В 379 году император Феодосий (др.греч. Θεοδόσιος, Θεοδόσιος ὁ Μέγας; 347—395 гг.) получил власть над восточной частью Римской империи как соправитель императора Грациана, в 394 году Феодосий стал единолично править всей Римской империей.
27 февраля 380 года император Феодосий Великий провозгласил Православное Христианство официальной религией Римской империи.
«Последователям этого учения мы повелеваем именоваться ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого.
Испанец Феодосий – один из немногих императоров, которые были крещены в начале своего царствования. Кажется – вследствие этого обстоятельства, его политика приняла более открыто христианский характер. Законы, изданные им в пользу Церкви, превосходят числом законы всех его предшественников, взятых вместе: их насчитывается по нескольку ежегодно. После воцарения на Востоке, первою его заботою было уничтожить арианство.
В 380 году император Феодосий издал повеление, чтобы все народы, подчиненные ему, по вопросу о Троице следовали «вере, которую Римская церковь получила от апостола Петра», в том виде, как её исповедуют «папа Дамас и Пётр, епископ александрийский, человек апостольской святости».
27 февраля 380 года император Феодосий Великий провозгласил Православное Христианство официальной религией Римской империи.
«Последователям этого учения мы повелеваем именоваться ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого.
В 381, 382, 384, 388, 389, 394 годах Феодосий Великий издал законы против еретиков: евномиан, ариан, аполлинаристов, македониан, манихее;
*отбираются храмы еретиков с тем, чтобы передать их православным;
*запрещаются собрания еретиков;
*изгоняются епископы и священники еретиков;
*передаются в казну все места, где совершались богослужения еретиков;
*уничтожаются их завещания, и объявляются не имеющими силы передачи и получения наследства.
Большое количество этих законов, из которых многие повторяются, указывает на то, что они далеко не везде исполнялись, но свидетельствует об энергичных усилиях православного государя, направленных к восстановлению православного единения в тех областях, которые были разорены любезными Констанцию и Валенту ересями.
Начиная с первого и до последнего года царствования Феодосий относится к еретикам, как к мятежникам, отсюда происходят те законы, которые он издаёт ряд повторяющихся законов, не ужесточая мер преследования.
Император Феодосий не давал Христианской Церкви денежных преимуществ, и не расточал в её пользу материальных милостей, но возвышал служителей Христианской Церкви, оказывал почтение к её учению и богослужению, и покровительствовал христианским обычаям.
Император Феодосий запрещал вызывать епископов в качестве свидетелей в суд;
*запрещал ведение всех уголовных дел в течение Поста;
*не дозволял телесных наказаний «в течение святого времени Поста, назначенного для очищения душ»;
*запрещал торговать мощами мучеников;
*поместил Пасху и воскресение в число дней, празднуемых по закону;
*запретил по воскресениям зрелища в амфитеатре и цирке;
*в день Пасхи объявлял прощение преступникам;
*не дозволял браков между христианами и иудеями;
*возборонялось иудеям иметь рабов-христиан;
*запретил комедианткам и женщинам дурного поведения появляться публично в одежде дев, посвященных Богу;
*не дозволяется брать в труппы танцоров женщин и детей, исповедующих христианство;
*запретил частным лицам держать и показывать рабынь- музыкантш;
*христианину не дозволяется делаться язычником.
Виновные в оставлении Христианской Церкви ради языческого храма, по закону лишают права распоряжаться своим имуществом и получать собственность по завещаниям. Таким образом, одна из соперничающих религий (поклонение старым языческим богам) признаётся отныне по закону низшею, нежели православное христианство.
Законы императора Феодосия преследовали постыдные пороки в городах, в то же время сами наказания становились более нравственными.
Император Феодосий решил соответствовать христианским идеалам и в общественной и в личной жизни. По требованию Св. Амвросия император Феодосий понёс покорное покаяние после жестокого подавления восстания в Фессалониках. В своём законодательном творении, равно как и в правительственных действиях, Феодосий является неспособным терпеть оттенки и различия в самом христианстве. С небывалою ещё точностью языка, в котором обнаруживается вся сила латинского духа, он требует от своих подданных, чтобы они были верны ПРАВОСЛАВИЮ в самой чистой его форме, указывая им подражать и повиноваться людям, которые – на Востоке так же, как и на Западе – представляются ему самыми лучшими выразителями римского православия. Этот повелительный тон императора тем более замечателен, что Феодосий далек от стремления господствовать над Церковью, а всегда и во всём считает себя самым покорным ее сыном. В нём нет никакого желания принимать на себя, как бывало у Константина, роль епископа. Императорская власть обращается им на служение православной вере.
Феодосий чувствует себя достаточно сильным, чтобы уничтожить в одно и то же время и ересь и язычество. Имея власть, он считает своею обязанностью поступить так, и идёт к этой цели особенно прямо и твердо.
В течение четырёх лет, до низложения Максима в 383 году, римский мир имел трёх государей: самозванца Максима – в Галлии, Испании и Британии, Валентиниана II – в Италии, Африке и дунайских провинциях, и Феодосия – на Востоке Римской империи.
Однако языческая религия ещё не запрещена законом, но с каждым днём язычников становится меньше и меньше. Император Константин запретил тайное занятие гаданиями, но объявил свободу официального гадания в том виде, как оно совершалось в храмах гаруспиками. Этимология слова «га-рус-пик» неясна и служила источником многих споров у античных авторов. Хотя первая часть слова явно представляет собой индоевропейский корень (санскрит: gava (go) – говорить на распев, go — торжественное песнопение). Первый элемент слова всегда считался чужеродным для латыни.
В течение всей истории древней Италии гаруспики считались непревзойденными прорицателями не только в Этрурии, но и в Риме. Феодосий запрещает в 381 году какие бы то ни было жертвы, приносимые днём или ночью в храм, с целью узнать будущее по жертвоприношению у гадателя гаруспика — это была самая привлекательная часть языческого обряда. Самые упорные иногда скрывали обряд жертвоприношения под видом пиршества. Многие заменяли жертвоприношения курением фимиама в честь богов. Эдикт 391 г. нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам:
«Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг [языческих] храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения. Судья […] должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом»
Закон 392 года нанёс язычеству последний удар. Законом запрещается совершать жертвоприношения в храмах, но запрещается делать возлияния, зажигать огонь на домашних алтарях и подносить цветы гениям, ларам и пенатам; закон объявляет, что всякое поле, всякое жилище, где будет куриться фимиам, будет отобрано в казну. В четвертом веке домашние языческие святилища были многочисленны, идолопоклонство укрывалось в частных домах, как в последнем убежище. В собственных садах воздвигались часовни Фортуне дома или семейства. В частных усадьбах домов вырывали пещеру в честь Митры, и этот грот скоро становился центром тайного языческого богопочтения. Феодосий закрывал домашние языческие святилища так же, как городские языческие храмы. Однако большое число их, под прикрытием частной жизни, ускользало от его поисков, и домашние молельни продолжали существовать, не смотря на все запреты.
После законов 391 и 392 годов всякое языческое поклонение, не только всенародное, но и частное, становится преступным действием. Однако св. Иоанн Златоуст имел основание не отождествлять поведение Феодосия действиям древних гонителей христианской Церкви. Действительно, нетерпимость к религии (языческой) соединялась в его царствование с величайшею терпимостью по отношению к личностям язычников. Император Феодосий шёл по пути, намеченному его предшественниками-христианами, начиная с Константина. В распределении почестей или должностей он не делал никогда различия между язычниками и христианами. На Востоке язычник Фемистий был префектом Константинополя629. На Западе – политический вождь языческой партии Симмах был префектом Рима в 384 году, и консулом – в 391 году.
В 393 году положение язычества было почти безнадежно. Феодосий уже нанёс ему на Востоке смертельные удары, как и политика Грациана и св. Амвросия на Западе. Провозглашенное недавно разделение между государством и языческою религией означало первый шаг; уничтожение языческой религии посредством тесной связи между империей и Православной христианской Церковью — шаг второй.
Жизнь Феодосия оборвалась 17 января 395 года. Империя была разделена между его двумя сыновьями, Восток был отдан Аркадию, а Запад – Гонорию.
После смерти Феодосия Римская империя окончательно разделилась на западную часть и восточную, получившую в современной историографии название Византия.
Язычники ловко использовали бедствия Римской империи для того, чтобы вновь обратить народные чувства к древним языческим богам. Они указывали на то, что во всех несчастьях войны и нашествий, видна карающая рука бессмертных древних богов, раздраженных на Рим за то, что он оказался неверным древней религии. Во время процветания языческой религии возросло могущество Рима, древняя религия была нераздельно связана с его судьбой и падение язычества увлекало в бездну всю империю.
Рассказывают, что в 408 году, когда войско Алариха в первый раз появилось перед воротами Рима, обезумевшее от бедствий население, префект города и весь сенат принесли жертву старым языческим богам.
Ha Востоке Римской империи императорская власть продлится ещё на многие века, продолжая борьбу с язычеством, но эта борьба угасает сама собою.
В одном законе 423 года Феодосий II говорит об «язычниках, которые ещё существуют, хотя мы воображали, что их уже нет».
В другом законе, 435 года, Феодосий II повелевает преобразовать в церкви или разрушить «все святилища, храмы и здания идолопоклонства, если остаются какие-либо из них неприкосновенными».
В течение пятого и даже шестого веков на Востоке мы находим несколько законов, направленных против язычников, хотя язычество здесь уже не существует. Если язычество и пережило само себя, то только в виде народного суеверия, или в форме философских рассуждений для небольшого числа людей. Империя не признаёт иной религии, кроме христианства, и общество в целом, по своим учреждениям, законам и нравам – общество христианское.
По материалам Поль Аллар. «Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия». Восьмая глава. Христианское государство – Феодосий.