Пятница , 29 Март 2024
Домой / Мир средневековья / Полабские славяне

Полабские славяне

Северо-западные славяне — Полабские славяне, издревле жившие по реке Лабе или Эльбе, и отчасти ещё и теперь обитающие в Северной Германии: лютичи, бодричи, мильчане, лужицкие сербы, венды, ругии, хорутане и др., никогда не составляли одного политического целого. Начиная с VIII века жизнь полабских славян протекала в упорной борьбе с постоянными попытками немецкого вторжения. В VIII веке, хорутане не успевшие до того времени объединиться в самостоятельное государство, подпали власти баварцев, а затем страна их вошла в состав монархии Карла Великого.  Уже во второй половине XII столетия Полабские славяне оказались окончательно покоренными немцами.

Немецкий писатель, поэт, философ, историк культуры Иоганн Гердер (1744-1803) говорит, что Славяне «поселялись обыкновенно в землях, покинутых другими народами и возделывали их как колонисты, в качестве пастухов и земледельцев; таким образом, мирное, прилежное присутствие их приносило только пользу странам, опустошенным и разоренным предшествовавшими войнами и походами. Они с любовью возделывали землю, занимались и разными домашними искусствами и повсеместно открывали полезную торговлю произведениями своей страны, плодами своего трудолюбия. Они построили по берегам Балтийского моря, начиная с Любека, города, между которыми Винета на острове Руяне была славянским Амстердамом. На Днепре они воздвигли Киев, на Волхове — Новгород, вскоре сделавшиеся цветущими торговыми городами, они соединили Чёрное море с Балтийским и снабжали северную и западную Европу произведениями востока.

Западные славяне, 9-10 вв.

Полабские славяне, на территории нынешней Германии, разрабатывали рудники, умели плавить и лить металлы, приготовляли соль, ткали полотно, варили медь, разводили плодовые деревья и вели по своему вкусу веселую, музыкальную жизнь. Они были щедры, гостеприимны до расточительности, любили сельскую свободу, но вместе с тем были покорны и послушны — враги разбоя и грабежа. Все это не избавило их от притеснений со стороны соседей, напротив, способствовало тому. Так как они не домогались владычества над миром, не имели жаждущих войн наследственных государей, они охотнее делались данниками, если только тем можно было купить спокойствие своей страны, то многие народы, в особенности принадлежавшие германскому племени, сильно погрешили против них.

Уже при Карле Великом начались те жестокие войны, которые имели целью приобретение торговых выгод, хотя и велись под предлогом распространения христианства: храбрые франки, конечно, находили более удобным, обратив в рабство прилежный земледельческий и торговый народ, пользоваться его трудами, чем самим изучать земледелие и торговлю, самим трудиться. То, что начали франки, довершили саксы; в целых областях славяне были истреблены или обращены в крепостных, а земли их разделялись между епископами и дворянами. Торговлю их на Балтийском море уничтожили северные германцы; Винета была разрушена датчанами, а остатки славян в Германии походят на то, что испанцы сделали из природных жителей Перу».

Вендланд (Vendland) находился под сильным влиянием славянской Полабской культуры. С древнейших времён в Вендленде жили полабские славяне, вплоть до средневековья и в некоторых местах до раннего Нового периода истории, в немецко-язычном мире их называли венды.  Термин «венды» на немецком языке являлся официальным обозначением лужицких сербов с негативно-пренебрежительным оттенком «Венд — необразованный и неотёсанный деревенский мужик, обременённый негативными чертами характера». По этой причине после 1945 года в ГДР лужицких сербов стали официально называть «Sorben».

Самоназвание лужичан — «сербы»  (в.-луж. Serbja — Сербья, н.-луж. Serby — Сербы, в.-луж. , н.-луж. Serbski lud, нем. Sorben — Сорбы, нем. Wenden — Венды). Немцы и полабские славяне жили вместе, что в итоге привело к ассимиляции славян как отдельной этнической группы, имеющей свой собственный язык вендиш (Wendisch) или  полабский — Polabian (дравано-полабиш — dravänopolabisch), который используется для наименования большинства рундлингов и по сей день.

Двумя родственными славянскими этническими группами были венден  Шварцвальд (Wenden of the Spreewald) и лужицкие сербы (Lusatian Sorbs) в Верхней Лужицы (Оберлаузитц — Oberlausitz), вместе составляющие около 60 000 человек, которые до сих пор говорят на сербском языке в Шпревальде (Spreewald), районе Восточной Германии недалеко от Польская граница вокруг городов Баутцен и Котбус.

В результате многовекового автохтонного проживания полабских славян на территории нынешней Германии сохранились многочисленные славянские топонимы до наших дней. Славянское происхождение имеют круглые деревни типа Рандлинг, возникшие во времена конфликтов в средневековом периоде. Славянский язык вендов (или вендландцев), дравено-полабский язык вымер в 1756 году, и до этого времени Вендланд (Vendland) был самой западной точкой славянского языкового региона.

Священник из Вустрова (Wustrow) писал о языке, привычках, обычаях и нравах полабских славян этого района. Он рассматривал жителей округов Данненберг (Dannenberg) как вендов и назвал этот регион к востоку от Любека  Вендланд (Vendland). Термин Vendland использовался скандинавскими народами для наименования этих мест до начала 10 века. Один зарегистрированный исторический эпизод связан с Vendland в 982 году,  когда король Норвегии Олаф I Трюггвасон (963—1000), по просвищу Воронья кость (Крака-бен), женился на королеве Гейре ( Geira), дочери короля Вендланда (Vendland) Буризлайфа (Burizleif)

Runddorf — славянская деревня Венедов

В Вендланде Ганновера (Hanover) до наших дней сохранился характерный для периода раннего средневековья исторический тип круглой деревни полабских славян, известной как Рандлинг (Rundling).

Язык полабских славян более широко использовался в регионе Люхов до 18 века (1725 г). Область его исторического использования теперь часто называют Вендлэндом в честь тех славянских народов, которых называли Венды.

Почти все круглые деревни построенные по типу Рундлинг до сих пор носят славянские названия, заканчивающиеся на -ин (нем. -in) , -ен (нем. -en), -иц (нем. -itz), -ау (нем. -au), -ов (нем. -ow), -ца (нем. – za), винд, винден (нем. -wind, – winden), тын (=изгородь, ограда) (нем. -thin, англ. town), тропа/торп (нем. -dorf)

Значительная часть славянских топонимов на территории нынешней Германии, была образована при помощи следующих славянских суффиксов:

-ин (нем. -in) — Берлин, Шверин, Витцин, Девин, Альт-Тетерин, Карпин. Обычно это -in ударное, в отличие от германских топонимов, имеющих ударение на первый слог.
-ен (нем. -en) на востоке Германии — результат германизации славянских суффиксов с -н- (-ин, -ина, -нь, -яне).
-иц (нем. -itz)— Лаузиц (Лужица), Кемниц. «Окончания» -иц/-ц соответствуют славянским окончаниям —иц/-ица (-ic/-ica) или -ицы (-icy). Например: Добраниц (нем. Dobranitz), с лужицкого — Добранецы (в.-луж. Dobranecy), Добершюц (нем. Doberschütz) — Доброшицы (в.-луж. Dobrošicy).
-ов (-ow, фонетически [o]) — Любов, Тетеров, Гюстров, Трептов, Лютов, Гольцов, Миров, Буров, Грабов (Grabow).
-ау (нем. -au) на востоке Германии — Люббенау, Шпандау, Торгау. Окончания —ау (-au) в топонимах славянского происхождения в большинстве случаев являются германизированным славянским окончанием -ов (-ow)

До сих пор сохранилось много следов славянских названий, образованных из славянских слов и имеющих окончания: – za, -wind, – winden, -thin.

Круглый тип застройки поселения характерный для полабских славян распространён на обширных территориях от Балтийского моря до Рудных гор на территории Чехии — Крушне-Гори (чеш. Krušné hory), образующих границу между Саксонией и Богемией. Тип круглой деревни полабских славян в своём первоначальном виде сохранился со времён раннего средневековья только в Вендланде из-за его удаленности от основных торговых путей, и относительной изоляции этого региона.

Круглая славянская деревня представляет собой центральную круглую общую деревенскую площадь в тени зелени, с примыкающими к ней индивидуальными усадьбами, расходящимися из центра, как спицы колеса. Лучшие примеры сейчас можно найти только в небольшом районе Нижней Саксонии в Германии недалеко от города Люхов (рус. Луков, Лугов; пол. Ljauchüw; стар.-нем. Lgauchi или Lieuschü).

Более 100 круглых деревень полабских славян всё ещё сохраняют характерный тип Рандлинга (Rundling), но их в Германии называют и другими именами, такими как Рунддорф (Runddorf), Платцдорф (Platzdorf), Рундангердорф (Rundlingsdorf), Рундплацдорф (Rundplatzdorf ) встречаются в большом количестве в соседнем Альтмарке (Altmark), а также на земле Нижняя Саксония в восточных округах Лунебург (Lüneburg), Ильцен (Uelzen), Гифхорн (Gifhorn) и названия деревень, на юге Нижней Саксонии,  в Форсфельдер Вердер (Vorsfelder Werder) —  Рюен (Rühen), Вендшотт (Wendschott), Бракштедт (Brackstedt), Велстов (Velstove) и некоторые части Шлезвиг-Гольштейн (Schleswig-Holstein). Однако, круглые деревни полабских славян в Нижней Саксонии были сильно изменены в отличие от Ганноверских деревень Вендленда, старые исторические фермерские дома были заменены новыми зданиями, в результате лучших экономических условий.

Горм Старый родоначальник королей Дании

Горм Старый (дат. Gorm den Gamle = Горм ден Гамле; 910 — 958 г.г.) первый король в новой линии датской королевской семьи, начал объединение Дании, укрепившись в Еллинге (Jelling), в северной Ютландии, был язычником, последователем Вотана (Одина), в 934 году он вторгся во Фрисландию разрушил христианские церкви.

Этимологии имени Горм в датском языке нет, возможно, это изменённое полабское (славянское) имя ГромГорм Старый был похоронен по языческим обрядам, позднее его могила стала местом христианского поклонения. Его сын Харальд I поставил в Еллинге (Jelling) замечательный рунный камень в память о своей матери и отце.

Haraltr kunukr bath kaurua kubl thausi aft kurm fathur sin auk aft thaurui muthur sina. sa Haraltr ias sar uan tanmaurk ala auk nuruiak auk tani karthi kristna.

Харальд (Гарольд) король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей. Харальд, покоривший всю Данию и Норвегию, кто крестил датчан.

Harald Bluetooth ( 910–987), as King Harald I of Denmark.

Сын Горма Старого Гаральд I (Харальд; палаб. Яралд, от Ярило; Harald Bluetooth = Гарольд Синезубый — 910– 987 г.г.) известен тем, что объединил Данию под своей властью, построил новые укрепления, такие как кольцевые форты «Треллеборг» (Trelleborg), считающиеся одними из самых важных сооружений эпохи викингов, и расширил Даневирк (Danevirk). Император Священной Римской империи Оттон Великий (Otto the Great), заставил Гаральда I принять крещение и христианство в Дании и Норвегии. Гаральд I позволив епископу Бременскому Унни и бенедиктинским монахам из аббатства Корвей проповедовать Евангелие в Ютландии, и обратил датчан и норвежцев в христианство.

Сестра Гаральда I королева Норвегии Ганнхильд (Gunnhild) бежала со своими пятью сыновьями к брату в Ютландию, когда её муж, король Норвегии Эрик Кровавый топор (полаб. Ярик, от Ярило; Erik Bloodaxe), был убит в бою в Нортумберленде (Northumberland) в 954 году. Гаральд I помог своим племянникам вернуть территории в Норвегии, и избавиться от притязаний короля Хакона (Hakon) на норвежский трон.

Христианские племянники Гаральда I овладели землями Норвегии, и во главе со  старшим племянником Гаральдом Грейклоаком (Harald Greycloak) начали кампанию по объединению Норвегии под одной властью. К сожалению, Гарольд Грейклак и его братья были довольно жесткими в распространении христианской веры, они разрушали языческие жертвенники и оскверняли языческие места поклонения, и вскоре были убиты язычниками. Гаральда I смог взять под контроль всю Норвегию.

Преемник Оттона Великого и его сын Отто II был занят борьбой в Италии, Гаральда I воспользовался этим и отправил своего сына Свейна Форкберда (Svein Forkbeard) против крепости Отто в Слесвиге (Slesvig). Свейн захватил крепость Слесвиг (Slesvig) и отбросил армию императора Отто II на юг. В то же время, тесть Гаральда I, король Вендланда (Vendland), вторгся в Бранденбург (Brandenburg) и Гольштейн (Holstein) и ограбил Гамбург (Hamburg). Через два года Гаральд I потерял все свои достижения в Дании и искал убежища у своего сына Свейна Форкберда в Вендланда (Vendland).  Гаральд I был убит в битве против Свейна около 987 года; его тело было возвращено в Данию.

Язычество, лишь медленно и постепенно вытесненное христианством, господствовало у полабских славян далеко за пределами IX и XV столетий, оставив и до наших дней глубокие следы во многих народных обрядах, поверьях и песнях.

В Саге об Инглингах Асгард находится к востоку от Танаиса (река Дон), между страной ванов (венедов) и страной Туркланд (Tyrkland). К западу от Асгарда упомянуты страна саксов (Saxland) и Гардарики (Garðaríki — Русь). В германской и древнескандинавской мифологии сын Фригг и Одина Бальдер (Balder) , называемый также Baldag — бог Света, мира и справедливости.

В книге Божества древних славян  Фаминцын А.С. пишет, что имя Бальдер — Baldag, состоит из двух слов Bal = белый,  Даг [Tag, Dag] = день, то есть германский Белбог или Дажьбог. Tag или Dag был богом солнца. От Dag = день, происходит Дажий бог = «дневной бог», «бог дня» или сокращенно – Дажьбог (без буквы «д»).

В древних сказаниях Бальдер иногда носит название Phol — это имя значит Pullus equi — жеребёнок (немец. Fohlen), то есть молодой конь. Phol-Balder соответствует буквально Коню-Белбогу или Хорсу-Дажьбогу. Хорс-Дажьбог значит Конь-Дневной бог, то есть Конь-Белбог или Конь-Солнце, это божество заимствовано, вероятно, из земли вагров, или от соседей вагров – славян бодричей.

Имена Бальдер и Фоль (Phol), обозначающие одного бога, встречаются в древнегерманской заклинательной песне против вывиха: по словам этой песни, Фоль и Водан (Один) ехали однажды верхами в лес; конь Бальдера, «demo Balderes Volon», при этом вывихнул себе ногу, и все небожители стали тщетно употреблять возможные усилия, чтобы вправить её, но только Водан нашёл для того действительное средство. Всеобщая забота небожителей об излечении Бальдерова коня подтверждает высокое значение этого солнечного бога, приостановка движения которого по небосводу могла бы иметь пагубное влияние на течение жизни всего мира.

«Всё это происшествие, – говорит Гримм, – чуждо как Эдде, так и другим древним северным сказаниям, но главное содержание тюрингенского языческого заговора из эпохи, предшествовавшей Х веку, скрывается в заклинательных формулах, ещё живущих в среде шотландского и датского простонародья, с той только разницей, что здесь отнесено к Иисусу то, что в языческом заговоре приписывалось Бальдеру и Водану« (Deut. Myth. 185-186). В русских заговорах от руды или крови встречаем сходный мотив, но здесь на место Бальдера и Водана, соответствующих: первый Белбогу – Дажьбогу, а второй – Волосу (о сродстве Водана и Волоса см. в ст.· «Велес»), является одно только лицо: «мужик стар», «кузнец», «богатырь», «океанский царь» — море, океан нередко отождествляется в народном представлении с небом, или «красный пан» [Крушевский. Загов. 56 и сл.].

«Культ этого бога, – говорит Гримм, – вероятно, был весьма распространён в народе, так как упомянутая песня называет его разными именами — Phol и Balder (Бальдера и Фоля)без опасения быть непонятою…« [Grimm.Deut. Myth.189,пр.1].

Phol, как бел-бог, почитался особенно в Баварии и Тюрингии. По имени этого бога названы разные местности в Германии, например, Pholensauwa, Pholespiunt, Pholesbrunnen, Phulsdorf, Pholenheim, Pholfels, Pholbach и др. [Grimm. Deut. Myth. 185 и сл. N. 79, 80]. Вспомним, что в Тюрингии же находилась знаменитая, по языческим сказаниям, «Хрсалчина» гора – Horselberg — гора Хорса.

История русского изразца
Богдан Хмельницкий - путь Малороссии в Россию

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*