота, Страбона, Демосфена. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов…

Церковная реформа патриарха Никона.

Особенно известен Патриарх Никон, как церковный реформатор. В 1653 году патриарх Никон с полного одобрения царя Алексея Михайловича приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов Русской православной церкви по древним греческим образцам.

Историки много обсуждают церковную реформу во время царствования царя Алексея Михайловича и считают, что она была ошибкой, приведшей к расколу в стране и многочисленным жертвам. Правда всю вину возлагают на патриарха Никона, а про Алексея Михайловича вспоминают редко.

Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провёл исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью.

Задача патриарха Никона состояла удержании всего русского общества в послушании Православной Церкви. Отсюда и необходимость клятвенного обещания всех безоговорочно слушаться Церкви в лице её Патриарха во всех делах духовной и церковной жизни.

Никон вёл церковную реформу жёстко, всем противившимся церковному уставу, полагалась анафема – отлучение от церкви.

Церковные реформы Никона ущемляли интересы бояр и они оклеветали Патриарха перед царем, но не царь судил Патриарха, а церковный Собор. Царь Алексей верил патриарху Никону, однако считал приверженцев старого обряда раскольниками, еретиками, подлежащими искоренению.

Патриарх Никон очень глубоко видел и чувствовал серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, грозившее расколом. Это проявлялось в отступлении от веры и Церкви, наметившемся в самых разных слоях общества.

Церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий. Перед Великим постом 1653 года Патриарх Никон предписал совершать крестное знамение тремя перстами.

Особенно упорно сопротивлялись новшествам церковного обряда «староверы», во главе с протопопом  Аввакумом, видевшие залог спасения души только в троеперстном крестном знамении.

Боярыня Морозова с первых лет церковной реформы стала поддерживать вождей и идеологов старообрядчества, жертвуя им большие суммы.

Решением Церковного Собора 1666 года Никон был лишен Патриаршества и отправлен в отдаленный Ферапонтов монастырь. В 1676 г. Никон был переведён в Кирилло-Белозерский монастырь. Причиной же его низложения и изгнания следует считать его претензии на первенство власти патриарха в светской жизни страны. Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет.

Монахи Соловецкого монастыря пошли против «царя-ирода» и его приспешника Патриарха Никона, который провёл реформу в церкви. Они отказались следовать новым церковным законам. В Соловецком монастыре монахи самовольно избрали себе нового настоятеля вместо человека, присланного патриархом. Не признавая нововведений, они понимали, что против бунтовщиков будет отправлено войско.


Суровые лица, решительные взгляды, непреклонно сжатые губы – они готовы были стоять до последнего, отстаивая не только свои идеи, но и святую обитель.«Лучше погибнуть, чем предать веру», — считали послушники.

2 июля 1668 года войска, отправленные царём Алексеем Михайловичем, начали осаду Соловецкого монастыря. Взять обитель оказалось совсем непросто. Соловецкий монастырь был не только оплотом старообрядцев, но и мощной крепостью, которая должна была противостоять шведам. Само по себе расположение монастыря на острове посреди закованного во льды моря также являлось превосходной защитой. Местное население превосходно снабжало монахов провизией, а в самой крепости имелся большой запас оружия.

Для прибывших стрельцов Соловецкий монастырь оказался действительно неприступной крепостью. На протяжении семи лет защитники обители насмерть стояли за свою веру. Стрельцы предприняли несколько неудачных попыток штурма, но все атаки были отбиты. Взять монастырь помогло не оружие, но предательство. Чернец-перебежчик Феоктист указал тайный ход, по которому можно было проникнуть в обитель. В январе 1676 года крепость старообрядцев пала.

Боярыня Морозова . Художник Суриков

Для прекращения старообрядческого раскола в обществе, церковный Собор провозгласил анафему – отлучение от церкви всем отступникам-«старообрядцам«, а их лидеров  обеих сестёр Соковниных (княгиню Евдокию Урусову и боярыню Морозову) в 1671 году подвергли аресту и заточили в земляную тюрьму. Такая казнь считалась в России более «благочестивой», так как обходилась без крови и особенной боли. Обе умерли от истощения осенью 1675 года. Их имущество было конфисковано в государственную казну.

Однако, проведённые Патриархом Никоном церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора и оставили в силе все его реформы и наложили ещё более жестокие наказания на приверженцев старого обряда.

Церковные реформы Никона устранили существенные отличия от ортодоксального православия, что способствовало утверждению концепции «Москва — третий Рим» и объявлению России наследницей Византийской империи, ставшей во главе всего православного мира. С точки зрения имперской стратегии это была точная и выверенная деятельность государства, укреплявшего царскую власть и единство православной церкви.

Перед смертью царь Алексей Михайлович в своём завещании просил прощения у Патриарха Никона. Новый царь Фёдор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в Воскресенский монастырь, основанный им. 17 августа 1681 г. по пути в Москву Патриарх Никон умер. Он был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря.

В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, восстановившие Никона в сане Патриарха всея Руси.

Путешествие Великого посольства Петра I по Европе
Последний успешный басилевс Восточной Римской империи Мануил Комнин

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*