В 1861 году для Императорского Эрмитажа в Риме было совершено приобретение части знаменитой коллекции маркиза Кампаны, вызвавшее огромный резонанс в западной Европе.
Маркиз Джованни-Пьетро Кампана, происходивший из старинного римского рода, наследовал от предков не только большое состояние, но и страстную любовь к искусству. Получив вслед за дедом и отцом должность инспектора Римской ссудной кассы (Монте ди Пьета), принадлежавшей Ватикану, он был назначен её директором в 1833 году. Знаток античного искусства, меценат, коллекционер и археолог, проводивший раскопки в разных областях Италии, Кампана создал коллекцию, с которой не могло сравниться ни одно частное собрание в Европе.
Коллекции маркиза Кампаны включала в себя около 15 000 предметов, в том числе вазы, бронзы, ювелирные изделия, терракоты, стекло, греческую и римскую живопись, скульптуру, европейскую живопись XIV-XVII веков. Музей, основанный маркизом, формально принадлежал Монте ди Пьета, но располагался на вилле Кампана в Риме, в специально построенном павильоне «Казино», а также в других хранилищах, находившихся в разных частях города. Музей пользовался огромным успехом у публики и знатоков.
Собрание Джованни Пьетро Кампаны маркиза ди Кавелли (1809 – 1880) считалось одной из самых значительных частных коллекций XIX века. Коллекция выделялась многочисленностью экспонатов и высоким качеством античных ваз, предметов из бронзы, древнего вооружения, античной и ренессансной мраморной скульптуры, живописи – всего около 12 000 артефактов, многие из которых без преувеличения можно причислить к шедеврам античного искусства.
Однако страсть к коллекционированию погубила собирателя. Воспользовавшись введенным им же разрешением выдачи денег под залог произведений искусства, он брал деньги, закладывая предметы из своего собрания, и делал новые приобретения. 28 ноября 1857 года Кампана был арестован по обвинению в присвоении 983 959 скуди. После шумного судебного процесса он был приговорен к 20 годам заключения, позже заменённого на изгнание из Италии.
Конфискованная коллекция предназначалась к продаже. После приобретения англичанами скульптуры и майолики для будущего Музея Виктории и Альберта, папское правительство предоставило право отбора произведений русскому представителю, «заведующему Археологической комиссией в Риме по приисканию древностей» Степану Александровичу Гедеонову.
Гедеонов писал в августе 1860 года Министру императорского Двора графу В.Ф. Адлербергу:
«Во исполнение возобновленных мне при отъезде моем Вашим Сиятельством приказаний, долгом считаю довести до сведения Вашего о возможности новаго во всех отношениях замечательного для Императорского Эрмитажа приобретения….». в следствии открывшихся с его (маркиза) стороны злоупотреблений по части вверенных ему от правительства денежных сумм, маркиз приговорён к изгнанию, а музеум подвергся конфискации… Римское правительство, желая вознаградить понесённые казною убытки и не предвидя возможности продать в скором времени и в одне руки столь значительное художественное собрание, ныне оценяемое от 900 000 до 1 млн. скуд, решилось раздробить его на несколько долей и предоставить желающим возможность приобрести каждую отдельно. Г. Висконти берётся, до обнародования продажи, составить по моим указаниям, предполагаемые к приобретению нами доли таким образом, что в состав их войдут по большей части наизамечательнейшие произведения музеума. Вот собственные слова Г. Висконти: «Другим — для приобретения одного отличного произведения должно будет приобресть девятнадцать посредственных; Вам — одно посредственное для приобретения девятнадцати отличных». При всем преувеличении приведенных мной выражений, выгода предлагаемых условий очевидна…»
В западноевропейской прессе поднялся шум и стали слышны яростные протесты против разделения коллекции музея маркиза Кампаны. В прессе выступили Александр Дюма, Проспер Мериме, Эжен Делакруа, сам маркиз Кампана, помилованный папой Римским.
Наполеон III заявил о желании приобрести всё собрание музея маркиза Кампаны целиком, однако, Гедеонов успел «снять сливки с коллекции», как писали журналисты. Большая часть коллекции музея, в том числе 450 картин итальянских мастеров XV-XVI веков, была куплена Францией. В настоящее время картины итальянских мастеров из собрания Кампана находятся в Лувре и Художественном музее в Амьене.
Значительную часть коллекции Кампаны приобрёл император Александр II для Эрмитажа, пополнив его залы шедеврами античного искусства, другая часть коллекции Кампаны была продана Наполеону III и Музею Лувра. Произведения коллекции маркиза пополнили также собрания Британского музея и Музея Виктории и Альберта в Лондоне, остальное рассеялось среди частных коллекционеров.
Благодаря стараниям С. А. Гедеонова, Императорский Эрмитаж приобрел около 800 уникальных вещей, среди них древнегреческие вазы, бронзовые статуи, мраморная скульптура и 9 картин.
В июле 1861 года из Италии в Кронштадт прибыли корабли с художественными сокровищами из Рима. Вскоре ценный груз был доставлен по Неве в Зимний дворец. В Иорданской галерее и соседних залах ящики были раскрыты для осмотра их императором Александром II.
В течение двух лет Степан Гедеонов работал над установкой статуй и ваз в Новом Эрмитаже, а в 1863 году он стал первым директором Императорского Эрмитажа.
Огромная статуя Юпитера высотой 3,5 метров дала название залу музея, в котором её поместили. Изображения Зевса-Юпитера были широко распространены в античном искусстве, но подобные образцы древнего ваяния крайне редко встречаются в музеях, поскольку во времена раннего христианства многие памятники языческим богам погибли, а некоторые дошли до нас в виде мраморных обломков, и утерянными частями.
Античные скульптурные портреты, статуи девяти муз.
Мраморный рельеф с изображением гибели Ниобид.
Великолепная статуя древнегреческой богини мудрости и военной стратегии Афины, и римские саркофаги заняли место в новой экспозиции Эрмитажа.
Римляне воспринявшие древнегреческую культуру и искусство, приняли в свой пантеон древнегреческих и этрусских богов, достижения этрусской культуры, мифологии и позаимствовали многие обычаи и традиции этрусков, они построили великолепные дороги и грандиозные амфитеатры, акведуки и триумфальные арки. Римляне завоёвывали обширные территории западной Европы, и среди порабощённых народов насаждали латинский язык и римское право — юридическую основу цивилизованного государства.
Многочисленные римские портреты простых граждан и императоров донесли до нас облик этих создателей римского мира, в недрах которого возникло христианство – идейная основа следующей средневековой культуры.
Этрусские памятники из коллекции маркиза Кампаны, среди которых великолепные произведения бронзовой пластики украсили залы Эрмитажа.
Бронзовая крышка погребальной урны в виде возлежащего юноши,
Бронзовая голова льва и фигурка крылатого бога солнца.
Великолепные этрусские сосуды из чёрной глины «буккеро», италийская керамика и бронза.
Вальдгауэр называл знаменитую «Царицу ваз» Аполлоном Бельведерским в мире античной расписной керамики.
Рельефные фигуры на плечиках вазы изображают похищение Персефоны и сцены из таинственных Элевсинских мистерий: «Эти обряды, проводившиеся ежегодно, известные как Элевсинские мистерии, считались наиболее важными из всех древнегреческих религиозных обрядов. Тот, кто посвящался в эти мистерии, мог рассчитывать на какие-то блага в загробной жизни, на приобщение к бессмертию, приобщение к богам. Одним из обрядов, которые входили в состав этих мистерии, было жертвоприношение поросенка, и рядом с Персефоной на эрмитажной гидрии изображён юноша, который этого поросенка держит в правой руке».
Чудесной сохранности апулийские кратеры, составили экспозицию Двадцати-колонного зала Эрмитажа.
Собрание античной коллекции Эрмитажа пополнилось прекрасными аттическими вазами с чернофигурной и краснофигурной росписью.
Амфора «Борьба Геракла с немейским львом» и псиктер с изображением пирующих гетер стали украшением коллекции.
Вместе с древностями были куплены выполненные учениками Рафаэля (1485-1520 г.г.) фрески на темы из «Метаформоз» Овидия, украшавшие виллу на Палатинском холме в Риме : «Венера и Амур», «Венера и Адонис», «Венера и дельфин».
Античная культура принадлежит греко-римской цивилизации, история которой охватывает полторы тысячи лет. Сначала это была культура греческих городов-государств, где родилась мифология, литература и театр, философия и политическая теория. В этих маленьких полисах появилась ордерная архитектура и изобразительное искусство, главным героем древнегреческой культуры был идеальный человек.
В античном греческом мире родился ученик Аристотеля великий Александр Македонский распространивший греческое влияние на Восток, в результате сформировалась культура эллинизма – синтез эллинской и восточной традиций.
Греция, взятая в плен,
победителей диких пленила,
в Лаций суровый искусство внеся.
Гораций