Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Знамёна русских воинов на рисунках XIX века

Знамёна русских воинов на рисунках XIX века

Миниатюра из рукописи XVIII века

В древнерусской летописи «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке в военных событиях конца XI века. Своё название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит»). «Выступи полк… и подъяша стяг» (Ипатьевская летопись).

Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, и за этим неизбежно следовало беспорядочное отступление или бегство всего войска. Вокруг стяга разыгрывалась самая жестокая битва, на захват флага противника направлялись все усилия, так как судьба воинского стяга решала исход всей битвы.

«Стяг» не только воинское знамя, но и «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке, а также находиться в чьём-либо войске, отряде.

В ХII веке под «стягом» всё чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение.

Древнерусские стягви и хоругви поэтично описаны в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца ХII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!». Первая встреча с половцами закончилась удачно для русского князя, и автор «Слова», воздавая ему хвалу, восклицает:

«Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!».

В конце ХIII века на Руси в употребление входит термин «знамя». В ХIII — XVII веках употребляются оба названия — «стяг» и «знамя», а в конце XVII века слово «стяг» уже не встречается.

В XVI веке «большое воинское знамя» было уже в каждом полку, а у воинской сотни были «меньшие знамена». Знамя на Руси стало важнейшим атрибутом любого воинства, в бою и военных походах оно являлось знаком единения войска и символом будущей или наступившей победы.

Древнерусский стяг украшала эмблема князя, с началом христианизации Руси, к концу XIV века на стяге изображали лик Иисуса Христа.

«…И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись о Куликовской битве).

Живописные или вышитые изображения на знаменах в России носили религиозный характер: это могло быть изображение креста как главного символа христианской веры или образы Спасителя, Богоматери, святых воинов и мучеников, покровительствовавших военным силам.

В собрании Музеев Московского Кремля сохранилась коллекция полковых знамён, знамён Больших полков, которые после военных событий поступали в Оружейную казну. Как и другие памятники нашего собрания, русские знамёна  отражены в рисунках XIX века. Часть этих рисунков представлена на выставке «Небесное воинство. Образ и почитание» в Музеях Московского Кремля.

Поскольку знамена отличаются большими размерами полотнищ и более других памятников были подвержены утратам в силу особенностей своего бытования, их фиксация в рисунках была очень важна, так как это позволяло сохранить представление о предметах, а также об украшающих их сюжетах и надписях.

Знамя «Великий Cтяг». Рисунок Д.М. Струкова. Россия, 1862.  Музеи Московского Кремля.

В 1862 г. художник Д.М. Струков выполнил рисунки двадцати трёх старинных знамён из коллекции Оружейной палаты, где он работал художником-археологом. Кстати, помимо рисунков знамен художник Д.М. Струков создал целую серию акварелей и рисунков с уникальных предметов музейной сокровищницы, фиксация которых имела большое значение до появления фотографии.

Самое раннее из знамен, хранящихся в собрании Музеев Московского Кремля — знамя «Великий Стяг», выполненное по повелению царя Ивана IV Грозного в 1560 г. На рисунке Д.М. Струкова знамя с откосом показано с древком и навершием. На полотнище знамени изображена сцена из Откровения Иоанна Богослова. Слева в круге — Иисус Христос, увенчанный короной, на коне, во главе Небесного воинства, над фигурой Христа — парящие херувимы и серафимы. Перед Христом, на откосе знамени, изображён архангел Михаил на крылатом коне, с крестом в левой руке, его лик обращен ко Христу. Образом архангела как предводителя Небесного воинства и особого защитника Русской земли часто украшали оружие и знамена. В верхней правой части откоса знамени помещен воинский атрибут архангела — лежащий меч. Фигуры Иисуса Христа и архангела Михаила изображены на фоне множества золотых звезд. По кайме знамени располагается текст золотом, вязью.

Вверху название тушью: ЗНАМЯ ВЕЛИКIЙ СТЯГЪ Ц(А)РЯ IВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА 1560 Г(О)Д. Внизу справа тушью подпись: РИСОВАЛЪ ХУДОЖНИКЪ ДМИТРIЙ СТРУКОВЪ 1862 г.

Знамя Большого полка царя Алексея Михайловича. Рисунок. Д.М. Струков. Россия, 1862. Музеи Московского Кремля

На рисунке представлено знамя Большого полка царя Алексея Михайловича 1653–1654 гг. Знамя с откосом показано с древком и навершием.

На среднике знамени — композиция «Покров Богоматери». Образ стоящей на облаке Богоматери в окружении святых, свидетелей и апологетов этого чуда, помещён внутрь условно представленного Влахернского храма в Константинополе.

В религиозной живописи и на знаменах нередко изображали святых воинов, обеспечивающих русским войскам свое духовно-нравственное небесное покровительство и победу на поле брани. На откосе Знамени Большого полка царя Алексея Михайловича в центральном медальоне представлен святой великомученик Димитрий Солунский в образе воина, на серебряном коне, в золотых доспехах, с крестом и мечом. В других медальонах — изображения Голгофского креста в окружении серафимов и херувимов, а также Ангел Господень с крестом, стоящий на облаке. Иконография великомученика Димитрия Солунского как святого воина стала распространенной с XI века, и помещение его образа на знамя было вполне органично. Поле откоса знамени украшено золотыми звездами, розетками и кругами. Вокруг композиций и на кайме располагается текст золотом, вязью.

Вверху тушью название: ЗНАМЯ БОЛЬШАГО ПОЛКА 1654 Г(О)Д. Внизу справа тушью подпись: РИСОВАЛЪ ХУДОЖНИКЪ ДМИТРIЙ СТРУКОВЪ 1862 г.

Знамя Особого Большого полка царя Алексея Михайловича. Рисунок. Д.М. Струков. Россия, 1862. Музеи Московского Кремля

На рисунке представлено знамя Особого Большого полка царя Алексея Михайловича 1654 г. Знамя с откосом, с древком и навершием. На среднике знамени изображена многофигурная композиция «Рождество Христово». В центре на фоне пещеры представлена фигура Богоматери с новорожденным Младенцем в яслях, вверху — полуфигура ангела в облаках с Вифлеемской звездой, слева — два ангела, рядом — сцены «Поклонение волхвов», «Ангел и пастухи», «Сомнения Иосифа», «Купание младенца Христа».

На откосе знамени изображено Небесное воинство: облаченных в золотые одежды всадников на серебряных крылатых конях возглавляет архангел Михаил, увенчанный короной, с крестом и мечом, его изображение заключено в круг. На кайме знамени располагается текст золотом, вязью.

Вверху тушью название: ЗНАМЯ ОСОБАГО БОЛЬШАГО ПОЛКА 1654 Г(О)Д. Внизу справа тушью подпись: РИСОВАЛЪ ХУДОЖНИКЪ ДМИТРIЙ СТРУКОВЪ 1862 Г.

Следующие два рисунка выполнили ученики Московского дворцового архитектурного училища, располагавшегося на территории Московского Кремля. Будущие архитекторы в 1832 г. по высочайшему повелению императора Николая I зарисовали двадцать четыре древних знамени из собрания Оружейной палаты поскольку при её посещении государь отметил:

« хранящиеся там древние знамена, приходят в ветхость, и поэтому дабы не лишиться впоследствии совершенно сей древности» повелел «снять с них верные рисунки с обоих сторон, и сделав в сих рисунках надписи, когда и от кого и по какому случаю взяты были, переплесть их в виде Атласа, который завсегда хранить при Оружейной Палате».

Знамя сотни Государева полка. Рисунок. А.И. Строганов. Россия, 1832. Музеи Московского Кремля

На рисунке представлено сотенное знамя 1673–1675 гг. Знамя с квадратным полотнищем показано с древком и навершием. На знамени представлен образ первого христианского императора Константина, провозгласившего христианство государственной религией Римской империи. Образ Креста, который был явлен императору Константину перед битвой с Максенцием как залог победы над язычеством, превратился в главный символ христианства.

Император Константин изображён в центре полотнища на светло-красном орнаментальном фоне, украшенном золотыми звездами, верхом на коне, в поднятой правой руке он держит крест, в левой — скипетр, символ государственной власти. Голова его увенчана короной, за спиной развевается золотой плащ. Конь — «огненного» цвета, конская упряжь отделана золотом и драгоценными камнями. По светло-синей кайме знамени внизу и вверху располагается текст золотом, вязью, слева и справа кайма украшена растительным орнаментом, также выполненным золотом.

По краям листа помещена рамка, очерченная тушью. На нижнем крае справа тушью подпись: СЪ ПОДЛИННАГО КОПИРОВАЛЪ АЛЕКСАНДРЪ СТРОГОНОВЪ.

Знамя сотни Государева полка. Рисунок.И.Ф. Михайлов. Россия, 1832. Музеи Московского Кремля

На рисунке изображено сотенное знамя 1696 г. Знамя с квадратным полотнищем показано с древком и навершием. В центре полотнища на малиновом орнаментальном фоне помещен образ святого Иоанна Воина, христианского мученика IV века, служившего в войске римского императора Юлиана Отступника, но подвергнутого мучениям за благочестивое отношение к гонимым христианам.

Святой Иоанн как защитник страдающих и угнетенных представлен верхом на белом коне, в коротких доспехах, с мечом, поднятом вверх, и ножнами у пояса, с развевающимся плащом. Над его головой — золотой нимб, торс его развернут фронтально, что дало возможность художнику реконструировать просветленный лик святого, чей образ на подлиннике был значительно утрачен. По светло-зелёной кайме знамени внизу и вверху, а также около изображения Иоанна Воина располагается текст золотом, вязью. Слева и справа кайма знамени украшена растительным орнаментом, также выполненным золотом. По краям листа помещена рамка, очерченная тушью.

На нижнем крае справа тушью подпись: СЪ ПОДЛИННАГО КОПИРОВАЛЪ ИВАНЪ МИХАЙЛОВЪ.

Статья подготовлена по материалам каталога к выставке «Небесное воинство. Образ и почитание». Музеи Московского Кремля. Автор Ирина Богатская.

Польский вопрос и русский ответ
Святая Вероника — покровительница фотографов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*