Пятница , 29 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Что римляне позаимствовали у этрусков?

Что римляне позаимствовали у этрусков?

С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией. Самоназвание этрусков – «расена», их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» Тита Ливия, который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски«. Ретийцы (резяне) — жители римской провинции Ретия (Реция, Резия и Русия — одно есть) в 117 г. н.э. Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает о подвигах лихих всадников древней Этрурии.

В египетских папирусах 1200 года до н.э. этрусков называют Тиррени — Tursha или Tersha, народы моря, а сами себя этруски называли расенами или рашна — Rasenna, Raśna.

РЕЗИЯ или РУСИЯ — 117 г. н.э. — провинция Римской империи

Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации.  Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э.  Начиная с 750 г. до н. э. греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.

Жители Этрурии были известны грекам как «тирренцы» или «тирсенцы» , а римляне называли их тусками, отсюда и нынешнее название Тосканы. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи лидийский город Сарды сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков.

«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра —  turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели».  Корень ТАРХ — tarch очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена,  основал Тарквинию и додекаполис – Союз 12 этрусских городов. Имена с корнем tarch давали богам или царям Скифии, Причерноморья и Малой Азии.

Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с крито-микенским и ближневосточным миром. Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.

На острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. Этруски, видимо, произошли от смешения этнических элементов различного происхождения. Не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа, появившегося на свет благодаря слиянию различных этнических элементов.

Этруски имеют индоевропейские корни и появились на земле Апеннинского полуострова в первые годы VII века до н. э. Гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.

Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян: жители Рима восприняли от этрусков их письменность и так называемые «римские цифры», которые первоначально были этрусскими. Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религиозные верования и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.

При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.

Женщины этрусков занимали привилегированное положение, не имевшее ничего общего с униженным и подчиненным положением греческой (и восточной) женщины. Этрусские женщины не были домашними затворницами, как в Греции. Равноправные отношения между мужчиной и женщиной — один из признаков высокой цивилизации, и этот признак высокого развития общества мы наблюдаем и в социальной структуре Крита и Микен. В Минойской культуре острова Крит, как и в Этрурии, женщины присутствуют на пиру рядом с мужьями, возлежат рядом с хозяином дома за пиршественным столом, предаваясь веселью, присутствуют на спектаклях, спортивных играх и театральных представлениях с музыкой, песнями и игрой на двойной флейте. За эти свободы и равноправие с мужчинами, древние греки и римляне называли этрусских женщин «развратными».

Рим никогда не скрывали своего восхищения перед этрусскими флейтистами и фанфарным звучанием этрусских труб. В V веке до н. э. этрусские девушки заплетали косу, а женщины укладывали её на голове в виде короны.

Этрусские богини изображались в кокошниках

Римская тога (лат. toga — покрывало) — большой кусок шерстяной ткани с пурпурной каймой ведёт свою историю от украшенного орнаментом этрусского плаща — tebennos, который украшали вышивкой или окрашивали кайму в яркий цвет; а также конический головной убор этрусков-аристократов тутулос — «tutulus» — «высокая тулья», а шляпы с широкими полями носили слуги и рабы.

Жизнь семей этрусских аристократов представляла собой карусель роскоши и удовольствий.

«Дважды в день, – пишет Диодор Сицилийский (V, 40), – накрываются изобильные столы, и в ход идёт все связанное с избыточной роскошью – цветы, платья и многочисленные серебряные кубки…» 

Этруски владели искусством фармацевтики и медицины, и преуспели в приготовлении любовных напитков и разбирались в лекарственных травах, в косметических средствах и красках. Согласно легенде, сыновья колдуньи Цирцеи, опытной в искусстве приготовления зелий, стали этрусскими князьями. Этруски, безусловно, были предшественниками римлян в медицинском применении термальных вод и минеральных источников.

В городке Кортона, в Тоскане 29 декабря 1726 г. была основана «Кортонcкая этрусская академия», создавшая этрусский музей древностей и библиотеку, занималась возрождением этрусских имен, древних этрусских обычаев, и расшифровкой этрусских надписей, ныне их около десяти тысяч. Ежегодно академия выбирала президента, его называли «лукумон», то есть царь.

Официально современная лингвистическая наука придерживается знаменитого, со времён древнего Рима, изречения римлян: «Etruscum non legitur» — «Этрусское не читается». Филолог, языковед, профессор Парижского университета Мишель Бреаль (1832—1915), занимавшийся сравнительным языкознанием и древним италийским языкам, писал:

«латинский язык задушил своих братьев, так что, не случись некоторых счастливых находок, можно было бы подумать, что это был единственный язык древней Италии».[Bréal. Les tab. Eugub. XXVI.].

Из этрусского языка много слов перешло в латинский язык: «аисои» — «aisoi» — «боги»; капус — «capys» – «сокол»; фаладо (ПАЛАТЫ) — «falado» – «небо»; ланиста — «lanista» – «гладиатор», субуло (СОПИЛКА) — «subulo» – «флейтист», аклус — «aclus» — июнь. Этрусское происхождение имеют слова: «персона», «арена», «антенна», в значении «мачта корабля», «литера» и даже «сервис», означавшее у этрусков «раб, слуга». Латинское слово «мундус» — mundus — мир, имеет этрусское происхождение

Около 500 года до н. э. в Помпеях, в архаической Лации и в Риме у подножия Капитолия жили люди, говорившие по-этрусски — здесь найдены фрагменты керамики буккеро с этрусскими надписями: «мини муливанише» = «mini muluvanice» – «меня посвятил (подписал)…».

Личные местоимения — Я — mi; мне — mini;  «мулвениче» — «mulvenice» — «посвятил», «турче» — «turce» – «дал». Между этрусским, латинским и умбрийским языками происходили обмены и заимствования. Наличие в этрусском языке слов индоевропейского происхождения, обозначающих родство: – клан — «clan» (сын, колено), сечь — «sech»- дочь , нефтс — «nefts» и «nepos» — внук, ати — «ati» — мати, «сак» — «sac» – «sacni» — святой, заимствованное латинянами «sanctus» и умбрами «saahta» (святой), и «tur» — давать (имена этрусских богов Туран (этруск.Turan), Турмс (этруск. Turms), у греков «дорон»«doron» — ДАРИТЬ. На саркофаге слова «лупусе» — «lupuce» – «он мёртв»; «авилс» — «avils» — лет; мы узнаём из короткой эпитафии: «Partunus Vel Velthurus Satlnal-c Ramthas clan avils lupu XXIIX», что означает «Вел Партуну, сын Велтура и Рамты Сатлнии, умер в возрасте 28 лет». Кстати, скифское имя: Партуну, Партакос (греч. Παρδοκας) скиф-полицейский из комедии Аристофана.

Этрусское женское имя встречается в форме Рамата —«Ramatha», «Rametha», «Ramutha» и «Ramtha». Греческое имя«Alexandras» на этрусских зеркалах записано, как «Алечсантре» — «Alechsantre», «Элчантре» — «Elchantre».  Этрусское имя Лар — Larth имеет два родительных падежа (кого?) — Лартал и Ларталс — Larthal и Larthals.

Этрусское слово темплум — templum — жилище богов (по-латыни – храм) первоначально называлось местом этрусских прорицателей, обращавшихся на юг — к богам.

Три высшие должности в этрусских городах: «зилат» — «zilath» или «зилч» — «zilch», «пуртне» — «purthne» и «марунич» — «marunuch» не расшифрованы. Этимология слова «га-рус-пик» неясна, хотя в нём есть индоевропейский корень (санскрит: gava (go) – говорить на распев, торжественное песнопение; ṛc — «хвала, стих»)   Грамматика этрусского языка уже составлена, но этрусский словарь совсем невелик.

Сардиния. Санта-Кристина -вход в святой колодец-пещеру-мундус.

Латинское слово «мундус» — mundus (мир) имеет этрусское происхождение, первоначальное значение слова mundus — «женские украшения», а позже его стали применять к звездам – «украшениям небес». От этрусков римлянам был известен «подземный mundus» — канава, закрытая сводом, где мир живых соприкасался с миром мёртвых. Когда mundus открывался, то на Землю через это зловещее отверстие выходили духи преисподней.

Этрусский Харун (с молотом) и крылатая Ванф не убивают, а ждут наступления смерти, что забрать умершего в царство мёртвых

При Тарквинии переход в мир иной этруски представляли, как путешествие пешком, на лошади, в экипажах или в лодках. Мёртвые в загробном мире ведут жизнь, полную удовольствий и радости, всюду царят спокойствие и гармония. С уничтожением Этрурии римлянами её жители лишились своих благостных представлений о спокойной и лучезарной загробной жизни. Этрусками завладел ужас перед адскими мучениями, мрачные представления о смерти, и о загробном мире этруски передали римлянам.

Этрусские священные книги были переведены на латынь и собраны этрусским царём Рима Тарквинием Приском (Тарквинием Древним) в I веке до н. э.

Гварначчи, основатель музея в Вольтерре, считает, что этруски были не только культурными вождями всех прочих италийских народов, но в некоторые периоды обгоняли даже греков, и достигли безраздельного господства в Тирренском море и вели активную торговлю на всех внутренних морях Средиземноморья, побеждали греков в борьбе за природные ресурсы и торговые пути.

Греческие тексты полны неприязни к старым врагам-этрускам и упоминаний о сильном этрусском флоте, который греки называют грозной пиратской армадой. Этрусским изобретением был якорь со свинцовой перекладиной-штоком, а также медный морской таран.

Римляне позаимствовали у этрусков скутум — большой щит с горизонтальной рукояткой в центре. В Этрурии, близ Ветулонии, в одной из могил некрополя Поджо-алла-Туардия, VIII века до н. э., найдено скульптурное изображение щита-скутума. Примерно с начала IV века до н. э. стал использоваться римскими легионерами вместо аргивского гоплитского щита.

Реция и этруски-тирсены имели один язык

Этрусский союз заключил с Карфагеном союзный договор — Корсика оставалась в этрусской сфере влияния; Сардиния и Гибралтарский пролив – в сфере влияния Карфагена. В течение VI века до н. э. этруски проникли в глубь Апенинского полуострова и были готовы объединить всю Италию. В V веке до н. э.  этруски захватили Болонью (латин. Bŏnnĭa), которую называли Фелсина (этрус. Velzna/Felsina), и вскоре она превратилась в большой этрусский город, и основали город Спина, прикрывавший со СПИНЫ, с севера  Этрусский союз от нашествия галлов и кельтов,  и ставший форпостом этрусской  торговли.  Два порта Спина и Адрия обеспечивали выход в Адриатическое море.

Греко-этрусское влияние на кельтскую цивилизацию в конце Гальштатского периода и начале периода Ла-Тен было вполне заметным.

Этрусский союз объединял 12 культурных центров-городов, примерно 1400 жителей в каждом. Федеративный союз этрусских городовТарквиний (Tarconte, в честь основателя города царя Тархуна -Tarchuna), происходит от имени Анатолийского и скифского бога Тарха, Таруя (tarhui) или Тархун (Tarhunt). Из хеттских текстов известно, что бог Тарх был покровителем Taruisa или Tarhuisa, то есть Трои (Troy).

Союз 12 этрусских городов, в скобках даны латинские и итальянские названия:

-Арритим — Arritim (Арретиум, Ареццо — Arretium, Arezzo)
Атрия — Atria (Адрия — Adria)
Кайсра — Caisra (лат. Цере Caere — Царёв, Черветери Cerveteri)
Клевсин — Clevsin (Клузиум — Clusium, Кьюзи — Chiusi)
Куртун — Curtun, (Кортоний Cortonium, Кортона Cortona)
Фелатри — Felathri (Волатерра Volaterrae, Вольтерра Volterra)
Фуфлуна — Fufluna (Популоний Populonium, Популония Populonia)
Парусия Parusia (Перузия — Perusia, Перуджа — Perugia (Перун *реrunъ -«гром», Перунья)
Тарчна Tarchna (Volscian Anxur), (Таррачина Tarracina, Террачина Terracina)
Тархнал Tarchnal (Тарквинии Tarquinii, Тарквиния Tarquinia)– древний этрусский город Тарха, знаменит царским родом Таквиниев, ныне Tarquinia — Тарквиниев град.
Вейи Veii (Вейи — Veii,Вейо Veio)
Ветлуна Vetluna (латин. Ветулониум — Vetulonium, ит. Ветулония Vetulonia)
Випсул Vipsul (Фесула — Faesulae, Фьезоле Fiesole),
Вельх Velch (Вульчи — Vulci, Вольчи — Volci) индоевропейский корень *uelu-n-, и родственно хеттск. uellu– «пастбище, луг (умерших), сюда же  греч. Ηλύσιου πεδίον —«Елисейские поля»,
Вельзна Velzna (Вольсиния — Volsiniia, Вольсинии — Volsinii)

В период между 600 и 500 годами до нашей эры эти двенадцать этрусских городов-государств образовали свободный союз Этрусских городов.

Название города государства Ватикан взято от этрусского «Ватикум» — названия Ватиканского холма (итал. Monte Vaticano) . Согласно легендам, на этом месте этрусские прорицатели (авгуры) провозглашали свои предсказания — «ватицинации» (лат. vaticinatio — «предсказание», «пророчество») относительно будущего.

Авгуры — этрусские предсказатели по полёту птиц

Авгуры  наблюдая за полётом птиц, небесными знаками, одобряют ли Боги какое-либо дело, начинание Римского государства, и можно ли рассчитывать на помощь богов.

Слово Авгур (augurжрец, предсказатель; от augeo — «умножаю, увеличиваю, наделяю богатством», месяц сбора урожая; от Прото-ИЕ корня *aug- «увеличивать», вторым элементом будет слово garrire «говорить»; греч. αὔγουστος; ст.латин.: *augos (род. п. *augeris) «увеличение» и связано с augere «увеличение»; лат. augustus — «священный, возвышенный, великий»; ит. agosto, англ. august — август.

Первоначальная версия слова Авгур (augur) от латинского avis «птица» + garrire «говорить»; угодно ли дело человека воле богов авгур определял по полёту и пению птиц, кормление птиц были важными объектами предсказания. Augural — предсказание.

Ауспик (auspex) «тот, кто наблюдает за полетами птиц с целью получения предзнаменований», от латинского auspex «толкователь предзнаменований, данных птицами», от Прото-ИЕ *awi- «птица» + корень *spek- «наблюдать», *awi-spek- «наблюдатель за птицами».

Август от латинского augustus «почтенный, величественный, великолепный, благородный», возможно, первоначально «освященный авгурами с благоприятными предсказаниями». В 8 г. до н. э. месяц Sextilis («шестой») переименован в честь императора Августа Цезаря, (Augustus Caesar«Величественный Цезарь»)

Если одобрения богов не наблюдалось, следовало отказаться от начинания, дабы избежать гнева богов. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э.

Итальянцы всем рассказывают, что этруски «пришли из ниоткуда» и «ушли в никуда«. С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией.

В произведения римских авторов чувствуется сильное влияние   этрусского искусства. До завоевания Греции римляне были полными невежами в зодчестве. Культура Италии, до появления этрусков в VII века до н.э., находилась на отсталом, первобытном этапе цивилизация. На Апенинском полуострове бронзовый век продолжался примерно до 800 года до н. э.

 Расцвет этрусской цивилизации в Тоскане относится к 700 году до н. э.  Рим представлял собой ещё небольшой городок, рядом с могущественной Этрурией.

На севере Этрурии – в Ветулонии и Популонии – появляются монументальные мавзолеи, огромные курганы из земли и камней с гробницей внутри в форме настоящей камеры со сводом или куполом. Курганы этрусков напоминают знаменитые микенские и скифские гробницы.

Этрусский Рим лукумона (этрус. Lucumone — «властитель, господин») Тарквиния Приска (лат. Lucius Tarquinius Priscus) — Тарквиния Древнего строился по образцам этрусских городов. До этрусков Рим был скорее объединением деревень, чем настоящим городом. 

Рим обязан своим построением этрусским архитекторам, составившим строгий план городских улиц и разделение города на кварталы, строительством городской оборонительной стены и въездными воротами в 378 году до н. э. 

Этруски проложили в Риме городской водопровод и  канализационную систему, фрагменты которой сохранились до наших дней. Этруски осушили болотистую равнину Форума, ставшую впервые местом проведения народных собраний.

Согласно свидетельствам Дионисия из Галикарнаса, этруски был автохтонным народом на Апеннинском полуострове— этруски жили на полуострове тысячелетия, были геометрами, математиками и архитекторами. Это от них римлянам достались города и акведуки, инженерные науки и бани.

Рим за 100 лет правления этрусской  династии Тарквиниев — с 616-го по 510 г. до н. э. из маленького поселения превратился в хорошо защищенную крепость, хорошими дорогами, портом и прекрасным храмом Капитолийской Троице — Юпитеру, Юноне и Минерве, построенном в VI веке до н. э. 

Римляне позаимствовали у этрусков триаду главных этрусских богов: Тин — Уни — Менрва, от которых происходит римская триада богов Юпитер — Юнона — Минерва. Римская Юнона — это этрусская Уни (Юно — Juno-  юная). Римляне называли богиню Юнону — Юно Матрона — Juno Matrona — покровительница замужних женщин. Римский бог Юпитер — Diupiter = Div pater — «Отец Божий»; “sub Jove” употреблялось в смысле: «под небом» самими римлянами, и Tellus (terra) mater = «Мать-Земля» — «тело матери». Римская Минерва — это этрусская богиня Менрва.

  Этрусский храм стоял на высоком фундаменте – подиуме и имел лишь один вход, ориентированный на юг. Подиум и фундаменты храмов этруски строили из камня, а сами здания, арки, своды потолков, сложную систему стропил они строили из дерева. Это говорит о древней традиции этрусских мастеров деревянного зодчества. Римляне до сих пор удивляются тому, что этруски строили свои дома из дерева (срубы), и не строили домов из мрамора.

Рим позаимствовал у этрусков основы их технических знаний, монументальный характер римской архитектуры унаследован от деревянных этруских строений и воплощён в мраморе и камне. Архитектурная планировка внутренних помещений домов этрусских  аристократов, атриумы – центральные помещения в домах этрусков, позаимствованы римлянами у этрусков.

«Синьор Пиранези утверждает, что, когда римляне впервые захотели возводить массивные здания, основательность которых приводит нас в изумление, они были вынуждены обратиться за помощью к своим соседям – этрусским архитекторам.»

Римляне на всех захваченных землях строили Капитолийский храм с южным входом – копию легендарного здания этрусских зодчих Тарквиниев и соблюдали ритуалы всех этрусских религиозных праздников.

Этруски разбирались в геодезии и измерительной технике, и римские землемеры учились у них. Деление итальянских земель и территории всех провинций на квадраты со стороной 710 метров — это заслуга этрусков.

В сущности, на семи холмах в Риме обосновалась этрусская цивилизация. К концу IV века до н. э. римские дети учили этрусские буквы и письмена. Первоначально в этрусских городах существовала монархия.

Этрусские цари Тарквинии в Риме носили золотую корону, золотой перстень и скипетр — атрибуты царской власти. Их церемониальной одеждой служила красная тога-пальмата, а царскую процессию возглавляли ликторы, несущие на плечах фасции – знак неограниченной власти повелителя. Фасции состояли из пучка розг и топорика – церемониального оружия и символа политической и религиозной власти Тарквиниев .Этрусские атрибуты царской власти, красную одежду царей и придворные церемонии — переняли римляне у этрусков.

В VI веке до н. э. монархия в Риме сменилась республикой; царя сменили, регулярно переизбиравшиеся, должностные лица. Новое государство по сути было олигархическим, с постоянным и сильным сенатом и ежегодно сменявшимися магистратами. Вся власть оказалась в руках олигархии, состоявшей из principes – ведущих граждан. Аристократический класс – ordo principum – контролировал интересы общины.

Семьи этрусков отличались именамиnomen gentilicum,  этрусский «генс» — «gens» —  семейная группа и cognomen — родовые ветви, и каждый этруск имел личное имя. Ономастическую систему этрусков в точности приняли у себя римляне. Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική) — искусство давать имена, была воспринята римлянами от этрусков.

Этруски повлияли на историю Рима и судьбу всего Запада. Латинские народы входили в конфедерацию этрусков, созданную по религиозному признаку.

В VI веке до н. э. возникла Этрусская лига, которая была религиозным объединением этрусских земель. Политическое собрание Этрусская лига проводилось во время всеобщих этрусских ежегодных религиозных праздников, устраивалась большая ярмарка, избирался верховный вождь Этрусской лиги, носивший титул rex (царь), позднее — sacerdos (верховный жрец), а в Риме — избирался претор или эдил пятнадцати народов Этрурии.

Символ верховной власти сохранился в Риме после изгнания этрусской династии Тарквиниев из Рима в 510 году до н. э., когда возникла Римская республика, существовавшая 500 лет. 

Потеря Рима  была серьезным ударом для Этрурии, предстояли тяжёлые битвы на суше и на море с Римской республикой и с вторжением кельтов в период 450—350 гг. до н. э.

 На протяжении всей римской истории римляне повторяли все религиозные ритуалы, исполнявшиеся этрусскими царями. Во время празднования триумфа, победы над врагом, торжественная процессия шла на Капитолий, для жертвоприношения Юпитеру, а полководец стоял в своей боевой колеснице, во главе кортежа пленников и солдат, и временно уподоблялся верховному божеству.

Город Рим был заложен по плану и обряду этрусков.  Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалыМесто будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира. Пропаханная окружность вокруг территории города соответствовала представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum) — «Храме«. Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр = граница. Спулар (лат. tular spular) у римлян стал называться – померий.

TУЛАР-РАСНАЛ (написано слева направо) = Граница Этрусков

В этрусском городе обязательно строили три главные улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.

Мундус — яма в земле, где обитали души предков, в Риме находился на Палатинском холме. Бросание в общую яму (Мундус) горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Другие этрусские города были основаны и построены в Этрурии (на Апеннинском полуострове) с соблюдение всех этрусских градостроительных правил и согласно религиозным канонам. Так был построен этрусский город Вольтерра, по-этрусски – Велатри, Лукумоний и другие были окружены высокими городскими стенами, а городские ворота Велатри Порта-дель-Арко, украшенные скульптурами – головами божеств сохранились до сих пор.

В Южной Италии этруски основали города Нола, Ацерра, Ноцерра и город — крепость Капуя (итал. Capua), этрусский город Manthua, позже Мантуе. 

Знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведён самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были устроены на ипподроме в VI веке до н.э. этрусским царём Рима Тарквинием Приском, который был родом из этрусского города Тарквинии.

Древняя традиция боёв гладиаторов берёт начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить, и если пленнику случалось выжить то, они считали, что так угодно богам.

    В Этрурии, гробницы располагались за пределами городских стен — это этрусское правило неизменно соблюдалось во всём античном Средиземноморье: поселения мёртвых (кладбища) должны быть отделены от поселений живых.

Римляне взяли за образец устройство этрусских усыпальниц, внутренней отделки гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальных ритуалов этрусков, веривших в загробную жизнь, аналогичную земной жизни.

Римляне верили во власть древних этрусских клятв, имевших магическую силу, если они обращены к этрусским божествам Земли.

Этруски строили свои дома из дерева, недолговечного материала, но свои усыпальницы этруски строили на века для вечной жизни. «Жизнь — мгновенье, смерть — на века».

Каменные гробницы выбивали в скалах, скрывали их в курганах, украшая настенными фресками и барельефами с изображениями пиров, танцев и игр, и наполняя усыпальницы драгоценностями, оружием, вазами и другими ценными предметами.

Римские храмы строили из камня и мрамора, но украшали по типу этрусских деревянных храмов, существовавших в древней Козе, Вейи, Тарквинии, Вольсинии, столице Этрусской конфедерации.

Найденный в этрусском городе Вейи храм этрусского бога Аплу (Аполлона), с множеством терракотовых статуй богов в натуральную величину, исполненных с поразительным мастерством, работы этрусского скульптора Вулка.

Римляне ввели в свой пантеон почти всех этрусских богов. Этрусские боги Аита (Aita) стал Аидом, Атрими (Aritimi) — Артемида, Семла — Земля, Сел (этрус. Cel) — Гео (земля). На этрусском языке «Селс клан» — Celsclan — «сын Земли», «колено Земли». Силенс (Cilens) — Силен. Менрва — Менерва. Херкле (Hercle) — Геракл, Геркулес; Уни (Юни) — римская Юнона; этрусский бог войны Ларан (Laran) — римские Лари; Летнс  (Lethns) — Лета; адское божество этрусков Mania в латинской литературе Mantus —  мать ларов и Манеса. ТанрТанур (Thanr, Thanur) — этрусская богиня подземного царства мёртвых. Этрусский Марис (Maris) — в Риме Марс, в Греции Арес. Этрусский Нев (лат. Nev), Невунс или Нетунс (Nethuns) — стал римским Нептуном. Пекс (Pecse, Pakste) — Пегас, Пегашка. Этрусская Ферсу (Phersu) — римская Фортуна; Сатре (Satre) — Сатурн; эпитет богини Туран — Лебедь, Тураншна (этрус.Turansna) Лебёдушка; Сын богини Туран, славный тур-богатырь Турну (этр. Turnu), вполне оправдывает своё имя, происходящее из глагола санскрита «тур» -«гнать, турить, быстро лететь».

Этрусского бога растительности и плодородия, смерти и возрождения Фуфлунс (этрусск. Pupluna или Fufluna) возник в городе Популония. Этрусский Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах — соответствует римскому Бахусу, или Вакху, греческому Дионису. 

Верховные боги этрусков составляли троицу, которой поклонялись в тройных храмах — это Тиния, Уни и Менерва.

Греческая богиня Геката стала зримым воплощением триединого этрусского божества.

Культ троицы, которой поклонялись в этрусских святилищах с тремя стенами, каждая стена была посвящена одному из трёх богов – такой же обычай присутствует в крито-микенской цивилизации на острое Крит.

Так же, как этруски, римляне проявляли большой интерес к прорицаниям, гадателям, гаруспикам.  Этрусские гробницы нередко окружают яйцеобразные этрусские колонны cippi – низкие каменные столбы (как у скифов каменные бабы) с украшениями, являющимися символом божественного присутствия.

В Этрурии игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер. Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, танцы были не просто разновидностью воинской тренировки, но и для завоевывания расположения богов войны.

На фресках Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму — пиррический танец,  посвящённый богу Пирру

Римские салии – жрецы-воины – исполняли пиррический танец в честь Марса, жестокие гладиаторские бои (лат. Munera gladiatoria) римляне тоже позаимствовать из этрусской Тосканы в 264 г. до н. э.

Этруски были большими любителями музыки – под звуки двойной флейты, они и воевали, и отправлялись на охоту, и готовили, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий учёный и философ Аристотель.

Рим призывал на свои торжества этрусских танцовщиков и мимов, которых римляне называли «хистрионес» — «histriones» – этот термин римляне тоже взяли у этрусков. Согласно Титу Ливию, этрусские танцоры и мимы ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город Рим ужасный бич – чуму в 364 году до н. э.

Этруски владели специфическими способами обработки золота и серебра. Найденные в 1836 году в кургане Черветери золотые украшения и тончайшая гравировка серебряных и бронзовых зеркал представляют собой вершину мастерства этрусских ювелиров VII века до н.э. — в это время римского ювелирного искусства не существовало!

Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью украшения из янтаря и бронзы, изделий из золота и слоновой кости, коробочки для косметики, фибулы, гребни, ожерелья, диадемы, перстни, браслеты и архаические серьги свидетельствуют о высоком мастерстве этрусских ювелиров.

Фантастическая этрусская химера на самом деле представляет собой звериный образ триединого божества Великой Богини Матери, повелевающей Рождением — это образ Козы-кормилицы, повелевающей Жизнью — образ Льва, повелевающей Смертью — образ Змеи.

Достижения в прикладном искусстве выводят этрусков в VII веке до н.э. на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморья. В изобразительном искусстве чувствуется связь с финикийским, крито-микенским и скифским «звериным стилем», изображены те же фантастические звери – химеры, сфинксы и крылатые кони.

В середине III века до н. э. Рим подчинил себе Этрурию (Таскану),  военная и политическая роль Этрурии была ликвидирована, но Этрурия не лишилась своей самобытности. Религиозные традиции и ремесла процветали в Этрурии до начала христианской эры, и романизация этрусков шла очень медленно. Римляне посылали делегатов на всеобщее ежегодное религиозное собрание двенадцати племён этрусков из 12 этрусских городов в главном святилище Вольтумны – Fanum Voltumnae; оно называлось «concilium Etruriae».

Города южной Этрурии рядом с Римом, вскоре пришли в упадок, а северная Этрурия представляла собой горно-рудный район — Кьюзи, Перуджа, Кортона, сохранили знаменитые производственные мастерские, выпускавшие предметы из ковкой стали и бронзы, Вольтерра и Ареццо — крупный промышленный центр, Популония — металлургический центр добычи руды и выплавки металлов, даже под властью Рима сохраняла своё промышленное и торговое могущество.

Этрусская богиня Уни = Юна = Юнона. 510 г. до н.э.

Идею использовать деньги как средство обмена этруски привезли в Италию из западной области Малой Азии, где впервые в Средиземноморье были введены в обращение деньги.

Этимология латинского термина moneta, обозначающий деньги связанный с глаголом менять. 

Монета — титул римской богини Юноны, возле храма Юноны на Капитолийском холме в Риме чеканили деньги. Монета со смыслом «предостерегающая богиня», так как на латинском monitor«наблюдатель» — тот, кто предостерегает».

 Ватикан — этрусское название.

От названия этрусского поселения Ватика (Vatica) или Ватикум (Vaticum), расположенного на Ватиканском холме (Vatican Hill) за рекой Тибр от традиционных семи холмов Рима.
Название «Ватикан» уже использовалось во времена Римской республики Агер Ватикан (Ager Vaticanus — «Ватиканское поле»), болотистую местность на западном берегу Тибра напротив города Рима, расположенной между Яникулом (Janiculum), Ватиканским холмом и Монте-Марио территорию.

Другое название Агера Ватикануса было этрусское: Рипа Вейентана (Ripa Veientana) или Рипа Этруска (Ripa Etrusca), что указывает на господство этрусков в архаический период.
Из-за близости к заклятому врагу Рима, этрусскому городу Вейи (Veii, Вейус — Veius; ит. Veio — Вейо) был важным древним этрусским городом, расположенным на южных границах Этрурии и в 16 км к северо-северо-западу от Рима), а также из-за того, что «Ватиканское поле» подвергался наводнениям Тибра, римляне считали эту первоначально необитаемую часть Рима мрачной и зловещий. Река Вальчетта течёт близ города Вейи и впадает в Тибр в нескольких милях восточнее.


Вейи был самым богатым городом этрусского союза. Он поочередно находился в состоянии войны и в союзе с Римским королевством, а затем с республикой более 300 лет. В конце концов он пал в битве при Вейи перед армией римского генерала Камилла в 396 г. до н.э.

Древнеримский писатель и учёный Марк Теренций Варрон (Varro из сабинского Риети; 116–27 до н.э.) связал слово Vaticanus с именем божества деторождения по имени Ватикан (Deus Vaticanus) или Вагитан (Vagitanus), римским божеством, которое, как считалось, наделяло младенцев способностью к речи, о чем свидетельствует их первый плач вагити (vagiti — «вопли»; vagitus — «плач, визг, вопль»; ит. глагол vagio — вопить; vagire — плакать), поскольку предполагалось, что ва (- wa) первый слог, произносимый ребёнком.
Римское божество членораздельной речи Фабулинус (Fabulinus от фари (ит. fari — «говорить»; fabula).

Особыми способностями речи обладал пророк (vates), о чём рассказывал поздний римский писатель Авл Геллий (Aulus Gellius) в своей книге о божественных вещах: название происходит от vāticinium, пророчества, вызванного полётом птиц или исследования печени жертв жертвоприношений и вдохновленного богом, который контролировал область: науки Vaticini, aruspicina (гаруспики) или Etrusca Дисциплина (Книга гаруспика) была введена в Риме этрусками. Этот термин в конечном итоге произошёл от vātēs («прорицатель, пророк») и canō («петь»). Писатель Авл Геллий писал:

«Как Айус (Aius)* назывался божеством, и в его честь был построен алтарь в нижней части новой дороги, потому что в том месте был слышен голос с неба, так и это божество называлось Ватиканом, потому что он руководил возникновением и силой человеческого голоса, ибо младенцы, как только они рождаются, издают звук, который образует первый слог в Ва— , выражающее первый звук новорождённого младенца, отсюда глагол vagire (плакать)».

*Aius Locutius (лат. aius locutius, устное подтверждение) или Aius Loquens (лат. aius loquens, устное подтверждение) — римское божество, связанным с событиями галльского вторжения в Рим в начале 4 века до нашей эры.
Согласно легенде, римский плебей М. Цедиций (M. Caedicius) услышал сверхъестественный ночной голос, исходивший из священной рощи Весты, у подножия Палатинского холма.

Веста — девственная богиня домашнего очага, дома и семьи в римской религии. Она редко изображалась в человеческом обличии и чаще представлялась огнём её храма на Римском форуме. Вход в её храм был разрешен только её жрицам, весталкам-девственницам.
Божественный голос из священной рощи Весты предупредил плебея о неминуемой атаке галлов, и поручил ему передать эти сообщения на трибуну, чтобы он укрепил стены Рима. Сообщение гонца плебея было проигнорировано, в результате галлы (кельты) вошли город и сожгли Рим ок. 391 г. до н.э. После того, как галлы были отброшены, римский Сенат построил храм и алтарь Ара Айус Локуций (Ara Aius Locutius) или Ара Септа (Ara Saepta), чтобы умилостивить неизвестное божество, с посвятительной надписью: si deus si dea — «будь то бог или богиня», из осторожности. В древности это место не было заселено, так как римляне считали его святым.

папа Григорий XI рассматривает план застройки Ватикана

17 января 1377 года папа римский Григорий XI ( в миру — Пьер Роже де Бофор) избрал своей новой резиденцией Ватикан. В честь этого была проведена торжественная церемония, а к новому месту папу сопроводили самые влиятельные кардиналы.  Понтифик неспроста принял решение о «переезде» в Рим. Прежде центром Римской католической церкви считался дворец в Авиньоне. Он вполне подходил для пап, однако на их действия оказывали большое влияние французские короли. По сути, понтифики вынуждены были подчиняться французским королям. Несложно догадаться, что подобное положение вещей многих пантификов не устраивало.

   Глава римской католической церкви папа Григорий XI, человек своенравный и деятельный, решил полностью переменить прежний уклад. Отныне Папа Римский становился главой Ватикана – «государства в государстве». 

Над возведением величественных зданий Ватикана трудились великие гении прошлого – к примеру, Микеланджело, расписавшего базилику Святого Петра.

Этрусское название Ватикан впервые было официально записано в Латеранском договоре, (лат. Pacta Lateranensia) — соглашений, подписанном 11 февраля 1929 года, между Королевством Италия при короле Викторе Эммануиле III и Святым Престолом при папе Пии XI об урегулировании давнего римского вопроса о «территории Ватикана»  и образовании «города-государства Ватикан».

Сегодня же Ватикан имеет собственные государственные символы и отличительные знаки, а его подданными являются тысячи католических священников.

Конь скифского царя Колаксая в ритуальной поэзии Спарты
Платон и Аристотель о монархии, демократии и олигархии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*