Вульфстан (род. около 880 г.), также называемый Вульфстан из Хайтабу (Wulfstan von Haithabu), был англосаксонским путешественником и купцом, торговавшим в разных частях Скандинавского полуострова и в 890 году побывавшем во многих торговых городах на побережье Балтийского моря, он первым записал слово «Дания» — Dänemark. В своём путешествии Вульфстан встретил многих людей и его отчёты о путешествиях считались очень ценной информацией для купцов и путешественников.
Неудивительно, что Вульфстан много знал о традициях и обычаях народов, живущих в Скандинавии и Прибалтике. Это было довольно опасное время для торговли, так как участились грабительские набеги викингов на побережье Британии, именно поэтому рассказами купца Вульфстана о Скандинавии и Балтики очень заинтересовались при дворе короля Альфреда в 890 году.
Король Уэссекса Альфред (849 — 899) стал первым из англосаксонских правителей Британии именовавшим себя королём Англии, правившим в 871—899 г.г. В 886 году король Альфред подписал «Уэдморский мир» с датскими викингами, согласно которому между королём Альфредом (Англия) и Гутрумом (Данело — Danelaw -«Датское право»), признавался захват викингами территории к северу и востоку от Уэссекса и образование области датского права Danelaw, в котором определялась система штрафов, защищавшая жизнь и собственность англосаксов, оказавшихся во власти данов. Датское право защищало торговлю и купцов, торговавших в Дании и на побережье Балтийского моря.
Сведения купца Вульфстана, учитывая его знания и опыт, были записаны при дворе короля Альфреда в 890 году.
Вульфстан сказал, что он отправился из Хедебю (Hedeby) и прибыл в Трусо (Truso) через семь дней и ночей, а лодка всё время шла под парусами. По описаниям Вульфстана фон Хайтабу в землях западнобалтийских пруссов было множество замков.
По правому борту у него был Вендланд (Wendland), а по левому — Лангеланд (Langeland), Лолланд (Lolland), Фальстер (Falster) и Скань (Skane; «Сканское право» — «Skånske Lov»). Все эти земли принадлежат Дании (Denmark, mark — «МЕЖА, граница»).
— Потом мы отправились в порт Борнхольм (Bornholm; др.сканд.: Borgundarholm, Burgundaholmr ), где у людей есть свой король. Затем, после острова Борнхольма (Borgundarholm), на нашем левом берегу были земли, которые назывались Блекинге (Blekinge, в составе Дании с 1026 года, но оставались с городскими привилегиями города Роннеби (Ronneby, до 1387 г.), Сёльвесборг (Sölvesborg, 1445 г.), Эллехольм (Elleholm) и Кристианопель (Kristianopel), Гавно (дат. Gavnø) и Готланд (Gotland), и эти земли принадлежали шведам.
Вендланд (Wendland — земля вендов-славян) находился по правому борту весь путь нашего корабля до устья Вислы (Вистула — Vistula). Эта Висла — очень большая река, разделяющая Витланд (Witland) и Вендланд (Wendland). Витланд принадлежит Эсте (Este — река Es в Германии, протекает по земле Нижняя Саксония). Висла вытекает из Вендланда и течёт в Эстмер (Estmere; нем. Estetal — «заповедник»), ширина реки не менее пятнадцати миль.
Река Эльбинг (Elbing) впадает в Эстмер из озера, на берегу которого стоит город Трусо, и вместе они впадают в Эстмер (Estmere; Estetal — заповедник в Штаде — Landkreis Stade, где два участка реки). Река Эльбинг (Elbing) течёт к западу от Эстланда (Estland) и Вислу (Vistula) к северу от Вендланда (Wendland). Затем Висла лишает Эльбинг своего названия, потому что устье, известное как устье Вислы, течет с северо-запада Эстмера в Балтийское море.
Эта земля Эстланд (Estland) очень большая и имеет множество укрепленных поселений, и в каждом из них есть король. Здесь много мёда и хорошая рыбалка. Король и самые могущественные люди пьют кобылье молоко, бедняки и рабы пьют мёд.
Между ними очень много раздоров. Среди Эсте (Este) нет пива, зато есть медовуха.
У Эсте есть обычай, что после смерти человека он лежит в доме без кремации среди своих домочадцев, родственников и друзей в течение месяца, а иногда и двух. Королей и других высокопоставленных людей иногда не кремируют по полгода — чем больше у них богатства, тем дольше они лежат на земле в своих домах. Все время, пока умерший лежит в доме, принято пить медовуху и играть в азартные игры до того дня, когда его кремируют.
В тот самый день, когда они намереваются отнести покойника к костру на кремацию, они делят его имущество — всё, что от него осталось после питья и игры — на пять или шесть частей, а иногда и больше, в зависимости от того, сколько осталось имущества. Они помещают самую большую часть имущества примерно в миле от поселения, затем вторую часть добра, затем третью часть, пока всё имущество умершего не будет распределено по частям в пределах мили, так что самая маленькая часть будет ближе всего к месту, где лежит умерший.
Все мужчиныв стране, у которых есть быстрые кони, собираются в каком-то месте, расположенном примерно в пяти или шести милях от поместья умершего, а затем все скачут к его дому. Человек, у которого самый быстрый конь, достигает первой части имущества умершего, которая также является самой большой частью, а затем до второй и третьей, пока всё разделённое имущество не будет взято полностью. Меньше всего добра получает тот, кто добрался первым до части имущества, лежащего ближе всего к поселению умершего. Затем каждый из участников скачек отправляется своей дорогой с полученной частью имущества, всю её он может оставить себе. По этой причине здесь очень ценны хорошие кони.
Когда все сокровища умершего человека были разделены таким образом, покойника выносят и сжигают вместе с оружием и одеждой. Они расходуют большую часть богатства умершего на то, что они растрачивают в течение длительного периода содержания его в доме, когда все пьют и едят, и на то, что они оставляют на обочине дороги, на которой проводятся скачки к тем частям имущества, которое разбирают незнакомцы, лучшие наездники страны.
У эсте есть обычай кремировать мужчин каждого племени, и если одна кость оказывается сожженной не полностью, должна быть выплачена большая компенсация. Среди Эсте есть племя, которое знает, как вызвать простуду, и поэтому мертвецы там лежат так долго и не гниют, потому что они хранят их в холоде.
Если выставить две емкости с пивом или водой, одна из двух может замерзнуть, будь то лето или зима.
Таков был рассказ Вульфстана фон Хайтабу (Wulfstan von Haithabu), записанный при дворе короля Альфреда в 890 году.
———————————————- ***
В конце X века один из сыновей Мстивоя I («Мсти+воин», князь славян-ободритов до 865-869 г.г.) потомок Биллунга I был первым представителем Биллунгов заключил союз с королём Дании и Норвегии Харальдом Синезубым (930 — 986 г.г.), и женившись на его дочери, сумел создать политические предпосылки для создания Вендского княжества, в которое вошли племена ободритов и лютичей. В союзе с ободритами Харальд Синезубый в 983 году вытеснил немцев из южных территорий Дании.
Вендский союз племён возглавил князь («knez») палабских славян бодричей Годеслав («Славящий Господа» — Godescalcus, Годескальк; Готшалк, от нем. Gottschalk — «слуга божий»), внук князь Мстивоя I . Заняв княжеский престол в 1043 году, Годеслав содействовал христианизации венедских славян.