Суббота , 7 Декабрь 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Мир этрусского искусства

Мир этрусского искусства

золот.Серьги этрусков - 4 в до н.э.

Реймон Блок. Этруски. Предсказатели будущего.

Глава 8. Мир этрусского искусства.

Большая этрусская выставка, в 1955 г. вызвавшая интерес и любопытство в широких кругах Парижа, Милана, Гааги и Цюриха, где она открылась, привлекла внимание любителей, а также критиков и историков искусства к проблеме значения этрусского искусства и его места в древнем средиземноморском искусстве в целом. Публику, похоже, главным образом поражало обилие сокровищ, выставленных в тот раз впервые. Некоторые ювелирные изделия этрусков своей изысканностью, богатством украшений и утонченностью композиции превосходят самые восхитительные шедевры современного искусства.

кадильница-ладана-, 500 г. до нашей эры.Рис. 32. Бронзовая курильница для благовоний. В основании стержня – фигурка юноши. V век до н. э. Музей виллы Джулия, Рим.

Но выставка в целом представляла собой панораму чрезвычайно разнообразных жанров, неравноценных по качеству и пестрых по составу.

Естественно, изделия, создававшиеся на протяжении многих столетий, не могут не демонстрировать радикальную эволюцию стиля и техники и наличие более и менее удачных периодов.

Однако, собрания греческих и римских древностей вводят нас в мир, где существовала преемственность вдохновения и формы.

В этрусском же искусстве мы замечаем не только многочисленные глубокие изменения, но и неровность, с первого взгляда поразительную.

акробот-ручка от кувшина-300 г до н.э.

Такое положение вещей породило немало совершенно противоположных точек зрения. Еще в 1889 г. французский учёный Марта писал в руководстве по этрусскому искусству, ещё не потерявшему ценность, несмотря на свой возраст: «Величайшее несчастье этрусского искусства в том, что ему так и не хватило времени, чтобы сформироваться».

амазона киммерийская-этруска-на коне

Некоторые современные критики, подписывающиеся под этим решительным заявлением, также утверждают, что в этрусском искусстве нет какой-либо оригинальности; по их мнению, оно провинциально и является всего лишь отражением греческого искусства, которое было для этрусского образцом.

480 – 450 до н.э.надпись CALNF-печать

Многие учёные полагают, что этрусское искусство обладало уникальными чертами и может называться автохтонным. Обе точки зрения являются крайними и, следовательно, отчасти ложными. Истина, как это нередко бывает, посредине. Этрусское искусство, безусловно, подвергалось постоянному и благодетельному влиянию художников из Эллады и Великой Греции, и его историю можно понять лишь в том случае, если принять во внимание и существование, и глубокое влияние эллинских образцов. Однако, отсюда не следует, что этрусское искуство было лишь рабским подражанием, не обладающим никакой самоценностью. Этрусское искусство демонстрирует тенденции, таланты и дух, в которых проявляются достижения первых жителей Тосканы, создавших цивилизацию, достойную этого названия.

апи-540-530 до н.э. -вульчи, гаргона, сфинксы-и-вороны-

Следовательно, мы можем справедливо судить об этрусском искусстве лишь в том случае, если не будем считать его некоей вещью в себе, вне времени и пространства. Следует остерегаться попыток сконструировать чрезмерно абстрактную эстетику. Вдохновение этрусских мастеров сильно различалось в разные эпохи и в разных местах. Художники по-разному реагировали на внешние влияния, приходящие с Ближнего Востока и из Греции, в соответствии с тем, в каком веке они жили и в каком городе родились.

Бронза Химера из Ареццо искусство этрусков в Тоскане

Партикуляризм этрусских городов, их стремление к обособленности, проявлялось не только в политической сфере, но и в области искусства. В одном месте художники специализировались в скульптуре; в других они предпочитали технику барельефа и фрески. Эволюция техники и стилей в Этрурии не отличалась равномерностью; были различные движения, были поразительные новшества, за которыми следовали продолжительные периоды застоя и упадка в технике, различавшиеся от эпохи к эпохе. Южная Этрурия (Туския) была больше подвержена греческому влиянию, чем Северная и Центральная. Отсюда следует, что существовали большие различия между артистическими зонами; этот факт следует принимать во внимание при попытках датировать конкретное произведение этрусского искусства.

Виллановы культура (Х-IX век до н.э.

Подобные исторические взгляды, являющиеся необходимой предпосылкой для взвешенного суждения, прежде всего должны учитывать самое начало этрусского искусства, то есть любопытные поделки первого железного века, который обычно называется вилланованским.

Etruscan Workshop

Если примерно с 700 года до н. э. начали свою деятельность истинно этрусские мастерские, то нельзя сказать, что у них не было предшественников; и любой участвовавший в археологических раскопках в Тоскане может заметить, что не существует значительного отличия между продукцией VIII и VII веков до н. э. Вилланованское искусство вдохновлялось геометрией.

геометрический узор -730-700 гг. до н.э.-аскос-фляга

геометрический узор -730-700 гг. до н.э.-аскос-фляга

Бронзовые и керамические вазы, оружие и фибулы украшены простыми и монотонными узорами – квадратами, треугольниками, свастиками, кругами и пересекающимися линиями.

Бронзовые ложки из гробницы Boncia -480 г до н.э.

Фигуры животных и людей появляются в более поздний период в поразительно схематической и примитивной форме. В редких каменных скульптурах уже чувствуются веяния Эгейского мира.

700 г. до н.э.-свинья-аскос

Начиная с VII века до н. э. появляется во всем своем блеске подлинное этрусское художественное ремесло. Великолепные гробницы VII в., особенно гробница Реголини-Галасси в Черветери, а также богатые гробницы Пренесте, содержат бесконечно богатый материал в виде изделий из золота и слоновой кости.

аскос - лев 340-300 гг. До н.э. Вулчи

О размахе деятельности первых тирренских пиратов можно судить по невероятному обилию великолепных ювелирных изделий, которыми они одаривали своих покойников. В украшениях и орнаментах ещё присутствует предыдущий период, проявляющийся в тенденции к схематизации и в характерных геометрических узорах; но теперь мы видим робкие попытки натурализма, сочетающиеся с виртуозностью восточного характера.

боги-ритуальная чаша в зверином стиле -650-600 гг. до н.э

Бесчисленные достижения в прикладном искусстве неожиданно выводят этрусков на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморья. Этрусское искусство никогда не сияло более ярко, чем в архаический период, окончившийся с изгнанием этрусских тиранов из Рима.

Реймон Блок. Этруски. Предсказатели будущего.

Далее… Глава 8. Мир этрусского искусства. Архитектура

Этрусская архитектура
Боги этрусков и загробная жизнь

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*