Известно немало знаменитых средневековых битв, изменивших ход истории. Пуатье, Гастингс, Креси, Грюнвальд… Но мало столь обделенных вниманием широкой публики и с такой исключительной силой повлиявших на судьбу мира сражений, как битва при Гвадалете в 711 г. Несколько ошибок алчного короля Родриго повлекли неисчислимые жертвы и решили судьбу Европы.
Появление ислама объединило и вдохнуло колоссальные для того времени силы в кочевников Аравии. Из этих мест никогда не ожидали серьезной опасности ни государства Ирана, ни Римская империя. Теперь же из Аравии стремительно, на крыльях новой исламской религии покорявших провинции восточной части Римской империи, начались великие завоевания магометан. К 636 г. окончательно пала богатейшая Сирия, спустя 2 года — Иерусалим, Месопотамия и Иран, а чуть позже и Египет также были приведены под контроль халифата. Настала очередь всей северной Африки, и это дело Халифат решил к 689 г., когда окончательно пал Карфаген.
Кочевники Аравии не взяли лишь небольшой город Сеута на побережье у Гибралтара, но и это было уже вопросом времени. Наместник халифа Муса ибн-Нусайр подчинил местных берберов и привёл их к исламу. Чтобы добиться их покорности, Муса обещал им участие в арабских походах и несметные сокровища. По легенде, король управлявших Испанией вестготов Родриго нанес незадолго до этого смертельную обиду правителю Сеуты Юлиану, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам. Дать берберам возможность грабежа, тем самым выполнив обещания и решить вопрос с Юлианом — это было подарком судьбы для Мусы ибн-Нусайр. Основой войска стали 7000 берберов, поход на Испанию вначале планировался как грабительский.
А что в то время было по ту сторону Гибралтара, где совсем не ожидали подобного нападения? Пиренейский полуостров еще в 5 веке захватили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью. Воинами вестготы были лучшими, чем политиками — за два столетия вестготы не сблизились с местным населением, даже сумели ещё больше от него обособиться и вызвать раздражение. Военная сила вестготов, которую возглавлял король Родриго, позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Даже браки с местным населением вестготы не заключали.
Романо-иберийцы, старая римская знать, баски и астуры помнили и наглядно видели, что вестготы здесь захватчики, лишь пользующиеся достижениями романской цивилизации. Как только пришли арабы, местное население предоставило вестготам возможность самим разбираться с сильным врагом.
Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Подлинной поддержкой своего окружения король Родриго не пользовался.
В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом, высадилось в Испании и весело грабило побережье. Видя, как легко достаются слава и сокровища, Муса ибн-Нусайр дал подкрепление — не менее пяти тысяч воинов. Эта сила уже хотела не просто грабежа, но закрепиться на столь щедрой земле. Тем временем король вестготов Родриго собрал в Толедо армию до 33 000 человек. На первый взгляд, арабы не могли рассчитывать на серьёзный успех.
Армия вестготов и арабо-берберское войско сошлись в стажении 23 июля 711 года у реки Гвадалете. О ходе битвы известно немного. Братья Родриго покинули своего политического конкурента, видимо, рассчитывая за счёт грабителей, которые все равно скоро уйдут, решить эту проблему.
Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго. Ахмед аль-Маккари писал: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми. Воины, окружавшие Родерика были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами».
Лишенное лидера войско вестготов не оказало настоящего сопротивления арабам и было разбито.Верно этот эпизод описан или все происходило иначе, неизвестно. Точно одно — христиане вестготы потерпели полное поражение. На следующий год в Испанию прибыло еще 18 000 арабов, и начался захват полуострова. Местное население не вело масштабную борьбу с арабами. Города сдавались один за одним, где сразу, где после осады.
За 5 лет магометане установили контроль над большей частью Испании, лишь баски и астуры оказывали еще более-менее серьезное сопротивление. Гибкая политика арабов позволила им сравнительно легко укрепиться там, где вестготы не проявили для этого мудрости — веротерпимость и налоговые послабления склонили население на арабскую сторону.
Арабские действия в Испании
За несколько лет арабы покорили Испанию. Изгоняли арабов из Испании почти 800 лет.
Войска арабов, идущих на север Пиренейского полуострова едва удалось остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., их смог разгромить король Карл Мартелл, дед Карла Великого. Если бы это удалось сделать вестготам в 711 г., возможно, арабы отказались бы от грабежа Испании, а затем и от её завоевания, и у христиан был бы шанс сохранить своё влияние в Средиземном море в значительно большем объёме, чем после утраты Пиренейского полуострова.
Хотя о самой битве мы знаем крайне мало, вследствие скудости источников в эту эпоху , исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу. Судьба многих исторических процессов и конфликтов, длящихся до сих пор, была заложена на Перенейском полуострове арабами ещё в 710-е годы.
Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами ещё много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.
Могущество Испанской империи будет невероятно огромным ещё почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба по-настоящему открыло миру Америку.
Арабское завоевание Испании завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен в своём фундаментальном труде «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана.
Экономика бывшей Западной Римской империи, управляемой германцами, основывалась также на росте городов и торговле. С приходом арабов в регион все большее значение приобретало сельское хозяйство, и, следовательно, земельная аристократия, ослабляющая королевскую власть.
Начались Средние века. Сложились условия для феодального, средневекового облика Западной Европы — с политической раздробленностью, высокой ролью натурального хозяйства, специфической рыцарской военной организацией и пр.
Великие арабские завоевание предопределили судьбу Европы и России. Арабы лишили Константинополь возможности защитить и контролировать Папу Римского. В середине 8 века отношения Папы и Константинополя была разорваны. Политическая жизнь вслед за хозяйственной смещалась с побережья Средиземного моря на север. Папа Римский теперь зависели от поддержки франкского королевства.
Этот разрыв Восточной Римской империи и Западно-римской империи стал началом разделения христианской церкви на западную (Вселенскую, Римско-католическую) и восточную (Правоверную, Греко-Кефальную), которое окончательно произошло в 1054 г., и с этого раскола началось их противостояния. Восточная христианская церковь стала называться ортодоксальной, то есть правоверной, а люди, исповедующие христианство по греческому обряду — ортодоксами или правоверными христианами.
Последствия этого раскола Единой христианской церкви стали определяющими и для нашей русской истории. Россия, оказавшись в лагере восточного Византийского христианства, стала на столетия противовесом западному христианскому католическому миру.
По материалам статьи