Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / История русского изразца

История русского изразца

Более десяти веков существует в России изразцовое искусство и архитектурная керамика. Ровесниками крещения Руси являются самые ранние русские изразцы X века, найденные в 1907 году во время археологических раскопок под руководством В. В. Хвойко в Киеве, на месте княжеских палат конца X — начала XI века.

Техника украшения печей керамическими изразцами и традиция украшения зданий керамикой возродилась на Руси с новой силой под влиянием Византии.

Начиная с X века на Руси применялись изразцы для декорирования княжеских палат — полы, и печи были украшены изразцовыми плитками, впервые в мире, задолго до того, как изразцы появились в Европе. Первые русские изразцы были не только монохромными поливными, но и многоцветными — с декоративными росписями и глубоким рельефами.

Русские мастера восприняли новомодные новые византийские сюжеты и изобразительные тенденции, но они  по-своему переосмыслили их и воплотили в керамических изразцах свой собственный стиль и русский колорит.

Полы княжеских палат XII века князя Андрея Боголюбского во Владимире, Суздале и Ростове сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полу львов, полу орлов — символов княжеского могущества. Археологи находили такие же изразцовые плитки XIV века в Галиче, Пскове, Чернигове и Гродно.

Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. По мнению историков ордынское иго разрушило многие древнерусские технологии и сложные ремесла, такие как техника перегородчатой эмали, русское стекло, полихромная керамика, хорошо известные древним русичам задолго до появления этих технологий в западной Европе.

Исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, археолог, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков в своей книге «Ремесло Древней Руси» пишет:

«Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались древнерусские ремесла, получившие широкое распространение после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был древний Псков, впервые упомянутый под 903 годом в Лаврентьевской летописи «Повесть временных лет».

Поливные изразцы Пскова.

При восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы нашли на чердаке собора рыже-зелёные плитки глазурованной керамики конца XIII — начала XIV века. Зелёным огоньком майолики горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Спасо-Мирожского монастыря. Десятилетия спустя отсветы сияния глазурованной керамики вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной керамической черепицей оделись маковки многих городских соборов и храмов. В XIV веке изразцовая плитка стала меньше по размеру и аккуратнее, глазурь на ней стала ярче, цвета сочнее и гуще.

Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зелёным блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды.

Керамиды — это большие керамические плиты, сделанные с помощью разборных форм политых глазурью, они имели сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Несомненно, создатели керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.

Псковские мастера, изготавливающие глазурованные керамические плиты, были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковских мастеров работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возвели Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания её закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле постройки 1485 года.

Поливные изразцы Москвы.

Интересные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском Соборе Василия Блаженного. На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные изразцы, заложенные в белёные стены в момент строительства собора.

Изразцы выполнены из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зелёной стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — художественный приём ранее невиданный на Руси.

Похожий изразцовый декор был на церкви Святого Сергия Радонежского при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

Обширное строительство и расцвет Крутицкого подворья в Москве связан с именем митрополита Павла II (1664–1676). Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор, были сооружены в 1693-94 гг.

Одним из интереснейших строений на территории Крутицкого подворья является надвратный Терем, украшенный нарядными изразцами и ажурной каменной резьбой. Для украшения Теремка подворья было изготовлено примерно 1500–2000 глазурованных керамических изразцов.

 

Полихромные изразцы.

Уникальные цветные изразцовые барельефы, высотой около трёх метров, можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове, они сверкают цветной глазурью на северной и южной стороне собора.

Изразцовая икона «Чудо Георгия о змие» XVI век в Дмитрове.

Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем изготовили старицкие мастера в середине XVI веке, по повелению Владимира Андреевича Старицкого получившего в 1566 г. на княжение в Дмитров от Ивана Грозного. Изразцовый барельеф «Чудо Георгия о змие» диаметром 2,93 метра и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы никогда и никто до этого момента не делал — это было что-то совершенно новое на Руси.

Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный Ново-Иерусалимский монастырь на берегу Истры. На строительство монастыря патриарх Никон привёз итальянских мастеров, которые ввели в русское изразцовое искусство новую палитру красок для глазури. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своей яркостью и многоцветием. При сооружение собора Ново-Иерусалимский монастырь русские зодчие впервые стали изготовлять многоцветные изразцы с синим и белым пигментом, в декорировании зданий стали применяться глухие стекловидные эмали. Для создания грандиозных панно, фриза, иконостасов русские мастера создали около 60 различных видов рельефов, узоры и рисунки для рельефов искали на страницах печатных книг и на старинных тканях.

Узор «павлинье око», столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с рисунка итальянского бархата конца XVI века. Многие полихромные изразцы были исполнены русскими мастерами по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

Клад викингов найден на юго-западе Шотландии.
Полабские славяне

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*