Понедельник , 25 Май 2020
Домой / Мир средневековья / Готия во время татаро-монгольского нашествия

Готия во время татаро-монгольского нашествия

М.Б. Кизилов. «Крымская Готия: история и судьба». 

XIII век является одним из важнейших периодов в истории Крыма. Вторжение татаро-монгол в Таврику привело в движение народы, обитавшие в Северном Причерноморье и его окрестностях. Вскоре после первого набега в 1223 году, татары вновь приходят в Крым и оседают в его восточной части, вытесняя из степного Крыма кочевавших там половцев. По всей видимости, именно в результате военной деятельности татар в Крым прибывают караимы и армяне1. В 60 годы XIII века в Крыму появляются итальянские колонизаторы. Они заложили фундаменты многочисленных факторий и поселений, включая Каффу (Феодосия), самый крупный крымский город эпохи позднего средневековья и раннего нового времени. Одновременно с ними в Крым прибывают торговцы из стран мусульманского Востока и христианской Европы; многие из них также оседают на территории полуострова. В связи с усилением торговой деятельности и появлением новых поселенцев, в распоряжение учёных попадает гораздо большее количество письменных, археологических, эпиграфических, нумизматических и прочих источников, чем в предшествующие эпохи.

Оказавшись впервые в Крыму в 1223 году, татаро-монгольские войска разграбили Судак2, но вскоре покинули полуостров для того, чтобы принять участие в знаменитой битве на Калке, окончившейся сокрушительным поражением объединенных русско-половецких войск 31 мая 1223 года.

Новые набеги татаро-монгольских войск на Крым были предприняты в 1238, 1239, 1248 и 1249 годах3. Разграбив несколько крымских городов, татары не ушли, а осели в восточной части полуострова. Их первой столицей в Крыму стал город Солхат (иначе Сулхат / Солкат / Сурхат), с этого момента известный также под тюркским названием Къырым (в русифицированной транскрипции «Крым»; ныне г. Старый Крым). Позднее по имени главного татарского центра «Крымом» стал называться и весь полуостров. Подчинив своей власти восток Таврики, татары вскоре обратили свое внимание на её центральную и западную части.

Первые татаро-монгольские завоеватели Таврики. Историческая реконструкция одежды и вооружения эпохи Чингиз-хана (2006 год, Монголия)

Не вызывает сомнений тот факт, что татаро-монголы атаковали юго-западный Крым и Готию ещё в XIII веке. Случилось это еще во время правления хана Бату («Батыя» русских летописей; жил в 1209—1255/1256 годах). Об этом нам известно из нескольких письменных источников. Купец Марко Поло (1254—1324) писал, что хан Бату завоевал Готию и Газарию, ранее принадлежавшую половцам4. Об опустошении Готии татаро-монгольскими войсками во время правления Бату говорят и другие источники. Марино Санудо Старший, умерший около 1337 года, отмечал, что в 1242 году «татары опустошили Русию, Газарию, Сугданию, Готию, Зихию, Аланию, Польшу и другие державы общим числом до тридцати»5.

Никифор Григорас, византийский историк XIV века, утверждал, что татарские войска завоевали также народы зихов, абхазов и готов. Он датировал это событие царствованием византийского императора Иоанна III (1222—1254), что также совпадает со временем правления Бату-хана6. Об этом же упоминал в первой четверти XVI века польский каноник Матвей Меховский. В главе, посвященной генеалогии заволжских татар, он сообщил, что Батый (Bathi) разорил Готию, Русь и другие страны7.

Важно также помнить о том, что в 1238 году хан Шибан (Шайбан), младший брат Бату, с помощью военной хитрости завоевал Кырк-Йер (Чуфут-Кале)8. Знаменитый персидский хронист Рашид ад-Дин, рассказывая о завоевании Крыма монголами в 1238 году, сообщает о том, что Шибан захватил крымский город Таткару. По справедливому предположению И.В. Зайцева, топоним «Таткара» следует понимать как вариант топонима «Кырк-Йер»9. Это, несомненно, однозначно указывает на то, что монгольские войска вторгались в юго-западный Крым — и, возможно, тогда же разграбили и Крымскую Готию. Тот же Рашид ад-Дин сообщает далее о захвате Шибаном города Минкас (Манкас), под которым очень хотелось бы видеть искаженное «Мангуп», если бы не два «но». Во-первых, в XIII веке, по мнению археологов, на Мангупском городище практически не отмечается следов жизни. Во-вторых, на наш взгляд, топоним «Мангуп» появляется лишь во второй половине XV века. Кстати, Mankas или Mangatsch Рашид ад-Дина отождествлял с Мангупом В.И. Равдоникас10. Татары совершали набеги на юго-западный Крым и позднее.

В 1278 и 1299 годах войска золотоордынского правителя Ногая пронеслись по восточному и западному Крыму, разграбив и разрушив главные города полуострова — Сугдею, Херсон, Алустон, Горзувиты, Тепе-Кермен, Баклу, Сюрень, Мангуп и Эски-Кермен11.

Некоторые источники сообщают нам о том, что татаро-монголы не просто опустошили территории, на которых проживали крымские готы и аланы, но и подчинили себе эти народы. Марино Санудо информировал французского короля Филиппа VI в письме от 13 октября 1334 года о том, что среди народов, зависящих от татар, есть также проживающие в Галгарии (искаженное Газзарии, т. е. в Крыму) готы и немногочисленные аланы (Gothi et aliqui Alani)12. О том, что аланы и готы переняли одежду и обычаи татар, и более того стали их союзниками, упоминал около 1290 года византийский историк Георгий Пахимер13. Конрад Гесснер, швейцарский ученый XVI века, указывал, что незадолго до османского вторжения поселившимся в Крыму «остроготам, тем не менее, всегда позволялось владеть горами под [условием выплаты татарам] налога»14.

Исходя из этих сообщений, А.А. Васильев пришёл к выводу, что Крымская Готия, как и другие подчиненные регионы Таврики, вынуждена была выплачивать татарам дань. Однако татарских представителей власти, по его мнению, в Готии не было15. Для проведения исторических аналогий вспомним судьбу Кырк-Йера, бывшего, по предположению некоторых исследователей, столицей независимого аланского княжества, в чем-то похожего на Феодоро. Как мы продемонстрировали выше, крепость была взята ханом Шибаном уже в 1238 году. По мнению И.В. Зайцева, после этого Кырк-Йер, скорее всего, представлял собой столицу полуавтономного аланского владения, во главе с ханским наместником, на манер русских княжеств обложенного выходом, который поступал лично ханам16. Не постигла ли аналогичная судьба и Феодоро, и не стало ли княжество похожим полуавтономным владением? Ввиду отсутствия достоверных источников подтвердить или опровергнуть это суждение, впрочем, сложно.

В XIII и начале XIV века жизнедеятельность в столице Крымской Готии, городе Доросе-Феодоро, по археологическим данным едва прослеживается. Ситуация изменяется лишь во второй половине XIV века, о чем мы расскажем в следующем разделе.

Примечания.

1. См. Schütz E., Nagy K. Some Remarks on the Mongol Conquest of Greater Armenia and Its Consequences // Annual of Medieval Studies at CEU. 2000. № 6. P. 237—248; Кизилов М.Б. Крымская Иудея. Симферополь, 2011. С. 107—109.

2. Это случилось 27 января 1223 года (ЗООИД. 1863. Т. 5. № 33. С. 600).

3. Vasiliev. P. 163.

4. Polo M. The Book of Ser Marco Polo the Venetian Concerning the Kingdoms and Marvels of the East / Ed. and trans. Henry Yule. Vol. 2. London, 1921. P. 490.

5. Цит. по Vasiliev. P. 163, ft. 4.

6. Vasiliev. P. 163—164.

7. de Miechow M. De Sarmatia Asiana et Europea // Polonicae Historiae Corpus. Basileae, 1582. P. 129; Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.—Л., 1936. С. 65.

8. Об этом событии в мельчайших подробностях сообщает сочинение «Чингиз-наме» Утемиш-хаджи (XVI в.); в XVIII веке этот же рассказ в сильно искаженном виде передает Сейид Мухаммед-Риза (см. Зайцев И.В. Кырк-Йер/Кыркор (Чуфут-Кале) и ранняя история Крымского ханства // От Онона к Темзе. Чингисиды и их западные соседи. М., 2013. С. 494—505). К сожалению, ни один из крымских историков не использовал важнейший труд Утемиш-хаджи.

9. Там же; ср. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II. М; Л., 1952. С. 39.

10. Равдоникас В.И. Пещерные города Крыма и готская проблема в связи со стадиальным развитием Северного Причерноморья // ГС. С. 21.

11. Мыц. С. 29, 58.

12. Kunstmann F. Studien über Marino Sanudo den Aelteren. München, 1855. S. 105.

13. Vasiliev. P. 172; Stearns. P. 5—6, ft. 7.

14. Gessner K. Mithridates. Zürich, 1555. S. 43.

15. Vasiliev. P. 164.

16. Зайцев. Кырк-Йер / Кыркор… (С. 499).

Далее… Феодоро и Готия в XIV веке

Феодоро и Готия в XIV веке
Образование Готской епархии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*