Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / 100-летие гражданской авиации России.

100-летие гражданской авиации России.

Sukhoi Superjet 100 Аэрофлота, носит имя маршала авиации Бориса Бугаева

9 февраля отмечается 100-летие гражданской авиации России. Именно 9 февраля 1923 года было принято постановление Совета труда и обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Для воздушных судов и пилотов была установлена обязательная государственная регистрация и приписка к одному из аэродромов Советского Союза и определены правила, порядок и условия полётов.

«Добролёт» у истоков гражданской авиации

Едва закончилась Гражданская война и ещё царила разруха, но уже начались интеграционные процессы, завершившиеся в конце 1922 года — тогда из отдельных республик и народов был образован Союз Советских Социалистических Республик. Руководство нового государства увидело в нарождающейся авиации мощное средство для создания единого хозяйственного механизма из удаленных друг от друга на тысячи километров регионов. Принятые вскоре меры для скорейшего развития гражданской авиации и использования самолетов для транспортных целей, позволили сделать заметный скачок на этом поприще.

Как известно, в 1921 году в СССР сменили политику военного коммунизма на новую экономическую — НЭП, которая позволяла частным лицам владеть малыми и средними предприятиями. Одним из первых в советском государстве акционерных обществ с участием частных средств и госкапитала стал «Добролёт» — это коммерческое предприятие гражданской авиации было основано 17 марта 1923 года. В уставе общества указывалось, что оно учреждено «для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путём организации воздушных линий и перевозки пассажиров, почты и грузов».

«Добролёт» широко рекламировался, заметный рост уставного капитала был отмечен уже в первые три месяца существования предприятия. Для выполнения полётов было приобретено 14 пассажирских шестиместных металлических самолётов Ю-13 у московского представительства акционерного общества «Юнкерс». Пилотами на них работали как военные авиаторы, так и гражданские.

С 1 августа 1921 года начались регулярные рейсы Москва — Нижний Новгород (первый коммерческий полет с пассажирами выполнил орденоносец Яков Моисеев). Пока работала Нижегородская ярмарка — до 22 сентября — пилоты «Добролёта» осуществили 94 рейса, и перевезли 270 человек и около 2 тысяч кг различных грузов.

В октябре 1923 года СТО принял постановление «Об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок» и утвердил ориентировочный план открытия новых авиалиний общей протяженностью свыше 6 тысяч км в индустриальных районах Сибири, на Дальнем Востоке, в Закавказье и Средней Азии. Тогда же начался выпуск ежемесячного журнала «Самолёт». Отдельное внимание уделили развитию главного аэропорта Советского Союза, который располагался в центре Москвы на Ходынском поле: отсюда самолёты перевозили почту, матрицы центральных газет, срочные грузы, госслужащих, а затем и других пассажиров.

К концу 1923 года в СССР действовали три воздушные линии: Москва — Нижний Новгород; Москва — Тифлис (сегодня Тбилиси, обслуживаемый фирмой «Юнкерс») и Москва — Кёнигсберг (концессионное общество «Дерулюфт»  созданное в ноябре 1921 года). На всех трассах за пять месяцев налет составил свыше 380 тысяч часов: было перевезено 1 676 пассажиров и 28,3 тысяч кг грузов. 

Весной 1922 года авиапредприятие запустило первую регулярную авиалинию Москва — Смоленск — Ковно — Кёнигсберг, по которой перевозились почта и пассажиры. Уже через три года партнеры торжественно отметили налёт первого миллиона километров.

По регулярности и безопасности полётов, культуре обслуживания авиалиния Москва — Смоленск — Ковно — Кёнигсберг считалась одной из лучших в Европе. В 1935 году рейс Берлин — Москва продолжался 10 часов. Билет стоил 160 марок или 74 рубля.

В начале 20-30-х годов прошлого века советские авиаконструкторы делали всё, чтобы убрать из нашего воздушного пространства иномарки — «Юнкерсы» и «Фоккеры».

Первый советский пассажирский четырёхместный АК-1 был сконструирован в ЦАГИ в конце 1923 года. конструкторами Владимиром Александровым и Владимиром Калининым при участии Алексея Черемухина. Машину передали «Добролёту» под названием «Латышский стрелок». АК-1 развивал скорость до 146 км/ч,  забирался за 16 минут на высоту 1000 метров, и мог набирать высоту 2200 метров.

Укрепление гражданской авиации продолжилось путём внедрения в эксплуатацию новых отечественных самолётов и авиа моторов, расширения сети авиашкол и выполнения все более длительных перелётов, в том числе за рубеж.

АНТ-2 — первый наш цельнометаллический самолёт. Планер и гофрированная обшивка были сделаны из кольчуг-алюминияпервого отечественного сплава для авиастроения. Прежде был только дорогой немецкий дюраль. Импортозамещение в действии! С 1925 года СССР стал постепенно отказываться от иностранных машин.

Первый самолёт-невидимка.

ПО2 (до 1944 У-2), многоцелевой самолёт-биплан, созданный в 1928 под рук. Н. Н. Поликарпова, один из самых массовых самолётов в мире. Всего в СССР построили около 40 тысяч бипланов.

Это легендарный самолёт Великой Отечественной войны. Однако, По-2 успел повоевать и в Корее в 50-х годах прошлого века, уже в эпоху реактивной авиации. Американские летчики называли его неуловимым, так как По-2 летел слишком низко и слишком медленно для реактивных машин, а материалы, из которых был изготовлен (фанера и ткань), делали его незаметным для радаров.

Самолет АНТ-20 Максим Горький

Трагедия АНТ-20 «Максим Горький«

АНТ-20 «Максим Горький« стал самым большим в мире самолётом с сухопутным шасси. Показательный факт: его принимала комиссия в составе 200 человек. В июне 1934 года машину впервые поднял в воздух легендарный лётчик Михаил Громов, считавший его «изумительным самолётом».

Крылатая махина АНТ-20 брала восемь членов экипажа и 72 пассажира. Особенность состояла в том, что это был агитсамолёт. На борту электростанция, кинопроектор, библиотека, типография… В салоне ковры на полу, спальные каюты, буфет.

Трагедия случилась 18 мая 1935 года. Во время полёта, организованного для семей авиастроителей, по просьбе киношников истребитель И-5 попытался сделать мёртвую петлю вокруг «Максима Горького», но врезался в мотор АНТ-20. Катастрофа унесла десятки жизней и уничтожила уникальный самолёт.

Одновременно с «Добролётом» в 1923 году было создано две авиакомпании — «Укрвоздухпуть» со штаб-квартирой в Харькове и «Закавиа» — в Баку, которые в 1925 году объединились, а в 1930 году «Укрвоздухпуть» объединился с «Добролётом». Это понятно. Советский Союз, как единое пространство для полётов авиации, должен иметь и централизованное управление авиационной отраслью.

В октябре 1930 года решением СТО было образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота (ВО ГВФ), таким образом упразднили частные и получастные компании (НЭП сворачивали), которые ранее осуществляли перевозки, в том числе и общество «Добролёт». 25 февраля 1932 года было создано Главное управление ГВФ при СНК СССР, получившее чуть позже наименование «Аэрофлот», с непосредственным подчинением Совету народных комиссаров (СНК) СССР . Первым начальником Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота стал Абрам Гольцман.

В апреле 1932 года был утвержден первый Воздушный кодекс Союза ССР — один из первых в мире сводных законов по авиации.

В марте 1932 года Гражданскому воздушному флоту СССР присвоили краткое наименование «Аэрофлот», которое сохранилось по сей день и в современной России.

Пилоты «Аэрофлота» и Великая Отечественная война

В 30-е годы прошлого века, вероятно, были более известны стране имена именно военных и полярных летчиков, но их гражданские коллеги также осваивали полеты в самые дальние уголки Советской страны.

Первым среди всех авиаторов, кто к 1936 году налетал 1 млн км без единой аварии, был пилот Николай Шабанов, награждённый орденом Ленина. Шабанов работал в Совете по безопасности полетов ГУ ГВФ.

К 1935 году авиа перелёты осуществлялись только на отечественных воздушных судах.

За 10 предвоенных лет гражданская авиация выросла количественно и качественно, самолетный парк увеличился в 50 раз и почти полностью состоял из отечественной техники; аэродромная сеть выросла в 16,5 раза; численность пилотов — в 80 раз. После вторжения гитлеровской Германии пилоты гражданской авиации стали кадровым резервом ВВС Красной армии.

самолета У-2, вывозит раненых, 1941 год

В июне 1941 года нарком обороны подчинил в оперативном отношении ГВФ себе, было сформировано шесть авиагрупп особого назначения — экипажи этих частей участвовали в эвакуации наиболее ценного оборудования из разных уголков страны, совершали полёты в блокадный Ленинград, доставляли продукты питания, вывозили детей и раненых, выбрасывали десанты под Москвой, выполняли полёты за линию фронта для установления связи с партизанскими отрядами.

В процессе создания в марте 1942 года Авиации дальнего действия привлекли многих ведущих лётчиков гражданской авиации. Их умение пилотировать ночью и в облаках, находиться за штурвалом по 6–8 часов, ориентироваться в самых сложных обстоятельствах было весьма востребовано.

Можно утверждать, что личный состав «Аэрофлота» внёс достойный вклад в победу советских Вооруженных сил. Имея в 1941–1945 годах порядка 3 тысячи самолётов, преимущественно легкомоторных, ГВФ налетал около 4,5 млн часов, перевезя более 2,3 млн военнослужащих, партизан, политработников и других пассажиров, а также до 280 тысяч тонн различных грузов.

Бои Великой Отечественной войны ещё не окончились, когда правительство поставило перед ГУ ГВФ задачу не только восстановить разрушенное, но также продумать и утвердить план перспективного развития гражданской авиации на пять послевоенных лет. В этом документе предусматривалось повышение роли «Аэрофлота» в транспортной системе страны, резкое увеличение объемов работы всех видов авиации с одновременным ростом технической оснащенности отрасли.

Реактивная техника в гражданской авиации

Авиация бурно развивалась во всем мире в 50-е годы прошлого века. В СССР обновление авиатехники началось с самолётов для местных линий. «Аэрофлот» пополнили Ан-2, Ил-14.

Советская авиапромышленность позволила вести освоение труднодоступных районов Западной Сибири и Крайнего Севера, разведку полезных ископаемых, а также обслуживать нужды сельского и лесного хозяйства, решать иные задачи.

Самолет Аэрофлота АН-2

Ан-2 влетел в книгу рекордов Гиннесса.

Ан-2 — самый большой одномоторный биплан в мире. Первый полёт совершил 31 августа 1947 года. В Книгу рекордов Гиннесса Ан-2 попал как единственный самолет в мире, который выпускают в СССР и России уже более 70 лет. Производство Ан-2 сейчас продолжается в Китае. Самолёт Ан-2 настоящий солдат — надёжный и мощный, может лететь куда угодно, может осуществлять посадку на лыжах зимой, на колесах — летом, на поплавках — на любом водоёме. Командир мог сам присмотреть сверху и выбрать площадку для посадку, успешно сесть и взлететь.

Модели самолётов ведущих авиационных конструкторских бюро (КБ) советской авиапромышленности отличались даже внешне. Ан «Антонов» — основательность и практичность, Ил «Ильюшин» — мягкость, грациозность. Як «Яковлев» — стремительность. Ту «Туполев» — строгость во всем, включая эргономику и дизайн.

С началом развития программы технического перевооружения «Аэрофлота» скоростными турбореактивными и турбовинтовыми лайнерами «первой ласточкой» стал Ту-104, который летом 1956 года приступил к дальним пассажирским перевозкам. Затем на магистральные линии вышел Ил-18, отличавшийся высокой экономичностью и надежностью.

Реактивный пассажирский Ту-104

В 1956 году первый советский реактивный пассажирский Ту-104 приземлился в Лондоне. Запад был шокирован не только тем, что Советский Союз смог построить такой сложный самолёт, но и высоким уровнем его интерьера. Британская пресса сравнила произведенный эффект посадки реактивного пассажирского Ту-104 с приземлением НЛО. Когда на следующий день прилетел второй Ту-104, с другим номером, британская пресса написала: русские «перекрашивают номера на своей опытной машине». Тогда конструктор Андрей Туполев приказал прислать в Лондон сразу три самолёта Ту-104!

В декоре салона самолёта Ту-104 использовали полированную латунь и красное дерево. Американский пианист Ван Клиберн вспоминал Ту-104 как одно из чудес, поразивших его в СССР. Наряду с Красной площадью и московским метро.

Ещё до окончания испытаний новых лайнеров «Аэрофлот» развернул подготовку к их эксплуатации, переучивание личного состава и оснащение аэродромов необходимой техникой. Пилоты осваивали большие скорости и высоты, преодолевали психофизический барьер: например, крейсерская скорость Ту-104 равнялась 800 км/ч, тогда как у его предшественника — Ил-14 она составляла 350 км/ч.

Первый советский двухпалубный Ту-114 взлетел в ноябре 1957 года. Тогда это был крупнейший в мире пассажирский самолёт. Летом 1959 года двухпалубный Ту-114 впервые прибыл в Соединенные Штаты, там 40 минут не могли найти подходящий трап. Пришлось подогнать самый высокий из имеющихся и на него поставить стремянку. А в сентябре 1959 года, тем же бортом, в США прилетел Никита Хрущев.

На тот момент Ту-114 ещё не завершил эксплуатационные испытания. Это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный авиа перелёт на борту самолёта не завершившего все испытания.

Гражданская авиация перестала быть экзотикой, её услугами стали пользоваться миллионы простых людей, чтобы слетать в отпуск к тёплому морю. В 1961 году «Аэрофлот» на ряде направлений перевозил уже больше пассажиров, чем железная дорога, а общий объём транспортировок увеличился по сравнению с 1940 годом почти в 60 раз.

Антей Ан-22

Ан-22 «Антей» — самый большой в мире турбовинтовой самолёт и первый в мире широкофюзеляжный самолёт. Первый полёт Ан-22 «Антей» совершил в феврале 1965 года. Мог поднимать 60 тонн груза при максимальной взлетной массе 225 тонн. При своих огромных размерах «Антей» мог взлетать даже с грунтовых аэродромов. «Созданием этого самолёта, — подчеркивал конструктор Олег Антонов, — был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень «толстого» фюзеляжа».

Ту-144 сверхзвуковой самолёт

Быстрее звука

Первый в истории сверхзвуковой пассажирский Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года. На два месяца раньше конкурента — англо-французского «Конкорда». Советский лайнер Ту-144 летал на высоте 20 км — выше «Конкорда»,  поднимавшегося на 18 км, и быстрее: 2500 км/ч против 2300 км/ч. Сверхзвуковой Ту-144 мощнее, мог поднять 16 тонн против 13 тонн «Конкорда».

Однако движки Ту-144 оказались слишком прожорливыми, долететь до Хабаровска или Владивостока, как задумывалось, суперлайнер не смог. Пассажирский Ту-144 прописался только на маршруте из Москвы в Алма-Ату. Билет стоил 83 рубля 70 копеек. Обычный тариф был 62 рубля.

АН-225 Мрия СССР

Ан-225 «Мрия» стал самым огромным и тяжёлым самолётом в мире. Размах крыла с футбольное поле, шесть мощных турбореактивных двигателей. Максимальная взлётная масса — 640 тонн. Для сравнения: у Boeing-747 — 442 тонн, у Airbus-380 — 560 тонн.

Советский гигант Ан-225 родился по космическому проекту «Энергия-Буран». В мае 1989 года Ан-225 доставил космический корабль «Буран» на авиасалон в Париже и произвел там настоящий фурор. На счету самолёта Ан-225 насчитывается 240 мировых рекордов, в том числе перевозка самого тяжёлого груза (253 тонн), самого тяжёлого монолитного груза (188 тонн) и самого длинного груза.

Вклад двух министров в развитие гражданской авиации.

В работе «Аэрофлота» часто происходили организационные изменения.  27 июля 1964 года по указу Президиума Верховного Совета СССР образовали общесоюзное Министерство гражданской авиации (МГА) вместо прежнего ГВФ.  Первым министром назначили Евгения Логинова, который в годы войны был боевым летчиком и командиром соединений. Совершенствовалась структура управления — на основе отдельных авиагрупп создали самостоятельные управления, подчиненные непосредственно министерству.

Борис Павлович Бугаев, 1970

Значительные изменения в гражданской авиации связаны с именем Бориса Бугаева, ровесника гражданской авиации, он родился в 1923 году, сначала был командиром 235 отдельного Правительственного авиационного отряда, перевозившего первых лиц страны, а затем в течение 1970–1987 годов работал в должности министра гражданской авиации.

В 1976 году «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 млн пассажиров. Пилоты получали вознаграждения за выслугу лет в отрасли, бесплатные билеты сотрудникам «Аэрофлота» для полета в отпуск. Основная заслуга дважды Героя Социалистического Труда, главного маршала авиации Бугаева заключалась в техническом перевооружении отрасли, энергичном развитии отраслевой науки и всей системы подготовки кадров.

Як-40 для местных линий в СССР

Первый в мире трёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт Як-40 для местных авиалиний. Разработан в 60-е годы прошлого века. В 1970 году за его создание ОКБ Яковлева была присуждена Ленинская премия. К середине 1972 года самолеты Як-40 налетали уже более 150 млн километров и перевезли около 7 млн пассажиров.

Ил-62 пассажирский самолёт

Первым советским реактивным межконтинентальным пассажирским самолетом стал Ил-62. В нём была реализована масса смелых конструкторских решений. Самолёт мог безопасно завершить взлёт при отказе одного двигателя, а крейсерский полет и заход на посадку — даже при отказе двух двигателей. Ил-62 служил «бортом №1» — от Леонида Брежнева до Бориса Ельцина. В 1995 году ему на смену Ил-62 пришёл Ил-96.

Однако, негативные процессы в народном хозяйстве в последние годы существования СССР сильно влияли на отрасль. Старые самолеты вырабатывали ресурс, служившие несколько десятилетий Ту-154 и Ил-62, нужно было заменить, а новые лайнеры Ту-204 и Ил-96-300 поступали с существенными задержками. «Аэрофлот» стал серьезно уступать иностранным компаниям-авиаперевозчикам в комфорте, оперативности ремонта техники, себестоимости перевозок, обеспечении запасными частями и т.д.

В 80-е годы «Аэрофлот» был крупнейшей в мире авиакомпанией, но после распада СССР в 90-е «Аэрофлот» разделили на около 380 акционерных обществ, заключавших контракты с ведущими западными фирмами Boeing, Airbus, А-310, позднее Boeing 737, A-320 и других. Постепенный выход страны из экономического кризиса способствовал более ритмичной работе авиационной отрасли уже в новых экономических условиях.

Гражданская авиация сегодня

Ил-96 президентский самолёт

Ил-96-300 — первый советский межконтинентальный широкофюзеляжный самолёт. Смотришь на него, и создаётся ощущение мощи. Лайнер входит в десятку самых безопасных самолётов в мире. Специальный вариант разработан для авиа перелётов президента России.

В конце 2021 года члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО, от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization), куда входит и Россия, выработали меры по восстановлению устойчивого развития авиационной отрасли после окончания пандемии COVID-19. Однако, как известно, в конце февраля 2022 года ряд не дружественных западных государств, отбросив общепризнанные акты и принципы международного воздушного права, приняли беспрецедентные решения, закрыв воздушное пространство для российских лайнеров над территориями своих стран, а также расторгнув договоры о лизинге по более чем 700 воздушным судам, которые были арендованы РФ у западных компаний.

Принятые российской стороной ответные меры лишили эти недружественные государства прав на выполнение полётов в Россию и над ее территорией. Для сохранения воздушного флота страны проведена перерегистрация гражданских воздушных судов в Государственном реестре РФ.

«Гражданская авиация играет важнейшую роль в развитии российской промышленности, её высокотехнологичных направлений и, конечно, имеет особое значение для транспортного сообщения, для связанности регионов нашей огромной страны.» — заявил президент РФ Владимир Путин на совещании по развитию авиаперевозок и авиастроения 31 марта 2022 года.

Несмотря на санкции и ограничения, отечественная гражданская авиация продолжает развиваться: модернизируются аэропорты, совершенствуется аэронавигационная система, расширяется география полетов, внедряются российские технологии обслуживания пассажиров.

Согласно масштабной Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли, будет выделено более 770 млрд рублей до 2030 года, в частности, на субсидирование внутренних рейсов и поддержку авиастроения. Как ожидается, реализация всех запланированных мер обеспечит прирост годового пассажиропотока и увеличение доли отечественных самолетов в парках российских перевозчиков с  33% до 81%.

«Думаю, что и в 2023 году предприятия отрасли продолжат свою конструктивную работу, направленную на динамичное развитие. Это важно и для российских авиакомпаний и аэропортов, чтобы они развивались как рентабельный бизнес, и, конечно, для пассажиров, чтобы у них была возможность купить авиабилет по доступной цене, а уровень безопасности, комфорта и сервиса отвечал бы самым современным стандартам», — отметил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

В силу географических масштабов страны и климата Россия обязана быть авиационной державой. Авиационная отрасль России имеет все возможности не только успешно преодолеть текущие сложности, но и получить новый импульс будущего развития.

Достижения прошлого года показали, что «коллективы гражданской авиации умеют решать поставленные задачи и готовы достойно встретить юбилей отрасли».

Сегодня на российском рынке авиа перевозок летают 111 компаний, из которых 25 считаются ведущими. Несмотря на многие перемены в отрасли, «Аэрофлот» сохранил за собой лидерскую позицию и остаётся основным национальным перевозчиком страны.

Первый в мире пассажирский самолёт «Илья Муромец» доставил авиапочту в Крым.

Качинская лётная школа

Страбон, описание Северного Причерноморья
История пруссов в Поруссии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*