Четверг , 13 Август 2020
Домой / Язык – душа народа / Традиции древнерусской резьбы по дереву

Традиции древнерусской резьбы по дереву

Резьба по дереву — традиционное древнерусское ремесло, ставшее неотъемлемой частью русской культуры. Искусство резьбы по дереву у праславян зародилось в те времена, когда появились первые примитивные режущие инструменты. Славянским народам приходилось прилагать немало труда, чтобы очистить территорию сплошь покрытую дремучим лесом под пашню и для строительства дома. Дерево на протяжении тысяч лет на Руси было основным материалом для строительства жилых домов, дорог, изгородей, бытовой утвари, орудий труда и плетение из бересты или ивовой лозы.
В искусстве резьбы по дереву, как и в древнерусской вышивке, отразились языческие представления народа о Вселенной.

В языческой Руси люди поклонялись восходящему и заходящему Солнцу, грозным стихиям природы, обожествляли Природу Земли в целом. В резьбе по дереву ещё в глубокой древности появились символические изображения Солнца, Неба, Земли, Человека, Воды или небесного Дождя, оплодотворяющего землю и дарующего плодородие людям.

Солнце изображали в виде круга, разделенного прямыми или волнистыми лучами на шесть  сегментов, который называли Перуновым знаком. Громовержец Перун — верховное божество древнерусского языческого пантеона богов. Перуновым знаком украшали дома там, где были особенно часты грозы – чтобы «отвести» попадание молнии в строение и избежать пожара.

Многие считают, что знак Перуна ставили на домах, где жили воины – ведь этот бог считался покровителем дружины великого князя Владимира, воинского братства, и князей.

Перунов цвет может выглядеть сложным ломаным крестом, напоминающим свастику, вращающуюся по солнцу — «посолонь» или против солнца — «противосолонь». Свастика, как солярный знак, использовалась во всех древних культурах, и считались обозначением движения солнца к зиме или лету.

Знак Солнца использовался в украшении крыши дома, так как крыша и всё, что выше потолка, символизировали небо, его располагали там, где сходились скаты, ниже конька. Это было традиционным местом для размещения солнечного (солярного) символа, дающего дому тепло и защиту всем домочадцам.

Причелины были «хлябями небесными», место их соединения – «вершиной неба».


Кони в резьбе – символы солнца, ведь именно они, по легендам, везли Солнце по небу с востока на запад и утром возвращали ночное солнце на восходе.

Солнце в Ведах называется бегуном, быстроногим конём; есть целый гимн, обращенный к нему, как к небесному коню.

Солнце разъезжает по небесному своду на крылатых, пламенно дышащих лошадях; быстро спешит оно вслед за Зарёй и к вечеру спускается в тихие воды океана.

О Сивке-бурке есть на Руси поверье, что конь этот пасётся в вечно цветущих степях небесного пастбища. Богатырские кони носят при себе живую и целющую воду и ударом своих копыт выбивают подземные ключи, т. е. дождевые источники Ильи-пророка, на которого народное суеверие перенесло древний культ Перуна.

Парные изображения птиц — лебедей, ласточек, уточек говорили о взаимной любви, крепком браке, их изображения были пожеланиями лада в семье.

Немецкие и славянские племена приписывают низведение небесного пламени аисту, из-за его красных ног, и дятлу, из-за красного, как огонь, хохолка. Славяне верят, что дом, на котором аист совьёт своё гнездо, безопасен от громового удара. На чьей соломенной кровле устроит аист (черногуз) своё гнездо, тому хозяину будет во всем удача.

На верхней части наличников, под причелинами – были птицы или крылатые мифологические существа Сирин и Алконост.

У всех народов арийского племени, птица имела общепонятный поэтический образ ветра, облака, молнии и солнечного света.  Орёл и сокол считались воплощениями бога-громовника Перуна и позже громовержца Ильи-пророка, поэтому перья птиц в деревянной резьбе украшали знаками Перуна.

Нижний край причелин образовывался волнистыми или зубчатыми линиями. Это традиционная символика воды, в том числе «небесной воды», то есть дождя. Там, где смыкаются причелины, расположено «полотенце» с солярным или громовым знаком.

Традиционные знаки земли в резьбе по дереву, как и в традиционной древнерусской вышивке, изображали в виде ромба, вытянутого по вертикали, или квадрат разделённый на четыре части с точками — это символ засеянного зерном поля, то есть символ плодородия.  Точки в данном случае символ семени, запятая означает прорастающее семя. В древнерусской вышивке ромб с точками был символом плода, беременной женщины. В целом символ плодородия земли и людей, весеннего возрождения жизни, развития семени и плода, использовался в домовой резьбе на наличниках, лобовых и разделяющих досках, в отделке дверей. Однако даже чаще его вырезали на предметах домашнего обихода — прялках и в вышивках на ритуальных свадебных полотенцах и на одежде.

Стилизованные изображения женщины – с воздетыми руками, с рогами, на коне, вырезали в верхней части наличника в виде мирового дерева жизни. Это символика богини Макоши – матери всего живого, прародительницы, подательницы жизненных благ, покровительницы женщин.

Древо Жизни, как оберег, изображали на оконных наличниках, входных дверях, на воротах, на домашней утвари — прялках, ткацких станках, деревянной посуде, в вышивках обрядовых полотенец и на одежде, призвание покровительство богини Роженицы и жизни для всего дома.

Мировое древо могло выглядеть действительно как дерево или быть стилизованным почти до неузнаваемости.

Современным людям, желающим отделать свой дом деревянной резьбой в славянских традициях и осознанно использовать древние знаки, принятые в резьбе и росписи, можно рекомендовать:

Для оформления свесов крыши, причелин, подзоров стоит взять волнистые или слабо рельефные контуры, напоминающие волну. Это будут «небесные хляби», символ воды, дождя. Если брать именно сакральное значение, символы должны защитить крышу от протечек и при этом уподобить её небу.

В места соединения причелин (под коньком), на концах причелин, на лобовой доске и фронтоне органично вписываются символы солнца и огня. Заключенный в круг крест или многолучевая звезда с прямыми или изогнутыми лучами.

Наличники, подоконники, «очелья» окон, дверные проёмы можно украсить символами плодородия. Ромб с углубленной серединой или ромбы, образованные пересечением прямых линий,дополняя его элементами растительного орнамента.

На предметах быта, детской мебели (колыбели, кроватке), женской утвари уместен будет знак Макоши или Рожаниц, а также символы плодородия и Солнца.

Термины кровного родства. ВНУК
Фанагорея - "свет, горящий на горе"

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*