Как и каждый год август посылает нам вместе с природными дарами праздники: 14 августа – Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас, 29 августа – Ореховый Спас.
Медовый Спас или Маковый Спас, Маккавей, Первый Спас – один из любимых летних праздников восточных славян и знаменует начало Успенского поста, продолжительностью две недели. Празднуют Медовый Спас всегда 14 августа….
Медовый Спас интересен тем, что в этот день отмечается сразу несколько событий, отсюда и несколько названий праздника: Медовый праздник, Пчелиный праздник, Спас на воде, Маккавей — день семи святых отроков Маккавеев.
История праздника.
Этот день в истории православной церкви – Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня – был впервые установлен в IX веке в Константинополе. Поскольку август – самый жаркий месяц года, в этот период особо активируются инфекционные болезни, то люди старались прикоснуться к Кресту, на котором был распят Спаситель Иисус Христос, пить святую воду и, таким образом, получить исцеление. Отсюда и народное название Медового праздника «Спас» – от «спасаться», то есть спасать себя, употребляя в пищу мёд, яблоки, хлеб. В этот день начинается Успенский пост, который по религиозному значению не уступает Великому посту и продолжается две недели.
14 августа христиане почитают память семи ветхозаветных ефесских отроков Маккавеев, пострадавших за веру в эпоху гонения на христиан в 250 году н.э., при императоре Деции. Приехав в Ефес император Деций приказал горожанам собраться в капищах, чтобы принести жертвы древнегреческим богам. На третий день празднеств император велел арестовать всех христиан, не принёсших жертвы на капище. Солдаты хватали христиан на улицах и площадях, чтобы заставить их принести жертвы богам. Многие христиане уступали под угрозой пыток, а тех, кто отказывался подчиниться, безжалостно убивали. Христианский проповедник, девяностолетний старец Елеазар, не побоялся противостоять осквернению Иерусалимского храма статуей Зевса и в муках умер.
Поддержали своего учителя, служившие в войске, сыновья префекта Ефеса семь братьев Маккавеев и их мать Соломония, они скорбели и проливали слезы о страданиях христианских мучеников, а ещё больше они молились о погибших душах отступников. Такое поведение не укрылось от язычников, которые донесли на них, и семерых юношей привели к императору. Отвечая на вопрос о причине их неповиновения, старший брат Максимилиан Маккавей сказал за всех: «Мы знаем Бога, слава Которого наполняет небо и землю, и приносим Ему тайную жертву исповеданием веры и постоянной молитвой!» Разгневанный Деций приказал снять с них пояса – знаки воинского отличия, но надеясь, что юноши одумаются, дал им несколько дней на размышление.
Семь отроков Маккавеев решили спрятаться в большой пещере за городом, и в тишине и молитве подготовиться к новой встрече с тираном. Пока они находились в этом убежище, Иамвлих, самый младший из них, приносил для всех еду и для этого время от времени спускался в город.
Через несколько дней император Деций приказал привести ему христианских пленников, чтобы предложить им принести жертвы идолам. Узнав об этом, юноши усилили свои молитвы, они взывали к Богу с таким жаром, что, когда вечером сели поесть хлеба, принесённого младшим братом Иамвлихом, их охватил сон. По Промыслу Божию все они преставились с молитвой на устах.
Рассерженный отсутствием юношей, Деций велел допросить их родителей, которые указали место убежища сыновей. Тогда он послал туда солдат, приказав им замуровать вход в пещеру, чтобы святые задохнулись. Царские слуги Феодор и Варв, которым было дано это поручение, сами являлись тайными христианами, но выполнили приказ скрепя сердце, а потом вырезали рассказ о мученичестве семи юношей Маккавеев на свинцовых табличках, и спрятали в пещере.
Спустя примерно 200 лет, в правление константинопольского императора Феодосия Младшего (ок. 446 г.), в христианской Церкви возникла ересь, распространявшаяся Эгейским епископом Феодором. Его ересь отрицала воскресение мёртвых и приводило к погибели многие души. Видя это, благочестивый император Феодосий со слезами молил Бога явить истину. В это время некий Адатий, владелец земли, на которой находилась пещера с семью юношами, решил построить на этом месте загон для скота. Добывая камни для строительства, он раскопал вход в пещеру – и тотчас семь юношей ожили, как если бы уснули накануне.Они сразу вспомнили о преследованиях и о приказе Деция публично принести жертву. Максимилиан сказал: «Явимся к Децию! Не убоимся преследователей и не предадим нашей веры из трусости. Ты, Иамвлих, возьми деньги и иди в город купить хлеба. Возьми его больше обычного, поскольку мы очень голодны, и заодно узнай, не ищет ли нас император».
Подойдя к Ефесу, Иамвлих прежде всего удивился, увидев частые изображения креста в городе. Не узнавая ни людей, ни домов, он спрашивал себя, не спит ли он или не пришёл ли в другой город. На рынке он купил хлеб, но когда подал булочнику монеты, тот посмотрел на него с подозрением и спросил, не нашёл ли он старый клад, потому что на монетах было изображение давно правившего императора Деция. Испуганный отрок Иамвлиха хотел бежать, но торговцы схватили его и угрожали убить, если он не поделится сокровищами. Надев веревку на шею юноши, они повели его на торговую площадь.
В этот момент толпа встречала проконсула, шедшего к епископу Стефану. Узнав о причине волнения, он спросил Иамвлиха, где тот нашёл сокровища и где их прячет. Юноша ответил, что ничего не находил, а монеты достались ему от родителей. На вопрос, откуда он родом, Иамвлих ответил: «Я родился здесь, если этот город действительно Ефес», – и назвал своих родителей. Эти имена были неизвестны проконсулу и даже звучали непривычно. Рассердившись, он обвинил Иамвлиха в обмане, тогда как монеты двухсотлетней давности указывают на то, что он нашёл клад. Иамвлих упал к его ногам и спросил, где находится император Деций. Когда ему сказали, что император Деций умер много лет назад, Иамвлих предложил проконсулу пройти к пещере и убедиться, что он вместе с братьями скрывался там от гонений Деция.
Проконсул в сопровождении епископа и большой толпы направился в пещеру, где нашли воскресших отроков и свинцовые таблички с их именами. Проконсул и епископ написали императору, что чудесное воскрешение семи юношей, умерших много лет назад, служит явным доказательством возможности телесного воскресения. Император поспешил в Ефес для встречи со святыми отроками. Подробно рассказав свою историю императору и присутствующим епископам, Максимилиан и его братья попросили императора оставить их тела в этой пещере в ожидании всеобщего воскресения, тихо опустились на землю и окончательно уснули смертным сном.
Пещера Семи спящих отроков Маккавеев стала известным местом паломничества в Ефесе. Почитание спящих юношей распространилось во всем христианском мире и даже отразилось в исламской традиции.
Говорят, что название своё праздник чествования семи братьев Маккавеев получил в русском языке название созвучное с маком, который созревает в эту пору.
Ещё одно событие произошедшее в этот день упоминается Церковью — 14 августа 1164 года – победа князя Андрея Боголюбского над болгарами. Глубоко верующий князь Андрей, перед боем молился вместе с воинами, и двое священнослужителей пронести вокруг войска киевскую икону Царицы Небесной, светящуюся огненными лучами. Князь Андрей и его воины верили в спасительную силу святого образа Богородицы, которая защищает и благословляет их на бой, и болгары были разбиты. В память о победе и о чуде киевской иконы Царицы Небесной, с благословения церковной власти был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Как праздновать Медовый Спас ?
14 августа – начало Успенского поста. Как и во все годы, в этот день освящают воду, мак, цветы, различное зелёные растения, которые становились оберегом в доме. Букеты цветов из бархатцев, георгин, астр, гвоздик, барвинка и различные трав, в которых обязательны спелые головки мака, называют в народе “маковейчики”. Каждый цветок в такой композиции имеет свое значение. После их освящения они сохранялись за иконами до весны и потом рассеивались по огороду.
Во время Успенского поста рекомендуется употребление постной еды и пития, чтобы укрепить и физическую, и духовную природу человека. В понедельник, среду и пятницу поста употребляют сухую пищу, то есть хлеб, воду, свежие овощи и фрукты нового урожая. Вареная еда, без масла разрешена только во вторник и четверг. В субботу и воскресенье Церковью разрешено вино и масло.
Успенский пост считается самым приемлемым и легким, поскольку в основу рациона входят молодой картофель, грибы, свежие овощи и фрукты. С самого утра верующие стараются ничего не кушать до тех пор, пока не выпьют святой воды.
Традиции и обряды Медового Спаса
Медовый Спас знаменует собой дозревание первых плодов – мёда и мака. Пасечники, осеняя крестным знамением улья, приступали к сбору урожая, мёд едят только после его освящения в церкви, затем устраивали народные гулянья. Мёдом освященным в церкви, угощают родственников, друзей, знакомых, оставляют в церкви для нуждающихся. Существовало поверье, что первая ложка освященного в церкви мёда имела магическое действие на человека – каждый, кто её съедал мог загадать желание, которое обязательно сбывалось.
Хозяйки в Медовый Спас готовили блины с мёдом, пекли булочки с маком, маковые рулеты, пироги-маковейники, и подают к столу с мёдом. Считается, что мак для выпечки, собранный 14 августа, обладает лечебными свойствами.
Все христиане в этот день каялись в церкви и усердно вымаливали прощение, так как считалось, что Маккавей — это единственный день, когда мы можем попросить высшие силы отпустить нам наши не замоленные грехи, именно на Медовый Спас прощаются все грехи раскаявшихся грешников.
В этот день светят воду и в водоёмах совершают омовения люди, а также животные, скот, для здоровья и очищения. С Маккавея начинаются проводы лета в России и после этого дня уже никто не купался в реках, озёрах и водоёмах.
Медовый Спас — это первые проводы лета в России. До нашего времени сохранилось множество примет, пословиц и поговорок связанных с Медовым Спасом.
В этот день примечали погоду:
«Спас медовый – начало холодных рос, первых заморозков, холодных утренников»,
«У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье»,
«Коли на первый Спас заморозков нет, то и до Успения (28 августа) не будет»,
«Коли на Спас не было инея – хлеба дойдут хорошо».
Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
Журавль на Спас в отлет летит.
На маковый спас мак собирай.
Отцветают розы, падают хорошие росы.
С первого спаса и роса хороша.
На первый спас олень копыто обмочил (= вода стала холодна).
Пчела перестаёт носить медовую взятку.
Заламывай соты.
Поговорки:
На медовый спас даже нищий медку попробует.
У первого Спаса всего в запасе – и дождь, и солнце, и ветер.
Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.