Пятница , 28 Март 2025
Домой / Мир средневековья / Восточно-славянские племена и учреждение государства

Восточно-славянские племена и учреждение государства

Философ Александр Дугин (отец Дарьи).

Восточно-славянские племена и учреждение государства.

Оглавление
Восточные славяне в «Повести временных лет»
Древнерусские города
Политии и этносы Древней Руси
Источники и примечания.

Восточные славяне в «Повести временных лет»

Восточнославянские племена упомянуты в «Повести временных лет» как одно из ответвлений славянского народа, который, в свою очередь, в духе библейской этнологии уверенно относится летописцем к потомкам Иафета, сына Ноя, как и большинство индоевропейских народов.

Также эти же славяне, придя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и прозвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, назывались своим именем и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так распространился славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.[1]

Такоже и тѣ же словѣне, пришедше, сѣдоша по Днепру и наркошася поляне, а друзии деревляне, зане сѣдоша в лѣсѣхъ, а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и наркошася дреговичи, и инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошася полочане, рѣчькы ради, яже втечеть въ Двину, именемь Полота, от сея прозвашася полочанѣ. Словѣне же сѣдоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ, и сдѣлаша городъ и нарекоша й Новъгородъ. А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи, и по Сулѣ и наркошася сѣверо. И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмьже и прозвася словеньская грамота.

Здесь перечислены основные восточнославянские племена. Следует обратить внимание на то, что «ильменских словен» летописец считает носителями собственного этнонима — «назывались своим именем». Другие же племена получили название от рек или лесов. Так «ильменские словене» заложили Новгород и составили в нём основное население. Согласно поздне-летописной легенде XVII века, Новгород ранее назывался «Словенск» и был основан предком Словеном. Вторым важнейшим городом ильменских словен была Руса (Старая Руса), которую заложил Рус[2].

На севере расселились также дреговичи и полочане, на западе — древляне, а на северо-востоке — северяне. В центре же восточнославянского горизонта расположились поляне. Это центральное положение полян отчасти и предопределило их роль в восточнославянском историале. Именно они, согласно «Повести временных лет», основали Киев. Были ли эти поляне прямыми потомками антов или, как утверждает летописец, они пришли в Поднепровье позднее из Подунавья, достоверно сказать невозможно. Легенду об основании Киева «Повесть временных лет» передает так:

Поляне же жили в те времена сами по себе и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: а один по имени Кий, а другой — Щек, а третий — Хорив, и сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, отчего и названа Хоривицей. И построили город и в честь старшего своего брата дали имя ему Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были люди те мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне — киевляне и доныне.[3]

Поляномъ же живущиим о собѣ и владѣющимъ роды своими, яже и до сея братья бяху поляне, и живяху кождо съ родом своимъ на своихъ мѣстехъ, володѣюще кождо родомъ своимъ. И быша 3 брата: а единому имя Кий, а другому Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра ихъ Лыбѣдь. И сѣдяше Кий на горѣ, кдѣ нынѣ увозъ Боричевъ, а Щекъ сѣдяше на горѣ, кдѣ нынѣ зовется Щековица, а Хоривъ на третьей горѣ, отнюду же прозвася Хоривица. Створиша городокъ во имя брата ихъ старѣйшаго и наркоша й Киевъ.* И бяше около города лѣсъ и боръ великъ, и бяху ловяще звѣрь, бяхуть бо мудрѣ и смыслени, и нарицахуся поляне, от нихъ же суть поляне — кияне и до сего дни.

Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь (Улыбчивая)

Показательно упоминание сестры трех братьев — княжны Лыбедь. Относительно этимологии ее имени ведутся споры. Если ранее более или менее единодушно это имя толковали как указание на «лебедя», то русский лингвист О.Н.Трубачев (1930 — 2002) настаивал на том, чтобы толковать его от слова «улыбка», то есть «улыбающаяся княжна»[4]. Следует обратить внимание также на распространенный у других славян (прежде всего западных) образ изначальной княжны — Либуше (у чехов), Ванды у поляков, в котором отразились вспоминания о древнейшем матриархате[5]. И хотя у полян такие коннотации отсутствуют, само созвучие имени Лыбедь и славянского Любы, любовь, может представлять собой отголосок древнейшей традиции, связанной с основанием славянских городов (Ванда и Краков, Либуше и Прага и тд.), как правило, расположенных на реках. Особенно важно это для тех городов, которые были изначально осмыслены как сакральные центры — столицы — в частности, Краков и Прага. Киев полян также выполнял роль такой сакральной столицы, во многом в силу своего нахождения в центре расселения восточнославянских народов, то есть того, что стало экзистенциальным горизонтом русских.

Этот фрагмент описывает переход от свободных крестьянских общин к централизованному иерархическому обществу. Несколько дальше летописец говорит о княжеском правлении не только у полян, но и у других восточнославянских племен.

И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было своё княжение, а у дреговичей своё, а у славян в Новгороде своё, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.[6]

И по сей братьи почаша дѣржати родъ ихъ княжение в поляхъ, а въ деревляхъ свое, а дрьговичи свое, а словѣне свое въ Новѣгородѣ, а другое на Полотѣ, иже и полочанѣ. От сихъ же и кривичи, иже сѣдять на верхъ Волгы, и на вѣрхъ Двины и на вѣрхъ Днѣпра, ихъже и городъ есть Смолѣнескъ; туда бо сѣдять кривичи. Таже сѣверо от них.

Летописец снова обращается к славянским народам, повторяя, кто к ним относился:

Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.[7]

Се бо токмо словѣнескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, поло- чане, дьрьговичи, сѣверо, бужане, зане сѣдять по Бугу, послѣже же волыняне.

В другом месте к ним добавляются радимичи, вятичи, уличи, тиверцы и хорваты.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода поляков. Были ведь два брата у поляков — Радим, а другой — Вятко. И пришли и сели: Радим на Сожи, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Бугу и по Днепру и возле Дуная. Было их множество: сидели по Бугу и по Днепру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая скифь».[8]

Полиномъ живущимъ о себѣ, якоже ркохомъ, сущии от рода словѣньска и наркошася поляне, а деревляне от словенъ же и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо два брата в лясѣхъ: Радимъ, а другый Вятко, И, пришедша, сѣдоста: Радимъ на Съжю, и про- звашася радимичи, а Вятко сѣде своимъ родомъ по Оцѣ, от него прозва- шася вятичи. И живяху в мирѣ поляне, и древляне, и северо, и радимичи, и вятичи и хорвата.* Дулѣби же живяху по Бугу, кде ныні волыняне, а уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по Днѣпру, и присЪдяху къ Дунаеви. И бѣ множество ихъ, сѣдяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да то ся зовяху от Грѣкъ Великая скуфь.

Происхождение вятичей и радимичей здесь связывается с поляками (то есть с западными славянами), что, как мы видели, отвергает Г.Вернадский.

Хорваты жили к юго-западу от дулебов, а те, к западу от древлян, соседствовавших с полянами. К северу от полян располагались радимичи.

Полоцкое княжество- 11 веке

Одним из племён кривичей были полочане, предки современных белорусов, вобравших в себя ряд балтийских этнических групп.

Самыми северные кривич жили в районе Пскова. Вероятно, с восточными балтами — голядью — смешались и славянские вятичи в районе Оки.

В целом к концу VIII века по Р.Х. мы можем реконструировать восточнославянских племен на следующей карте.

Славяне в 7 веке.

«Повесть временных лет» даёт этим племенам различные характеристики, которые определяются прежде всего перспективой самого летописца, который мыслит Русь и её народы, исходя из Киева, как политической и духовной столицы. Соответственно, поляне, как главное племя, живущее вокруг Киева, представляется носителем различных добродетелей — ума, смиренного нрава, высокого морального уровня поведения, законопослушности и т.д.

Северяне, радимичи и особенно вятичи представлены, напротив, как выразители «варварского» начала. Упоминаются их обряды трупосожжения, отсутствие единобрачия, ритуалы буйно дионисийского типа. Такими же видятся летописцу и древляне, не знающие брака, но похищающие жён.

Также долго держались древние дохристианские обычаи и у кричивей. Для этого племени, как и для ильменских словенов, также была характерна кремация трупов, причем среди восточнославянских племён именно у кривичей и словенов она была развита более всего.

Центрами же христианской культуры стали поляне (Киев) и ильменские словене (Новгород), и именно эти два города оказались первыми полюсами становления самостоятельной русской государственности с эпохи Рюрика.

На раннем этапе русского историала мы видим полян в центре других славянских племён, которые представлены наиболее «культурным» племенем, окруженным с востока, севера и запада другими восточнославянскими племенами, отличающимися от полян «варварским» укладом жизни. Второй полюс «цивилизации» находится на дальнем севере — в Новгороде, где в качестве этнического центра «цивилизованности» выступают ильменские словене. Такие определения отражают, безусловно, идеологию Киевской державы в её христианской версии, где сохранение дохристианских верований выступает заведомо как негативное свойство. Однако следует обратить внимание, что летописец все же не говорит ничего об особой воинственности полян и новгородцев, тогда как население Западной и Восточной Руси, напротив, описывается как воинственная и довольно агрессивная андрократия с некоторыми отчётливыми германо-сарматскими чертами.

Древнерусские города

Укрепленные поселения у древних славян существовали с древнейших времён. Вероятно, в большинстве своём это были стратегические центры, основанные военными отрядами, составлявшими элиту славянских обществ, которая состояла из сарматской, германской, а позднее алтайской (гунны, авары) воинской аристократии. В этих поселениях военные отряды сосредотачивали дань, собранную с местных земледельцев-славян. Постепенно же часть воинского сословия и само переходило к оседлости и оставалось в городах. Прототипы таких городов мы видим уже в скифское время, а также в Зарубинецкой и Черняховской археологической культуре.

Собственно русские города упоминаются с IX века, хотя почти всегда они закладывались либо на территории более древних городищ, либо рядом с ними. Как и на ранних этапах города почти всегда основывали князья, и изначально основным населением была княжеская дружина, составившая ядро русского боярства. Постепенно складывалось и городское простонародье, состоявшее из обслуги воинов, торговцев и ремесленников, которые имели смешанное происхождение, но в значительной мере формировалось из славян, приходящих из сёл и весей, прилегающих к городам.

Самым древним собственно русским городом считается Киев, основанный вероятно еще в VI веке по Р.Х., но ставшим важнейшим центром Древней Руси с начала IX века. Возможно до Рюрика уже существовали Ладога и Новгород.

Все остальные города Древней Руси были заложены династией Рюриковичей, как центры единого государственного пространства. В IX веке были основаны Изборск, Полоцк, Ростов, Муром, Белоозеро, Смоленск и Любеч. При этом большинство из них были возведены на месте более древних поселений — городов-крепостей.

В X веке создаются следующие города: Псков, Чернигов, Переяславль, Пересечен, Углич, Вышгород, Искоростень, Витебск, Овруч, Туров, Перемышль, Червень, Владимир-Волынский. В конце X начале XI века были заложены Владимир-Залесский и Суздаль.

Киев был центром земли полян, которые были главным восточнославянским племенем, вокруг которого и проходило формирование единого русского пространства. Он был самым крупным и влиятельным городом Древней Руси и закономерно стал позднее местонахождением великокняжеского престола. Поляне довольно быстро подчинили себе древлян, столицей которых был в начале Искоростен, а затем Овруч, включив эти города во владения Киева. В XI веке под прямой властью Киева оказывается заложенный в 1093 году город Торческ, столица торков, берендеев и других кочевых (преимущественно тюркских или тюрко-славянских) племен, лояльных Киеву. Город Триполье, давший название доиндоевропейской цивилизации Поднепровья, служил опорной крепостью для защиты славян от степняков-половцев и также входил в Киевские земли. Еще одним важным центром в древности был Переяславль, находившийся южнее от Киева по течению Днепра.

Вторым по величине и по значению в Древней Руси был город Новгород, центр ильменских славян и первый полюс древне-русской государственности. Новгород находится на северном берегу озера Ильмень к югу по течению реки Волхов от Ладоги (южный край Ладожского озера), которая по преданию была основана Рюриком. В Новгородскую землю входили такие древние города как Белоозеро (на востоке), а на западе Изборск и Псков, вокруг которого расселились самая северная часть кривичей. Позднее в XII веке в Новгородской земле были возведены Торжок, Великие Луки, Старая Руса, Волок-Ламский на юго-востоке и т.д.

Именно между Киевом и Новгородом и проходило становление велико-княжеской власти на первом этапе русского историала.

Полоцкое княжество- 11 веке

Крупнейшими центрами северо-западной Руси, где позднее сложился белорусский народ, были Полоцк, Витебск, Смоленск, Туров, в XI веке Минск, Друцк, Пинск, в XII веке Изяславль, Гродно и т.д. Здесь местное славянское население тесно контактировало с балтами, и возможно, сами белорусы представляют собой результат славяно-балтского синтеза, что продолжало традиционные балто-славянские связи, имеющие более, чем тысячелетнюю историю.

К западу от полян находилась область расселения волынян, где главными городами были Червень и Владимир-Волынский, позднее с XI века собственно Волынь. Тогда же в XI веке на Волыни закладываются Луцк, Бужск, Дорогобуж, Белз и т.д.

Приход Владимира Галицкого с остатками войск в Перемышль с просьбой о мире, заключение мира между князем Владимиром и Изяславом-II.

Одним из важных центров Западной Руси, находившимся на границе с Польшей, был Перемышль. В XI веке был заложен Теребовль и Звенигород. Позднее (с XII века) центром этой области, ранее населенной белыми хорватами, становится Галич, который, по некоторым свидетельствам, был основан также в IX веке. В этих западных областях было заметно влияние и западных славян — лехитов.

Столицей северян был город Чернигов, а еще одним крупным центром был древний город Любеч. Традиционно Чернигов был тесно связан с Тмутараканью, не имеющей с Киевской Русью непосредственных границ, но считающейся частью Черниговских владений. В эту же Черниговскую область входили древний город Стародуб, а также основанные в XI веке — Курск, и Новгород-Северский, в ХII веке — Болхов, Брянск, Глухов, Елец, Ливны, Мценск, Путивль и т.д.

Северяне жили на границе славянского мира с территорией Великой Степи, и поэтому тесно соприкасались, как и население южных областей Киевской земли, с различными кочевыми народами Турана — преимущественно алтайскими и более конкретно тюркскими.

Главным центром племени уличей в самой южной части Древней Руси был город Пересечен, располагавшийся где-то в южном течении Днепра.

К северо-востоку от Киевской земли на землях, ранее населенных вятичами и различными финно-угорскими народами, Киевские князья заложили новые города, создав таким образом новую — восточную — область Киевской Руси, позднее ставшую Великороссией. Термин «Великороссия» составлен по аналогии с такими понятиями как «Великая Греция», которое описывало распространение поселений греков за пределами собственно континентальной Греции — прежде всего в Южной Италии. Таким образом Великороссия также представляла в глазах древних русичей области, лежащие за пределом основных древних территорий, населенных восточными славянами.

Одними из первых городов Великороссии стали Ростов Великий, заложенный недалеко от центра финно-горского народа меря (Сарское городище на озере Неро), и Белоозеро, вокруг которого жило другое финно-угорское племя — весь. По летописям, оба города были заложены в 862 году. Ростов и Белоозеро упоминаются в истории о призвании Рюрика. Так Белоозеро стало вотчиной Синеуса, одного из братьев Рюрика.

Другими важнейшими центрами Великороссии кроме Ростова были города Владимир и Суздаль, основанные в самом конце Х века. По другой версии Суздаль был древнее Владимира, и именно он являлся столицей Суздальско-Ростовского княжества. В этом случае Владимир, равно как и другие города Великороссии — Углич, Тверь, Дмитров, Вологда, Юрьев-Польский, Кострома и Москва, будущая столица — считается возведенным в XII веке. Позднее в 1221 году в самой восточной части Великороссии было заложен Нижний Новгород. Важным отличием Великороссии является то, что в этой области преимущественно жили финно-угорские народы, а русское население приходило с запада вместе с князьями и их дружинами, постепенно русифицируя финно-угров.

Политии и этносы Древней Руси

Этническая карта расселения восточнославянских племен на территории Руси, а также их контакты с другими этническими группами по границам русского пространства, а также в некоторых случаях внутри этого пространства, составили прообраз позднейшей политической географии Киевского государства.

Ильменские славяне изначально были сконцентрированы в городах Новгороде, Ладоге и т.д., а вокруг них преобладало местное финно-угорское население. Поэтому и призвание Рюрика, с чего начинается русская государственность документально зафиксированного периода, происходило от лица одновременно славян (словенцев и кривичей) и финно-угров. Так брат Рюрика Синеус получил вотчину на финно-угорских территориях —в Белоозере. Второй брат Трувор стал владеть Изборском, центром расселения северных кривичей[9]. Эта область псковских кривичей и ильменских словен стала одной из частей будущей Киевской Руси, где установился особый строй городской демократии олигархического типа.

Новгородская и Псковская республики напоминали торговые политии германских народов Балтии и Скандинавии. При этом на западе в Псковской земле было отчётливо заметно наличие балтийского элемента, а в Новгородской земле — финно-угров, чье влияние усиливалось по мере перемещения к востоку и северу. При этом и в Пскове, и в Новгороде было сильно влияние и германцев — как знати, так и купечества.

Основу Киевской земли составили поляне, а также ассимилированные ими древляне и радимичи. Это было ядром собственно восточных славян, которые были окружены — везде кроме юга — другими восточнославянскими племенами. Таким образом мы можем наметить структурную связь полян как центрального осевого восточнославянского племени с самой структурой Киевской Руси. Именно Киев занимал центральную позицию в политической географии восточнославянского горизонта, а этнически это отражалось в особой роли полян, как центрального племени, жившего приблизительно на той же территории, что и древние славяне — в непосредственной близости к славянской прародине. Поэтому в определенном смысле Киевская (полянская) культура была наиболее архаичной и чистой среди других славянских народов, оказавшихся в определенные периоды под влиянием соседних этнических и религиозных факторов. Полянское ядро представляло собой цивилизационную основу Киевской Руси.

карта- Галицко-Волынской земли

Также в области изначальной прародины славян оставались и западнорусские племена — древлян, волынян и белых хорватов, составивших позднее основу Галицко-Волынской Руси. При этом у этой части восточнославянских племен были очень сильны сарматские элементы, высокий воинственный дух и довольно индивидуалистическая культура, что сближает их типологически с западнославянскими народами и андрократической культурой сербохорватов, которые пришли на Балканы как раз из северных регионов[10]. Для западнорусской идентичности характер именно сарматский стиль. Позднее это получило подкрепление в силу влияний соседних восточноевропейских культур (западнославянской и мадьярской).

К западным славянам, дулебам, восходят и три южнорусских племени — тиверцы, бужане и уличи. Эти племена, а также часть белых хорватов составили основу народу лемков или русинов. Постепенно под давлением тюркских народов с востока и влахов с запада они либо отошли к северу, влившись в основное население Киевской земли, либо расселились на территории современной Словакии и румынской Молдавии.

Северо-западные племена, к которым относились полочане, кривичи, дреговичи и отчасти радимичи, были ближе к балтийскому типу культуры, и их судьба была связана с Полоцким княжеством. Ими были основаны Минск и Смоленск. Позднее эта часть русского народа вошла в тесное соприкосновение с Великим княжеством Литовским, составив его славянскую доминанту. Эти славянские племена стали основой белорусов как отдельного православного восточнославянского народа.

Северяне и часть народов, населяющих юго-восточные окраины Киевской земли, со своей стороны, имели самые тесные контакты с кочевниками Турана. Более того, некоторые группы населения Киевской земли — торки и берендеи — сами были кочевниками с преобладающим тюркским (или тюркско-сарматским, ясским) элементом. С социологической точки зрения, в этих пограничных народах можно усмотреть предков исторического казачества.

Карта Птолемея — Сарматия — Азия

Этноним «северяне» часто сближается с народом «савиров» (Σαύαροι), упомянутых эллинистическим географом и астрономом Птолемеем[11] (ок. 100 — ок. 170) среди народов Великой Сарматии. В свою очередь сами «савиры» считаются либо древнетюркским, близким к булгарам и чувашам (есть версия о тождестве этнонима «чуваш», «чăваш» и «суваз», «суас», «сÿäс», откуда «савир»), либо иранским народом. Л.Н.Гумилев считал, что славянские «северяне» были славянизированными тюрками[12]. Столицей северян был Чернигов, ставший позднее центром влиятельного и самостоятельного княжества.

Русское княжество Тмутаракань

К Черниговским владениям примыкало позднее и Тмутараканское княжество, находившееся на Таманском полуострове, на месте греческой колонии (Германассы), основанной ещё в VI веке до Р.Х., где позднее возник Русский каганат. В последующий период эта область оказалась под властью тюркских (Тумен-Тархан) и хазарских (Самкерц) политий.

После победы над хазарами князь Святослав (942 — 972) захватил у Хазарского каганата Самкерц (Тмутаракань), а также крепость Саркел в Низовьях Дона, которая стала ещё одним русским эксклавом (хазарское слово «Саркел» было переведено на русский как «Белая Вежа»).

И наконец, восточно-русские земли, где в древности преимущественно были расселены вятичи, складывались не на основе славянского населения (собственно самих вятичей), но вокруг княжеских городов-крепостей и в ходе славянизации местного — преимущественно финно-угорского населения. Таким образом Восточная Русь, Ростовско-Суздальская, позднее Владимирская и, наконец, Московская, представляла собой особый тип общества, где славянская идентичность тесно соседствовала с финно-угорской, имеющей, впрочем, те же туранские корни, что и сами славяне[13].

Рязань впервые упомянута в 1096 г

К этому же типу примыкает Рязанская земля, где древнейшим центром был город Муром, расположенный на территории расселения финно-угорских народов. Эта область считалась самым восточным пределом Северской земли. Сама Рязань была основана в конце XI века. Другие центры этой территории — Коломна, Тула, Зарайск, Пронск и т.д. находились на землях вятичей и финно-угров. Эти земли входили позднее в состав Черниговского княжества.

Эта схема забегает несколько вперёд в описании русского историала, но показывает закономерности соотношения этнических групп восточных славян и постепенно сложившихся древне-русских политий (княжеств), которые позволяют наметить определенные связи в типах и полюсах русской идентичности. Это соотношение не является линейным: процесс формирования княжеств в структуре Киевской Руси не был прямым отражением этнического своеобразия отдельных этнических регионов общего восточно-славянского горизонта, так как развертывался на ином уровне. Но тем не мене учёт племенных особенностей различных секторов древнерусского народа, а также межэтнические связи, которые в каждом случае были достаточно оригинальными и своеобразными в зависимости от того, в какой части русского мира находилось то или иное восточно-славянское племя, помогут объяснить некоторые особенности тех культурных типов, которые постепенно сложились на общей территории Русской Равнины.

Четыре области севера и востока — Псков, Новгород, Владимир и Рязань — постепенно сложились в Великороссию с центром во Владимирской (Московской) Руси. Практически во всех этих культурах славянский элемент изначально тесно соседствовал с финно-уграми.

Северо-западные княжества (Полоцкое, Городенское, Торопецкое, Минское и, частично, Смоленское) стали основой Белоруссии.

Галичина и Волынь, включая лемков (русин), образовали Западную Русь с особой идентичностью, близкой к соседним народам Восточной Европы (западным славянам, мадьярам и влахам).

Киев изначально был центром всех пространств, но по мере смещения полюса в Восточную Русь отчасти утратил свое значение и вместе с Черниговской землей образовал Малороссию.

Источники и примечания

[1] Повесть временных лет. С. 64 — 65.
[2] Мазуринский летописец / Полное собрание русских летописей. М.: Наука, 1968.
[3] Повесть временных лет. С. 66 — 67.
[4] Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. М.: Наука, 2003.
[5] Дугин А.Г. Ноомахия. Восточная Европа. Славянский Логос: балканская Навь и сарматский стиль.

[6] Повесть временных лет. С. 68 — 69.
[7] Повесть временных лет. С. 68 — 69.
[8] Повесть временных лет. С. 70 — 71.

[9] Существует теория, что «Синеус» и «Трувор» были не братьями Рюрика, а персонифицированными шведскими выражениями, не понятыми славяноязычным летописцем — Trú vor («наш верный») и Sine hus («его дом», в значении «его клан»). Однако это противоречит ряду лингвистических закономерностей.

[10] Дугин А.Г. Ноомахия. Восточная Европа. Славянский Логос: балканская Навь и сарматский стиль.
[11] Птолемей К. Руководство по географии. М.: Государственное издательство географической литературы, 1953.
[12] Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории.
[13] Дугин А.Г. Ноомахия. Горизонты и цивилизации Евразии. Индоевропейское наследие и следы Великой Матери.

Чингисхан имел европейские черты лица
Немецкая литература в Средневековье

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*