В 1903 году впервые был исследован один из самых богатых и крупных скифских царских курганов на территории современной России. Этот археологический памятник известен, как Келермесские курганы. Они находятся в Гиагинском районе Адыгеи, рядом с небольшой станицей, в честь которой назван могильник. В захоронениях датируемых 8-6 веками до н.э. археологи нашли множество оружия, керамики и золотых украшений. Находки стали сенсацией и пользуются большой популярностью до сих пор. Наравне с артефактами из скифского царского кургана Солоха сокровища Келермесских курганов являются частью выставки золотых скифских изделий в Эрмитаже.
Первые археологические раскопки проводились 120 лет назад, в 1903-1904 годах. Руководителем официальной экспедицией ИАК (Императорской археологической комиссии) стал широко известный археолог Николай Иванович Веселовский. Он же, кстати, руководил и раскопками кургана Солоха в 1913 году. Вместе со своей командой археологов Веселовский в общей сложности раскопал за год два скифских кургана.
К сожалению, до раскопок Веселовского, богатейшие КЕЛЕРМЕССКИЕ курганы были раскопаны не специалистами археологами, а кладоискателем, неким техником Д.Г. Шульцем в 1903 г. Он раскопал четыре не разграбленных кургана, в которых нашёл ряд дорогих вещей, составлявших уборы и вооружение погребённых. Об устройстве погребений в этих курганах почти ничего неизвестно. Императорская археологическая комиссия пресекла исследования Д.Г. Шульц и отправила на раскопки свою экспедицию. Раскопанные в 1904 г. в этой же группе Н.И. Веселовским ещё два Келермесских кургана оказались ограбленными, но зато определено их устройство.
Проведя первые разведывательные раскопки Келермесских курганов в 1903-1904 годах учёные экспедиции Н.И Веселовского выяснили, что зафиксированные 33 скифских кургана 8-6 века до н.э. стоят на месте ещё более древних погребений III–II тыс. до н. э. Скифские захоронения представляли собой большие камеры с остатками деревянных перекрытий, устроенные в насыпях древних погребений.
Многие сведения Геродота подтверждаются археологическими данными, хотя и не всегда оказываются совершенно точными. Особенно близким к действительности оказался описанный Геродотом скифский погребальный обряд. По археологическим данным скифы хоронили своих царей под большими земляными насыпями — курганами и вместе с умершим отправляли в загробную жизнь наложницу и слуг, а также лошадей и различные вещи, подчас отличающиеся высокой ценностью и художественным совершенством, хотя и выполненные не только из золота.
Келермесские курганы исследовались ещё в 1980-1983 годах Л. К. Галаниной и с 1984 по 1995 годы А. Ю. Алексеевым. Эти три экспедиции являются самыми крупными в истории исследованиями этих курганов и принесли самое большое количество артефактов.
Подавляющее большинство богатых погребений скифского периода было разграблено, частично ещё своими современниками. Иногда нетронутыми оставались конские могилы, вследствие чего при научных археологических раскопках скифских курганов находятся по большей части только принадлежности конского снаряжения и немногие случайно оставшиеся разрозненные предметы из человеческих могил. По устройству могилы скифского периода в разных местах значительно различаются между собой. По всей вероятности, это различия этнографические; в них сказываются особенности разных племён, охваченных общей скифской культурой.
В первом кургане нашлись части медного котла, несколько обломков глиняных сосудов, мелкие золотые, стеклянные, сердоликовые и другие бусы, три золотые розетки, золотая же пластинка с головой зайца, несколько белых бус и одна сердоликовая бусина.
Находки Келермесских курганов относятся к первой половине VI века, 70-80-годам VI века датируются и дорогие предметы, найденные в той же группе Келермесских курганов Д.Г. Шульцем.
Дальнейшие раскопки Келермесских курганов выявили, что часть захоронений были разграблены в древности, но также были и немало нетронутых гробниц с большим количеством погребального инвентаря. Почти во всех исследователи находили личное оружие, украшения и прочие дорогие вещи присущие представителям скифской знати.
За всё время раскопок исследователи обнаружили действительно много царских артефактов — золотая диадема, секира — атрибут царской власти, что свидетельствует о скифском царском погребении.
Самые выдающиеся находки обнаруженные в кургане № 1 — это три золотые царские диадемы в виде лент, украшенных цветочными розетками. На одной диадеме, найденной в кургане №I, по словам Д.Г. Шульца, надетой на бронзовом шлеме, розетки чередуются с фигурками сидящих птиц; к верхнему краю ленты прикреплены маленькие розетки и фигурки сидящих и летящих птиц, а к нижнему — одни розетки.
В Келермекских курганах найдены золотая диадема из трёх рядов цепочек, пропущенных сквозь 9 розеток, золотые пластинки с изображениями обезьян и птиц, 17 массивных фигурок птиц с распущенными крыльями.
В обычных скифских захоронениях таких, поистине царских украшений не встретишь, хотя часто встречаются золотые бляшки, которыми скифы расшивали одежду умершего, провожая его в последний путь.
В центре второй диадемы скульптурная головка грифона, а нижний край её обрамлён каплевидными подвесками, заканчивающимися у краёв ленты двумя головками барана на длинных цепочках.
Царские диадемы свидетельствуют о родовых царских захоронениях, нескольких поколений скифских царей. Вокруг царских курганов в местечке Келермек впоследствии устраивали захоронения и простые скифы — пахари, воины, в их могилах археологи находят оружие, предметы быта, необходимые для каждого погребального ритуала.
Самой замечательной находкой Келермекского скифского царского кургана № 1 можно назвать золотой меч-акинак в ножнах и секира, украшенные великолепным орнаментом в скифском «зверином стиле». Рукоятка меча покрыта стилизованным растительным орнаментом.
На верхнем сердцевидном конце ножен меча изображено древо жизни и охраняющие его два крылатых грифона. Нижний конец ножен снабжён овальным расширением, на котором изображены два геральдических льва. Сердцевидная крестовина рукоятки меча украшена двумя фигурами лежащих козлов.
На боковой лопасти золотой обкладки ножен меча, служившей для подвешивания меча к поясу, вверху изображён лежащий олень с ветвистыми рогами такой же, как в олень, найденный кургане Куль-Оба, близ Керчи.
Ножны меча украшены изображениями фантастических чудовищ с туловищем то быка, с хвостом в виде скорпиона, с головой то барана, то льва, то человека, то орла и с крыльями в виде рыбы со звериной головой.
Фантастические существа идут друг за другом, и представляют собой воинов-лучников с человеческими руками, держащими заряженный стрелой скифский лук.
Келермесский меч с золотыми ножнами близко сходный с описанным мечом Мельгуновского клада. Хотя среди памятников переднеазиатского происхождения нет изображений, полностью совпадающих с фигурами на обкладках келермесского и мельгуновского мечей, по общему характеру они тесно примыкают к известным ассирийским керубам, охранявшим дверь во дворце Ассурназирпала, а особенно к встречающимся на печатях чудовищам, поражаемым Гильгамешем или Мардуком.
Конечно, золотое оружие не использовалось в бою, а было церемониальным атрибутами царской власти, означающим, что захороненный в кургане принадлежал к царскому роду.
Рядом с золотым мечом археологи обнаружили ещё одно церемониальное оружие — золотую секиру. Как и у меча, рукоятка секиры украшена всё тем же скифским орнаментом, в котором можно рассмотреть борьбу и смертельную схватку диких зверей, характерных для «скифского звериного стиля».
Эти образы и композиции по сюжетам и по стилю ассирийского происхождения. К произведениям переднеазиатского художественного стиля относится и другой образец парадного вооружения из Келермесских курганов — железный топорик-секира с обложенными золотом втулкой и рукояткой.
В многочисленных скифских курганах 1 тысячелетия до нашей эры в захоронениях воинов археологи находят шлем, скифский лук со стрелам и колчаном, короткий железный меч-акинак, который носили все скифы.
Во втором кургане медный котёл с двумя ушками, медный же котелок, два бронзовых шлема, наконечник жезла, украшенный накладкой листового золота, вырезанной острыми зубцами, несколько десятков бронзовых наконечников стрел и кусок известняковой плиты с четырёхугольным углублением — жертвенника.
Когда мы говорим о скифском искусстве в первую очередь представляем себе их знаменитый звериный стиль. Самые узнаваемые артефакты звериного стиля это бегущий олень найденная в Костромском кургане Краснодарского края и Келермесская золотая пантера. Археологи считают, что некогда пантера украшала скифский щит.
Золотая пантера — одна из первых находок Д.Г. Шульца, которую он нашёл до начала раскопок Веселовского. Келермесская золотая пантера самая узнаваемая среди других сокровищ, хотя подобные бляхи в зверином стиле часто встречались и в других скифских захоронениях.
Массивная золотая бляха служила украшением щита. Пантера стоит на четырех лапах, с опущенной головой, принюхивающейся мордой, а хвост и лапы пантеры заняты изображениями маленьких пантер, свернувшихся клубком. Свернувшийся в кольцо хищник изображался и на оборотной стороне бронзового зеркала и на костяных украшениях конской узды из Келермесских курганов, раскопанных Н.И. Веселовским.
Миндалевидное ухо хищника разделано треугольными вставками инкрустирован красной эмалью, подобным образом украшены бляхи на уздечках из 1-го Келермесского кургана Н.И. Веселовского, а также напоминают декорацию ножен меча из раннего кургана в Приднепровье — Острой Томаковской могилы. Выпуклый круглый глаз пантеры инкрустирован белой и серой эмалью, зрачок — коричневой, ноздри заполнены белой эмалью.
Одним из замечательнейших предметов из Келермесского кургана № 4 является серебряное зеркало, с тыльной стороны украшенное гравированными изображениями и обложенное тонким золотым листком, на котором оттиснут весь рисунок. Выступающие края зеркала образуют с этой стороны высокий бортик. В центре остатки ручки в виде двух столбиков. Вся тыльная поверхность зеркала разделена радиусами в виде двойной веревочки на 8 секторов, острые углы которых заполнены двумя лепестками, в целом образующими в центре зеркала большую розетку. Остальная часть каждого сектора занята изображениями животных и композициями мифологического содержания, причём те и другие правильно чередуются между собой.
В одном из секторов представлена в рост в длинной до пят одежде восточная крылатая богиня «владычица зверей» — Кибела; она держит за передние лапы двух львов с трусливо поджатыми хвостами. В соседнем секторе справа изображена борьба быка со львом, а под этой сценой фигура кабана. Следующая композиция представляет двух геральдически сопоставленных крылатых сфинксов, а под ними — того же хищника, который в виде массивной золотой бляхи послужил украшением щита. Далее вправо превосходное по жизненности изображение льва, стоящего на фоне дерева. Ниже его — фигура лежащего барана.
В пятом секторе — две волосатые человеческие фигуры держат сопротивляющегося крылатого грифона и орнаментальная полоса плетёнки. Шестой сектор заполнен фигурами медведя и летящей над ним птицы, а внизу — фигурой бегущего волка или лисицы. В седьмом секторе — два сидящих друг против друга крылатый сфинкс и крылатый грифон, в восьмом — два геральдических льва, живо напоминающие изображения на нижних концах келермесского и мельгуновского мечей, и фигура лежащего козла, позади которого виднеется голова барана. Это зеркало представляет собой один из самых выдающихся памятников греко-ионийского искусства с исключительным сочетанием религиозных сюжетов глубочайшей древности.
Эксперты выяснили, что зеркало было сделано неким ионийским мастером, украсившим скифское зеркало, вдохновившись традициями скифского звериного стиля. Мастеру удалось выполнить зеркало в присущей греческому искусству манере, что делает его особенно уникальным.
Великолепная бронзовая застёжка с головками львов на концах и ряд других менее значительных вещей, относящихся к инвентарю человеческого погребения.
На Северном Кавказе древнейшие богатые погребения скифского типа обнаружены в Прикубанье. Принадлежность их собственно скифам весьма сомнительна, так как в Прикубанье по данным античных писателей жили не скифы, а меоты. Но именно в этих погребениях ранняя скифская культура выступает в наиболее ярких и полных комплексах.
Далее следует отметить два предмета неясного назначения, возможно, подлокотников трона, в виде полуцилиндрических полых золотых стержней с львиными головками на концах. С каждого бока такого стержня имеется по две скульптурные головки баранов и между ними по одной шишке с розеткой на конце. Цилиндрическая поверхность стержня разделена перегородками на треугольники и квадраты, инкрустированные янтарём.
Хорошо сохранились две золотые чаши, найденные, по словам Д.Г. Шульца, вместе, одна в другой. Первая из них шаровидная, из толстого листового золота, с гладкими краями и донышком, в остальной части покрыта миндалевидными и четырехгранными выпуклостями.
Вторая чаша той же формы из тонкого листового золота с тремя рядами штампованных изображений по стенкам и с розеткой на дне. В верхнем ряду представлено 14 следующих друг за другом дроф с распущенными крыльями. В среднем ряду четыре фигуры лежащих животных — оленей и козлов — и две сцены — лев, терзающий оленя, и волк, преследующий козу. В нижнем ряду пять фигур лежащих животных: оленя, козлов и кабана.
Из числа найденных в Келермесских курганах сосудов наиболее замечателен серебряный, первоначально, как и зеркало, обложенный золотом ритон с гравированными изображениями в том же восточно-ионийском стиле, как и на зеркале. К сожалению, он сильно фрагментирован. Тем не менее можно установить, что изображения на нём были расположены в три ряда. Из лучше сохранившихся можно отметить фигуры птиц (дроф) в верхнем ряду и двух идущих рядом козлов. В следующем ряду частично сохранилось изображение богини Кибелы, держащей в опущенных руках крылатых грифонов. Ещё ниже, в третьем ряду, почти целиком сохранилась большая фигура кентавра.
Всего коллекция Келермесских сокровищ насчитывает более 9000 артефактов. Исследования Келермесских курганах дали наиболее полную картину о погребальных традициях скифов 6-8 века до н.э. Сейчас большая часть золотых изделий, найденных в Келермесских курганах, хранятся в Эрмитаже.