Е.П.Савельевъ.
«Юбилейные» Донские Ведомости, 1918 (№51, 18 нояб./1 дек. №59 16 нояб./29 дек. С.3)
Древняя печать войска Донского была с изображением бегущего оленя, пронзенного стрелой, с надписью: „Печать войсковая, олень пораженъ стрѣлой“. Изображение этой печати можно видеть в Донском музее на старинных донских грамотах. Древняя печать запорожского войска также была с изображением бегущего оленя, но только стрела летит по воздухе над оленем, догоняя его.
В тысяча семьсот четвертом году Пётр I прислал на Дон новую печать, с изображением вооруженного казака, сидящего на бочке с порохом. В правой руке казак держит ружницу (ружницу, ружье), а в левой руке кальян. Историк восемнадцатого века (2-й половины) А.Ригельман („История о Донских казаках“) почему-то назвал казака, сидящего на бочке, голым и держащим в левой руке рог, а на бочке отметил стоящую чарку, тогда как в указе Петра I ничего этого нет.
Печать эта не понравилась донским казакам, по всей вероятности, потому что неправильное толкование „голый казак с рогом и стоящей пред ним чаркой на бочке с вином“ порочило честь казачества, показавше то всему миру своей многовековной исторической деятельностью совсем противное. Вот почему мы встречаем на всем протяжении XVIII века на войсковых грамотах старую печать с оленем и только в официальных оттисках в Петербург прикладывали печать Петра I, дабы не раздражать российских самодержцев.
В деревне Котс (Cotes), недалеко от Лафборо (Loughborough) на границе между Лестершир и Ноттингемшир (Leicestershire — Nottinghamshire) в Британии, найдена часть славянской шпоры, на которой изображена фигурка воина-викинга в фракийском (скифском) колпаке, свободно сидящего на коне, раскинув в стороны руки, он держит в правой руке «рог изобилия» — ритуальный сосуд для вина у славян.
Возможно, здесь изображён не простой славянский воин, а сам бог Святовит, которому поклонялись славяне в святилище Аркона на острове Рюген (Руян). Саксон Грамматик описал славянского бога Святовита Арконского, благословляющего воинов на военные походы, и многие другие обряды, совершаемые в святилище Аркона.
Русские викинги в Скандинавии. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавшие на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века. На южном побержье Варяжского (Балтийского) моря жили и другие западные славяне — ободриты или бодричи (Obotrites), вильцы (Wiltze), волыняне (Wolins), померане (Pomerians), лютичи.
Старое донское казачество любило свою древнюю печать с оленем, пронзенным стрелой и понимало значение этой эмблемы; новое казачество забыло эту печать и ея значение и только на старых актах оно видит непонятную для него эмблему.
Последний Войсковой Круг (15 августа – 14 сентября 1918 года) установил для Всевеликого войска Донского печать древнюю с оленем. Постараемся объяснить значение этой печати.
Всякие эмблемы и символы в гербах и печатях характеризуют жизнь и деятельность данного народа. Казачество, как Донское, так и Запорожское, имеет один общий корень, одно происхождение и в старое время представляло из себя военный рыцарский орден, высшими добродетелями которого были целомудрие[1] и храбрость. В старых Донских казачьих станах и в Запорожской сечи за нарушение целомудрия карали смертной казнью. Казаки, отправляясь в поход, давали обет целомудрия и строго соблюдали его.
У древних предков казачества Гетов-Руссов или народа Ас-Саков, обитавших в Приазовье и по берегам Чёрного моря, была и своя богиня целомудрия – Диана, она же покровительница лесов и диких зверей. Культ поклонения этой богине установлен раскопками на всем указанном пространстве. О том же свидетельствуют и древние историки. При переселении части Гетов-Руссов (Этрусков, этрусская Уни (Юно — Juno- юная) в Италию, за двенадцать веков до Р.Х. культ поклонения Диане был занесен ими и во вновь завоеванную страну, но там он в течении веков постепенно стушевался и Диану стали смешивать с греческой богиней Артемидой, приписав несвойственные ей качества. Но всё-таки некоторые древние скульпторы помнили прежнее значение Дианы и изображали её юной, без женской полноты, полной энергии и грации, в короткой одежде, не стесняющей её движение, в сандалиях, с волосами, закрученными в узел и рядом с ней неразлучной молодой ланью – это богиня-девственница, всегда готовая пустить смертоносную стрелу в того, кто нарушит её целомудренный покой.
Такой изображена богиня Артемида в Лувре, воспроизведенной по прекрасному образцу четвертого века до Р.Х. Такова была богиня целомудрия, почитаемая предками казачества, Гетами-Руссами Приазовья.
Что целомудрие считалось высшей добродетелью у витязей Дона и Приазовья в древние века, видно из следующего рассказа Псевдо-Плутарха, историка I века Р.Х. (Танаис, гл. 14, 1-2).
У одного донского героя – богатыря Бер-росса от амазонки Лисиппы родился сын, которого назвали Танаисом (Тань, Дань, Дон). Танаис, возмужав, стал проявлять великие военные способности и, поклоняясь одному богу Марсу (тоже богу Приазовья, занесенному Гетами-Руссами в Италию), дал обет целомудрия. Но завистливая Венера возбудила в нём любовь к собственной матери. Танаис долго боролся со своей страстью, но, наконец, больше не мог владеть собой и, желая остаться верным своему обету, бросился в реку Амазоний, отчего последняя и стала называться именем – Танаисом, т.е. Доном.
Эта легенда очень ясно характеризует древнее гетское казачество, как девственников и поклонников бога Марса, т.е. бога войны. Олицетворение целомудрия древнее казачество выразило в образе своей богини Дианы и хранило многие века её целомудренный образ в своём пылком казачьем сердце.
Однажды, как говорит древняя легенда, девственная богиня, купаясь в реке, была потревожена одним чужестранным охотником, некием Актеоном, сыном Аристея, увидевшим ея наготу. Разгневанная Диана вмиг своим пламенным взором обратила дерзкого нахала в оленя и пустила в него свою губительную стрелу.
Этот миф о Диане и наказанном нарушителе ея целомудрия Актеоне древнее казачество знало и изобразило в эмблеме на своей печати, гласящей: „Блюди целомудрие, казак, иначе будешь наказан, как дерзкий Актеон“.
Таково значение древних донской и запорожской печатей.
Примечание
[1] Целомудрие (калька с греч. σωφροσύνη + σώφρων) — моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях. Строгость в нравственном отношении./Прим. Кр.Попова/ [2] Возрожденная в 1918 г. республика Всевеликое Войско Донское пользовалась тем же изображением для своего герба, но именовалось оно иначе: «Елень пронзён стрелою». В рамке простого геральдического щита на голубом поле изображался «белый олень, пронзённый черною стрелою, в позиции стоящей, с рогами в три и четыре ветви».Идея такого герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к киммерийцам, гуннам и готам. Легенда записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История Церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» — «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака (что на скифском языке значило «белый олень»)./Прим. Кр.Попова/
Е.П.Савельевъ.
«Юбилейные» Донские Ведомости, 1918 (№51, 18 нояб./1 дек. №59 16 нояб./29 дек. С.3)