Очень многим древним житейским хитростям нас научили ещё в школе СССР.
Современная система школьного образования сильно изменилась, и современное молодое поколение, возможно, даже не знает много из того, что знать полезно, так как житейские хитрости до сих пор прекрасно работают.
Некоторые житейские хитрости настолько полезны и просты, что могут пригодиться ещё не одному поколению. Конечно, со временем многие школьные знания забываются, но в памяти остаётся самое ценное, то, что вам действительно необходимо. «Образование — это то, что остается после того, как ты забываешь всё, чему учили в школе» (Альберт Эйнштейн).
Иногда полезно вспомнить былое и собрать самые полезные житейские хитрости, сохранившиеся в нашей памяти с детства, но о которых почему-то многие современники не знают, а старшее поколение совсем позабыло.
Как определить сколько времени осталось до захода солнца
Сложите пальцы вместе и вытяните руку так, чтобы солнце «лежало» на указательном пальце, а мизинец, безымянный или средний палец — на горизонте. Теперь посчитайте количество пальцев от солнца до линии горизонта. Каждый из пальцев будет равен приблизительно 15 минутам до заката.
Как узнать количество дней в месяце
Сожмите руку в кулак и начните перечислять месяцы начиная с января по порядку указывая на впадину или костяшку пальца. Каждая костяшка — это 31 день, а впадина — это 30 дней месяца.
Посчитав месяца по одной руке, продолжите счёт месяцев на другой руке с костяшки указательного пальца.
Если месяц выпал на костяшку, то в нём 31 день, а если на впадину — 30 или 29, 28.
Как узнать, растёт луна или убывает
Вы легко узнаете растет луна или убывает, если приставите палец к полумесяцу на небе. Если получилась буква «Р», луна растёт, если «С» — убывает.
Как перехитрить древних римлян
Для запоминания римских цифр и чисел можно использовать такую фразу: Мы Дарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. Первые буквы в словах означают римские цифры по убыванию: M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1).
Умножение на пальцах
Обычно дети быстро запоминают умножение до 5 чисел, а вот с числами 6, 7, 8 и 9 при умножении возникают трудности, которые можно легко преодолеть, научившись простому счёту на пальцах.
Поверните руки ладонями к себе и пронумеруйте каждый палец, начиная с мизинца — от 6 до 10. Например, чтобы умножить 7 на 8, соедините палец № 7 на левой руке с пальцем № 8 на правой руке. Количество пальцев внизу, считая вместе с соединёнными, обозначает десятки (у нас их получилось 5). А пальцы, расположенные вверху, нужно перемножить между собой — они обозначают единицы (в нашем случае умножаем 3 на 2 = 6). Ответ: 7×8 = 56.
Таким способом можно быстро умножать на 6, 7 и 8.
Как с помощью пальцев руки умножать на 9? Выпрямите пальцы, а руки положите ладонями вниз. Теперь, чтобы умножить любое число на 9, просто загибаем палец под номером этого числа. Пальцы «до» обозначают десятки, «после» — единицы. Например, чтобы умножить 7 на 9, загибаем 7-й палец. Остается 6 пальцев «до» и 3 «после». Получаем ответ: 7×9 = 63.
Как измерять без линейки
Если вам нужно приблизительно измерить предмет, но под рукой нет линейки, можно обойтись пальцами одной руки. Расстояние между кончиками большого и указательного пальцев равняется примерно 18 см, а расстояние между большим пальцем и мизинцем — около 20 см. Конечно, такой способ измерения не достаточно точный, ведь у каждого из нас разный размер руки.
Слово «аршин» происходит из ведического санскрита: АкАршана – AkarSaNa – сгибать (лук); кАРШАТИ — karSati — привлечь к себе, притянуть, согнуть (лук).
В русском языке сохранилось слово «аршин», означающее меру длины 71 см. — это нормативное расстояния натяжении тетивы лука, расстояние вытянутой руки, в латинском языке «arcus» — «лук», отсюда происходит и слово «арка» — свод потолка, выгнутый дугой.
Рука ребёнка, подростка и взрослого человека разного размера, поэтому точно измерьте свою руку — расстояния эти просто запомните эту цифру. Теперь вы можете пользоваться своей собственной линейкой, которая всегда под руками.
Как измерить угол в градусах с помощью пальцев на руке
Максимально расставьте пальцы и приложите к поверхности, на которой нужно измерить угол. Мизинец должен лежать на нижней плоскости — он обозначает 0°. Угол между большим пальцем и мизинцем будет равен 90°, углы между мизинцем и другими пальцами составляют, соответственно, 30°, 45° и 60°.
Как отличить сырое куриное яйцо от варёного вкрутую.
Если покрутить яйцо на столе, то варёное будет легко и долго крутиться, а сырое не будет крутиться совсем.
Рассматривая картины художников, рассказывающих о школе, учителях и учениках, можно увидеть много интересных подробностей и многое узнать о повседневной школьной жизни прошлого.
Эта картина называется «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», а нарисовал эту картину в 1895 году тот самый сельский мальчик, который стоит на картине на первом плане. Николай Петрович Богданов – Бельский окончил эту церковно-приходскую школу Рачинского и стал известным художником.
На полотне мы видим урок устного счёта в церковно-приходской деревенской школе XIX века. Обратите внимание на задачу, написанную на доске. На репродукции картины Богданова-Бельского изображен процесс решения в уме дроби:
А Вы, получившие современное образование, умеющие считать с помощью калькулятора, сможете решить этот пример устно, как это делали дети в начальной церковно-приходской деревенской школе в 1895 году.
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей… (из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»)
Один из учеников, изображённых на картине Богданова-Бельского, раньше других ребят решил этот пример и шёпотом сообщает учителю правильный ответ: 100+(121+169)+(144+196)=100+290+340=730; 730/365=2
Учитель, изображённый на картине, вполне реальное, историческое лицо. Это математик и ботаник, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский.
Увлекшись в 1872 году идеями народничества, Сергей Рачинский приехал из Москвы в своё родное село Татево и создал там школу с проживанием для деревенских детей. В конце XIX века талантливый педагог Сергей Рачинский разработал собственную методику обучения устному счёту, обучал детей основам математического мышления и прививал деревенским ребятишкам навыки устного счёта.
Церковноприходские сельские школы, долгое время оставались единственным источником знаний для крестьянского населения, школы предоставляли минимальные основы грамотности, распространяли навыки устного счёта и чтения у сельских детей. Обучение в церковно-приходской школе расценивалось как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания каждого ребёнка.