Суббота , 24 Октябрь 2020
Домой / Мир средневековья / Тенденции художественного развития на южном побережье Балтики

Тенденции художественного развития на южном побережье Балтики

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986

Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.

Тенденции художественного развития на южном побережье Балтики

Тенденции развития стиля в изобразительном искусстве, подобного скандинавскому, выявляются и в землях к югу от Балтийского моря, хотя и не в тех же формах, и, пожалуй, не в таком объёме. В образцах орнаментов в западнославянской области между Кильской бухтой и низовьями Вислы на протяжении столетий господствуют те же мотивы ленточного плетения и растительных «усиков», происходящие, несомненно, в равной степени как из византийских, так и из скандинавских и западноевропейских источников.

14. Стилистические элементы орнаментального искусства Скандинавии вендельского периода и эпохи викингов
1. стиль Урнес в Норвегии, стиль Рингерике, стиль рунических камней;
2. еллингский стиль;
3. поздний викингский стиль, или стиль Борре (вторая половина IX — первая половина X в.);
4. ранний викингский стиль, или усебергский стиль (конец VIII — первая половина IX в.);
5. вендельский стиль VII — VIII вв.

Как и в Скандинавии, до начала христианизации и влияния церковного искусства в орнаментах преобладали условные, схематизированные образы53.

Заметную роль в изобразительном искусстве играли змеиные мотивы, изображения коня. Несомненно, создавались сравнительно крупные художественные произведения, деревянные скульптуры в человеческий рост и более (цв. илл. 25); об этом говорят многие хронисты.

При исследовании археологических памятников, однако, обнаруживаются сравнительно не многочисенные образцы, сохранившиеся в воде, как это было в Любеке, Берен-Любшине, Нойбранденбурге, Волине, Щецине, Гданьске, Ополье, Ладоге и Новгороде; высокий уровень грунтовых вод законсервировал в этих городах органические остатки, в том числе дерево.

У балтов, финно-угорских племён и восточных славян звериные мотивы встречаются в отделке одежды и в украшении тканей, в вышивке. В искусстве наблюдается тенденция к развитию звериного стиля54. Наконец, у пруссов в юго-восточной Прибалтике существовал обычай высекать каменные изваяния. Смысл их не всегда ясен, так же как и датировка. Они могут относиться как к IX–XI вв., так и ко времени монгольского нашествия.

Изображение языческого бога Святовита на камне в христианском соборе св. Вита

Вследствие этой неопределенности остается нерешенным и вопрос о происхождении некоторых каменных изваяний Поморья и славян острова Руян (Рюген), которые могли появиться под влиянием либо прусской традиции, либо романского искусства Центральной Европы, может быть опосредствованного Данией55. Славянские каменные статуи относятся ко второй половине XII века.

Несмотря на многочисленность влияний и стилистические заимствования, искусство и культура на юге Балтики характеризуются специфическими, своеобразными чертами, которые видоизменяются у разных племён. Это можно проследить по различным видам височных колец в славянских землях. Так, полые кольца «поморского типа» особенно наглядно и отчетливо характеризуют самобытное стилистическое направление, строго ограниченное областью между реками Парсентой и Пене, то есть территорией зарождающегося государства Поморов. Вторичный по отношению к нему центр производства «поморских колец» возник в среднем течении реки Хафель.

Север Европейской части России в IX – XIII веках скандинавские мореплаватели называли Биармией. В скандинавских летописях Biarmia последний раз упоминается в 1222 году. Словене – ильменские (новгородцы) называли эти земли Заволочьем, или Двинской землёй. Заволочье лежало к востоку от системы волоков, соединяющих бассейны рек Невы, Волги, Северной Двины и Онеги в районе Белого и Кубенского озёр.

Поморы – отличительное самоназвание (этноним) коренной этнической общности европейского Севера России (Поморья), восточные соседи норвежцев, живущие по берегам северорусских рек и морей. Это самый северный восточнославянский народ в мире, антропологически поморы отличаются высоким ростом — выше среднего, светлыми волосами и цветом глаз, относятся к северо-европейскому типу.

Поморы могут считаться одними из самым древних по времени возникновения субэтносом России. Этноним “поморы” возник не позднее 12 века на юго-западном (Поморском) берегу Белого моря, и в течении 14-16 веков распространился далеко на юг и восток от места своего возникновения.

Этнические, политические, культурные и экономические отношения, таким образом, предопределяли область распространения различных украшений. То же относится и к скандинавскому искусству. Художественный стиль эпохи викингов в Упланде и на Готланде, в Ютландии или западной Норвегии имеет особые, отличительные от соседних областей черты.

Далее… Сферы проявления балтийской культуры.

Сферы проявления балтийской культуры
Скандинавия и Северо-Западная Европа в эпоху викингов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*