Воскресенье , 3 Ноябрь 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Боги этрусков и загробная жизнь

Боги этрусков и загробная жизнь

карта-01-этруски
Реймон Блок. Этруски. Предсказатели будущего.

Глава 7. Литература и религия.
Этрусская религия.

Боги этрусков и загробная жизнь

Нелегко дать точное представление о богах, составлявших этрусский пантеон. В целом мы знаем их в обличье греческих божеств, с которыми они частично отождествлялись греками и римлянами. Но боги этрусков должны были сохранить оригинальные характеристики, не сразу просматривающиеся за их эллинским обликом.

Поздний текст, относящийся к V веку до н.э., и дошедший до нас благодаря Марциану Капелле, несомненно восходит к появившимся намного раньше переводам этрусских ритуальных сочинений, сделанным в эпоху Цицерона учёным Нигидием Фигулом. Согласно Марциану, этрусских богов помещали в следующем порядке.

Вокруг Юпитера находились верховные боги — «сенаторис деорум» —  senatores deorum. Далее шли двенадцать богов, управлявших знаками зодиака, и семь богов, соответствующих планетам. Наконец, имелись боги, связанные с шестнадцатью областями неба. Сенека рассказывает нам, что, когда Юпитер мечет молнии, он может сделать это либо по своей воле, либо после совещания с другими богами. В такой космогонии ощущаются признаки сходства с халдейской, которую, по словам Диодора, передавали от отца к сыну.

бронзовая модель печени овцы

Информация Марциана Капеллы и надписи на печени из Пьяченцы, которая является точной проекцией небесного свода, позволяют нам нарисовать карту неба по представлениям этрусков. Различные боги занимали четко определенное место на небе и представлялись людям милосердными или ужасными в зависимости от положения их зоны.

боги-тиния- tinia, гл. Бог этрус, как зевс-300-250 до н. э

Главным богом этрусков был Тиния, (Тина, Тиния; этрус. Tinia — День) повелитель молнии, аналогичный греческому Зевсу и римскому Юпитеру. Его имя четыре раза упоминается на печени из Пьяченцы вместе с другими богами, которые остаются для нас тайной.

богиня-уни-этр

Жена Тинии, богиня Уни (Юни), отождествлявшаяся с греческой Герой и римской Юноной. На некоторых этрусских зеркалах изображается, как Уни (Юна) кормит грудью Геркла (Геркулеса, Геракла),  согласно некоторым надписям, он был её сыном.

боги-V веке до н.э.--менерва с протомой

Минерваэтрусская Менрва – вместе с Тином и Уни входила в благодетельную троицу главных богов, которая благодаря этрускам попала в Рим при Тарквиниях под именами Юпитер, Юнона и Минерва. Такой культ триад, которым поклонялись в тройных храмах, очень типичен для Этрурии (Тускии). Похоже, такие религиозные концепции зародились ещё в до-эллинской и анатолийской цивилизациях.

01-венеа и призерпина спорят о ребёнкеРис. 29. Бронзовое зеркало. Венера и Прозерпина спорят перед Юпитером за обладание малышом Адонисом, который лежит в сундуке. Имена богов написаны архаической латынью и различным шрифтом: Venos, Diovem, Prosepnai (Венера жалуется Юпитеру на Прозерпину). Зеркало из Пренесте, найденное в Орбетелло. III век до н. э. Лувр, Париж.

муж-лиц.-этрусков

Этруски, будучи народом мореплавателей, особенно почитали Нетунса (Нев — neθ, Невунс) – Нептуна, повелителя морей. Он вооружен трезубцем и сразу же вызывает в памяти греческого Посейдона. Считалось, что именно Нетунс был прародителем царской династии в Вейях и великим богом Ветулонии (этрусск. Vatluna — Ватлуна).

Английский этимологический словарь выводит имя Нептун от Прото-ИЕ корня *nebh— «облако», от санскритского: nabhas— «пар, облако, туман, небо»; русское: небо; греч. nephele, nephos — «облако»; латин. nebula «туман, пар, дым, выдох»; нем. Nebel «туман»; др.англ. nifol «тёмный, мрачный»; Валлийский niwl «облако, туман», nebular — туманный, «влажный, мокрый».
Однако, есть и другое толкование…
В этрусской мифологии Нетунс (*Nehtuns) был богом колодцев, позже богом всех вод, включая море и океан.
Санскрит nau, nAva — корабль, лодка, судно. (родственные слова в рус. яз.: Нева — nAva; Двина — dvi-nAva — две-Невы)
Нетунс в сокращенной форме neθ, трижды упоминается на бронзовой модели овечьей печени из Пьяченцы, 3 века до н.э., используемой гаруспиками в обрядах гадания.
В санскрите есть слово Нипатана — «nipAtana» — «бросающий вниз на дно морское», «позволяющий утонуть». (Словарь: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche; слово №26)

этрус-марис-воин -cerveteri

 Марса, бога войны, почитали под именем Марис; как и греческий Арес, он был любовником богини любви Туран, обладавшей очарованием греческой Афродиты и римской Венеры.

боги-Apulu и Artumes Черветере, 4 век до н.э.

Имя Туран восходит к до-эллинскому корню, который присутствует в греческом слове «туранос» — » turannos». Следовательно, Туран – это буквально «правительница, повелительница». Она изображена на множестве бронзовых шкатулок и зеркал в окружении свиты из гениев женского рода, законно занимая центральное место на этих изящных предметах женского туалета.

01-аполлон и артемида

Рис. 30. Бронзовое зеркало. Аполлон и Артемида III в. до н. э. Лувр, Париж.

Имена Аполлона и Артемиды отсутствуют на печени из Пьяченцы, однако, с ними в Этрурии были знакомы с древнейших времён. Группа терракотовых статуй, созданных в конце VI века до н. э. в мастерской скульптора Вулки, украшавшая крышу большого храма в Вейях, иллюстрирует дельфийскую легенду о борьбе между Аполлоном и Гераклом за обладание ланью. Так чисто эллинский миф становится темой для шедевра архаического этрусского искусства.

боги-деонис и 2 сатира-350-330 гг. До н.э

Фуфлунс, подобен греческому Дионису, был великим богом города Популония, названного как раз в его честь. Фуфлунс изображается с жезлом и связан с Ариадной и Семелой (др.-греч. Σεμέλη, лат. Semela, Semele) — четвёртая дочь мифического основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Фуфлунса (Диониса), которого она зачала от самого Зевса.  Фуфлунс бог винограда и плюща, как и в Греции, служил персонификацией веселья и избытка жизненных сил и очень рано стал отождествляться с Вакхом из Великой Греции, который привёл в Тоскану свои мистерии и свиту буйных вакхантов.

Танцоры и танцовщицы, вертящиеся на фресках из Тарквиний под звуки флейты в садах со множеством увитых плющом беседок, возможно, входили в вакхические братства и были почитателями бога, совершившего много чудесных метаморфоз, – могущественного тосканского Фуфлунса. Но на этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа.

боги-480 до н.э. -этрус-гермес

Турмс, этрусский Гермес, считался – особенно в Тоскане – богом, связанным с погребальными ритуалами. Он сопровождал души мёртвых в Аид. Особенно сильно его культ был распространен в Ареццо. На этрусских зеркалах позднего периода Турмс появляется под римским именем Меркурий, с крыльями на сандалиях.

tinia с молнией-ваджрой- 5 в. до н.э.

Сетлансу (=Светлас), богу огня, поклонялись в Перудже.

Этрурия всегда оставалась разделенной, и многочисленные боги были тесно связаны с конкретным городом или святилищем.

Здесь никогда не было единого пантеона для всей провинции, как в более поздней римской Италии.

Ещё одним богом огня считался Велханс, также метавший молнии. Он обладал чертами греческого Гефеста и римского Вулкана.

В Популонии, промышленном городе, разбогатевшем благодаря выплавке и обработке металлов, чеканили монеты с изображением Велханса, покровителя кузнецов.

Одним из самых почитаемых богов Этрурии был Геркле (Херкл), у греков – Геракл.

боги-геракл-300 гг. до н.э

В Этрурии Геркле символизировал силу и воинскую доблесть, но являлся также могущественным богом воды, источников и моря.

апи-менерва и геракл-vulci, 500-475 гг. до н.э

Этрусский Геркле и Менрва, бронза 500-475 гг. до н.э. Вулчи

Непревзойденная храбрость Геркле позволила ему восторжествовать над силами подземного мира. Этрусские путешественники просили у него покровительства и избирали его вождем в своих бесчисленных полувоенных экспедициях.

жен.-Этрусское бронзовое зеркало- 150 до н. э.

Некоторые таинственные существа символизировали неумолимое шествие судьбы. В Вольсиниях в стену храма, посвященного Нортии, богине удачи, ежегодно вбивали гвоздь как символ неостановимого хода времени. Каждый народ и каждый человек имеет свой срок, отмеренный судьбой. Этрусскому народу была дарована жизнь в течение десяти веков; Риму – двенадцать веков, о чём поведали двенадцать грифов, которых видел Ромул при основании города. Конец каждого века, служивший также линией раздела между поколениями, отмечался небесными знамениями.

боги-янус-300 г. до н.э. янус-двуликий

Естественный интерес у нас вызывает чисто этрусское божество Вольтумна – только в святилище этого божества на территории Вольсиний проходили панэтрусские совещания и праздники.

Судя по всему, этрусский Вольтумн попал в Рим в обличье юного бога растительности.

Латинизировав имя этрусского Волтумна, римляне назвали его Vertumnus, от латинского глагола «вертере» — vertere — вертеть, поворачивать, «преобразовывать».

Статуя Вертумна стояла в этрусском квартале Рима – vicus tuscus, – и Проперций слышал, как бог Волтумн говорил устами своей статуи:

«Я, туск из Тусков, не жалею, что посреди войн покинул свою вольсинийскую родину».

Рим всегда радушно принимал богов тех народов, которые собирался искоренить (поработить). Чтобы обеспечить поражение врагов, римский сенат тактично приглашал покровительствовавших им богов перебраться на жительство в Рим.

Римские легионеры не боялись вражеских воинов, которых покинули боги, и, преданно поклоняясь этим богам, могли поставить противника на колени.

Кьюзи, II века до н.э.

Кьюзи, II века до н.э. Саркофаг со скульптурой покойного на смертном ложе.

Этрусков никогда не оставляла в покое мысль об участи мёртвых и о другом мире. Такая постоянная забота ставит этрусков на особое место среди народов древнего Запада и любопытным образом связывает их с восточными странами, откуда они и пришли, согласно преданиям. Если в Греции и Риме погребальный культ всегда был очень важен, то в Этрурии забота о мёртвых стала для живых настоящей манией.

ORCLA — 775 г. до н. э. Норкья — VI и V век до н.э. — скальный некрополь — II века до н.э. погребальная архитектура эллинистического века (IV-II век до н.э.).

Этрусские гробницы сооружались в форме этрусских жилищ, но с особой тщательностью, прочностью и щедростью. После погребения вход в гробницу заваливали камнями или огромной глыбой, дабы не повадились в неё ходить алчные люди и злые духи.

курган-внутри

Рядом с покойником клали его оружие, рядом с покойницей – её украшения, чтобы мертвые спокойно обитали в своем последнем жилище и не беспокоили живых. Древние народы всегда опасались тех мертвецов, которые из-за недостатка заботы начинали вредить живым.

46_o

Тусские аристократы строили гробницы, предназначенные для членов одной семьи. Большие курганы в Черветери представляют собой усыпальницы для знатных семей города. Этрусские кладбища, планировку которых в наши дни помогает восстановить аэрофотография, не были доступны ни для потомков мореплавателей-завоевателей, ни для потомков вымерших и порабощенных племён. Эти мрачные города мёртвых в Этрурии и после смерти отражают аристократический образ жизни народа, гордящегося своим происхождением.

фреска-львы-тарквинии-3

Представления этрусков о подходящем жилье для мёртвых всегда были очень смутными. Живут ли покойники в просторных подземных камерах или же они встречаются в подземном мире, который является несовершенным отражением верхнего мира? Похоже, этруски не ощущали необходимости рационально примирить эти две противоположные точки зрения. Вино возлияний и кровь жертв должны были порадовать мертвецов в могилах, но эти животворящие вещества доходили до них и тогда, когда они спускались в огромную пещеру в центре Земли, образующую всеобщий Аид, и встречались там с другими тенями.

Во все эпохи переход в мир иной всегда представлялся и воображался как путешествие. Бесчисленные сцены отправления в путь, изображенные на погребальных урнах и саркофагах, – в путь пешком, на лошади, в экипажах или в лодках, – символизируют путешествие покойных в преисподнюю. Загробный мир изображался по-разному в разные периоды.

фреска-Муз. из гробницы Триклиния, 470 г до н.э.

На тарквинийских фресках древнейшего периода мертвые в ином мире ведут жизнь, полную удовольствий и радости.

В атмосфере Элизиума проходят пиры под звуки флейт; пирующие видят вокруг себя изящных танцоров и женщин, захваченных магическим ритмом танца. В духах, которые отводят покойных в тот мир, откуда те не вернутся, нет ничего ужасного, всюду царят спокойствие и гармония.

1-ait

В IV веке до н. э. настроение этих поразительных картин постепенно меняется. Боги, правящие нижнему загробному миру, теперь сидят на троне посреди своего мрачного царства, и мы можем прочесть их имена – Аита или Эита (искажение греческого Аида («А-вид», греч. aides —«невидимый») иего жены Персефоны.

 На этрусский манер Ферсипнаи – Персефона (др.греч.Περσεφόνη, микен.*Preswa — Пересева — богиня плодородия и подземного царства), Пересефонья (Περσεφονεία). Голова Аиты покрыта волчьей шкурой, так как для этрусков волк был животным, по своей природе связанным с загробным миром.

боги-со змеями-она же харун-425-400 гг. до н.э

В правой руке бог Аита держит скипетр, вокруг которого обвивается змея. Персефона также держит царский скипетр, а на её светлых волосах золотой венец.

харон и аид

Темой изображенных сцен в этрусских усыпальницах, по-прежнему, является пир. Но его атмосфера становится всё более мрачной. Гении и демоны – очевидно, слуги бога преисподней – уже не имеют спокойного и гармоничного облика. У них злобные лица и устрашающий вид. Важное место в погребальной живописи позднего периода занимает демон Харун, как и у греческого лодочника Харона. Он совсем не похож на миролюбивого греческого паромщика, который без устали перевозит толпы теней через воды Стикса.

боги-хорон-с-секирой

У этрусского Харуна – искаженное лицо, крючковатый нос и синеватое тело, своим оттенком напоминающее о разложении. Он вооружен дубинкой, которой наносит, как бы испытывая жестокое удовольствие, смертельные удары. Наряду с ним присутствуют и другие демонические фигуры не менее отталкивающего вида.

У Тухульхи конские уши, клюв грифа, а в руках он держит разъяренных змей. В одной из самых поздних гробниц на кладбище в Тарквинии – в гробнице Тифона, построенной не раньше II века до н. э., а порой датируемой даже первыми годами до нашей эры, – на настенных фресках появляется толпа молодых людей. Эту жалкую, запуганную толпу ведёт гений со змеями в волосах и с факелом в руке. Позади него маячит ужасная фигура Харуна.

Таким образом, на закате Этрурии мы находим выражение страха и даже ужаса в предчувствии бедствий и мучений преисподней. С уничтожением Этрурии её жители лишились своих благостных представлений о спокойной и лучезарной загробной жизни. Ими завладел ужас перед адскими мучениями, и греческое влияние становится едва различимым.

Итак, вплоть до начала христианской эры Римом владели мрачные представления о смерти, воспринятые римлянами от этрусков. Возможно, этим отчасти объясняются восторженные возгласы таких римских поэтов, как Лукреций, которые радуются освобождению человека от бессмысленного страха перед воображаемым и нереальным миром.

Реймон Блок. Этруски. Предсказатели будущего. 

Глава 7. Литература и религия. Этрусская религия.
Боги и загробная жизнь.

Далее… Глава 8. Мир этрусского искусства

Мир этрусского искусства
Этрусская религия

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*