Воскресенье , 28 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Вера, Надежда, Любовь и София.

Вера, Надежда, Любовь и София.

Во II веке, в Риме, в годы царствования императора Адриана (117—138 г.г.) жила благочестивая христианка София. Имя София значит Премудрость Божья и сообразно своему имени, жизнь свою она вела благоразумно — по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов»[1] (Иак.3:17).

Премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям— Вера, Надежда и Любовь.
Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.

Глубоко верующая в Господа, София, вдова из Милана, прибыла в Рим и остановилась у богатой дамы по имени Фессамния. Согласно преданию, дочери Софии Вера (Πίστις), Надежда (Ἐλπίς) и Любовь (Ἀγάπη) воспитывались матерью в христианском благочестии, любви к Богу, она учила их не привязываться к земным благам. Слух об этом христианском семействе и о премудрости и красоте трёх сестёр распространился по всему Риму и дошёл до императора Адриана (лат. Publius Aelius Traianus Hadrianus; 76 — 138 г.г. н.э.), и он пожелал увидеть сестёр и воспитавшую их мать.

Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, все четверо — мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, пошли к императору Адриану и, часто взирая на небо, с сердечным воздыханием и тайною молитвою они вручали себя помощи Того, Кто повелел не бояться «убивающих тело, Души же не могущих убить» (Мф.10:28).

Вера, Надежда, Любовь и их мать София предстали перед императором Адрианом и бесстрашно исповедали веру во Христа, воскресшего из мёртвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него христианам. В 137 году н.э. старшей дочери, Вере было 12 лет, средней дочери, Надежде было 10 лет, а младшей, Любови, было 9 лет.

Удивленный смелостью юных христианок император Адриан отослал их к язычнице, по имени Палладия, поручив ей  убедить семейство отказаться от веры во Христа и заставить их поклониться богине Диане — сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами, а через три дня представить их к нему на суд. Однако, всё красноречие языческой наставницы оказались напрасными, они и искренне верующие сестры христианки не изменили своих убеждений и отказались поклоняться идолам.

Их снова привели к императору Адриану, и он потребовал, чтобы христианки принесли жертву языческим богам, но девочки решительно отвергли его приказ, заявив, что они твёрдо  верят во Христа. Разгневанный император Адриан повелел подвергнуть дочерей Софии жестоким пыткам на глазах матери Софии, но они чудесным образом перенесли все истязания и погибли только, когда их обезглавили.

  Душевные мучения Святой Софии, видевшей, как истязают её дочерей, были страшнее всех телесных мук. Страдалица мать София погребла честные останки своих замученных дочерей на Виа Аппиа и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал Святой Софии тихую кончину и принял её многострадальную душу в небесной обители.

Три христианских девочки – Вера, Надежда, Любовь и их мать София показали насколько может быть крепка сила духа и мужества, укреплённая благодатью Святого Духа, даже в слабой плоти и хрупком теле.

Кондак, глас 1:
Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася.

Икона работы Карпа Золотарёва (1685 год)

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Христианской Церковью к лику Святых мучениц. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (др.-греч. ἁγία Σοφία καὶ οἱ κόρες τῆς Πίστις, Ἐλπίς, Ἀγάπη святая София и её дочери Пистис, Элпис, Агапе; лат. Fides, Spes, Caritas) — христианские святые, почитаемые в лике мучениц в православии и католичестве.

Изначальные греческие имена дочерей — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на старославянский язык Вѣра, Надежда, Любы, и только имя их матери Софии («Мудрость») оставили без перевода. Первые свидетельства почитания святых мучениц Вѣра, Надежда, Любы и Софии относятся к VII веку н.э.

Их останки хранились в склепе под церковью, позднее воздвигнутой в честь святого Панкратия (Saint Pancratius), долгое время была местом поклонения паломников, как подробно описано в различных документах седьмого века, таких как Итинерарийпутеводитель по святым местам Рима, составленный для паломников, сохранившийся до сих пор в Зальцбурге.

Ранние христиане IV века действительно часто принимали при крещении греческие имена, указывающие на христианские добродетели, а имена София, Сапиентия, Фидес (Sophia, Sapientia, Fides) засвидетельствованы в катакомбных надписях, как имена христианских мучениц. Латинские катакомбные надписи, отсылают верующих к христианским добродетелям Святой Мудрости, Вере, Надежде и Милосердии.

Вера, Надежда и Любовь (лат. Фидес, Спес и Каритас) — три основные добродетели христианства — три легендарные девы,  согласно традиции, принявшие мученическую смерть во времена императора Адриана (117–138), почитаемые вместе с их матерью Софией. Почитание их впервые зафиксировано в конце VI века и упоминается в перечне святых миропомазаний, собранных от имени Теоделинды, королевы лангобардов.

Честные мощи святых мучениц, 10 мая 777 года были перенесены из Рима от папы Адриана I (700 — 795 г.г.) в аббатство бенедектинцев, основанном епископом Страсбургским Ремигием.

Почитание Софии Миланской стало неотличимо от почитания Софии Римской в средневековый период. Реликвии её или Софии Римской были перенесены в женский монастырь Эшау в Эльзасе в 778 году, откуда её культ распространился в Германию. Святая София является покровительницей вдов.

До французской революции 1789 года мощи святой Софии покоились в монастырской церкви святого Трофима в деревне Эшо (Eschau –«Ясеневый остров) под Страсбургом, в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве.

В 1792 году, после французской Революции, монастырские здания на острове Эшо продали с аукциона за 10100 ливров. В монастыре бенедектинцев устроили трактир с винным погребом. Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии бесследно исчезли.

В 1822 году трактир и другие бывшие монастырские помещения были разрушены.

София изображена на колонне нефа 15 век собора Святого Стефана в Вене

В 1938 году католический епископ Шарль Руш привёз из Рима в монастырскую церковь в Эшо две частицы мощей святой Софии Римской. Acta Sanctorum сообщает, что её праздник 15 мая засвидетельствован в немецких, бельгийских и английских требниках 16 века. В Германии она известна как kalte Sophie «холодная София», а в Словении — как «mokra Zofija» «мокрая София».

Святая София Римская почитается как христианская мученица. В агиографической католической традиции она отождествляется с фигурой Софии Миланской, матери святых Веры, Надежды и Милосердия, почитание которой засвидетельствовано с шестого века.

Почитание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в православии.

Почитание трёх святых, названных в честь трёх богословских христианских добродетелей, относятся к Песне песней любви в 1 Кор. 13:12-13 ЕС.

1 Духовные дары без любви ничто. 4 Проявления любви. 8 Любовь никогда не перестает; вера, надежда, любовь.
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
[Зач. 154А.] Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
[Зач. 154Б.] Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Народное название праздника 30 сентября: Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья, девичий праздник, бабьи именины, всесветный бабий праздник, всесветная бабья выть.
Приметы и обычаи 30 сентября: в этот день справлялся один из женских праздников, но начинался он не с веселья, а с плача, отсюда и пошло его название «всесветная бабья выть». По народному обычаю полагалось плакать в этот день,  даже тем, кому грех было жаловаться на судьбу. Женщины и девицы плакали, если не о своей судьбе, так о судьбе родных и близких, ведь, «бабья судьба не бывает одна».

Народная традиция такого плача появилась не случайно, 30 сентября вспоминали не только Веру, Надежду и Любовь, но и мать их Софию, страдавшую и горько плакавшую о своих дочерях. Слёзы в народной традиции — это не только выражение естественного горя или печали, но и особая форма ритуального поведения. Перед свадьбой невесте всегда полагалось «плакала» , прощаясь с матерью, отцом, сёстрами, братьями, девичьей жизнью и родным домом.  

В День Веры, Надежды, Любови и их матери Софии празднуют именины все, кого назвали в честь святых. 30 сентября было принято угощать именинниц пирогами. На Руси эти имена были настолько распространены, что со временем в последний день сентября стали поздравлять всех женщин без исключения, а праздник стал называться Вселенскими бабьими именинами.

В этот день женщины и девушки освобождались от тяжёлой работы, а мужчины дарили им подарки и сладости, говорили комплименты. Виновницы торжества плакали и жаловались на жизнь, ведь, согласно поверью, если выплакать все обиды и проблемы в этот праздник, новые невзгоды не коснутся семьи.

Поцелуйный обряд на Руси
Рождество Пресвятой Богородицы

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*