Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Язык – душа народа / Церковное Новолетие

Церковное Новолетие

Индикт нового лета. Икона XVI–XVII веков.

Христианский новый год 2022 от Р.Х. (7531 от сотворения мира)

14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается Новый год по православному церковному календарю — 7531 год от сотворения мира или «от Адама». По православной традиции этот день называется началом инди́кта или Церковным Новолетием. Пожалуй, новолетие является самым незаметным православным праздником.

Традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев празднования  православного церковного Нового года, поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. 

На I Вселенском соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря — расчёт Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать день 1 сентября в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.

Что такое инди́кт?

Инди́кт (от indico — объявляю, назначаю) в Римской империи называли порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счёт 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.

Изображение 19-летия метонического цикла в виде колеса с юлианской датой Пасхального Новолуния из рукописи 9 века, сделанной в аббатстве Св. Эммерама

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Церковный год начинается не 1 января (и даже не 14 января), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября «новому стилю» — по принятому теперь григорианскому календарю. Заканчивается Церковный год 31 августа (13 сентября по новому стилю).

Первый большой праздник церковного года Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

Хорошо, что именно на сентябрь выпадает индикт (Новолетие) — сезон урожая, когда всего вдоволь и даже с лихвой, тёплый и обыкновенно сытный сентябрь.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришёл «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

Традиции празднования Новолетия на Руси

После Крещения в 988 году (по Юлианскому календарю) Русь приняла и византийское летосчисление — от сотворения мира (+5509 лет). Однако, до XV века гражданский новый год на Руси начинался с 1 марта.

Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия.

В этот день в Московском Кремле совершался первый в году царский богомольный выход. Эта традиция описана одним из отцов основателей Исторического музея И.Е. Забелиным.
На Соборной площади Московского Кремля выставляли огромный помост, который украшали разнообразными коврами и цветными или золочёными перилами.

Преподобный Симеон Столпник

Рядом с ним ставили ещё три небольших помоста, на которые клали Евангелие и икону Симеона Столпника. Далее из Успенского собора после торжественной службы выходил патриарх, а после него из Архангельского собора Московского Кремля – царь. Патриарх первым проходил на помост, за ним двигался царь. До этого момента рядом с помостом практически на всей площади выстраивались бояре, дворяне, приглашались даже иностранцы. Затем после торжественного богослужения патриарх спрашивал царя, как его здоровье, и царь отвечал:

«Божиею милостию и Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев русских молитвами и твоим отца нашего и богомольца благословением дал Бог жив».

После царь и патриарх садились на подготовленные троны, и самый старейший боярин поздравлял с наступившим Новолетием сначала царя, затем патриарха. Также поступали и все светские сановники.

В конце все собравшиеся на площади кланялись царю, а царь кланялся самому народу, поздравляя друг друга с Новым годом. По свидетельству одного из очевидцев, «это была самая трогательная картина благоговейного почтения венценосцу». По окончании действа Государь, приложившись ко кресту и приняв благословение у патриарха, шествовал в церковь Благовещения к обедне или к себе в хоромы.

Вот как описывает праздник Новолетия в Москве на Соборной площади Кремля, итальянский путешественник XVI века Джованни Компани:

На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

В начале XVIII века традиции, встреча и празднование Нового года кардинально изменились. Вы уже догадались, что связано это с именем первого российского императора – Петра I.

 Прекращение совершения чина летопроводства (индикта) и празднование Церковного Новолетия связано с Указом Петра I о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В Указе говорилось о том, что вслед за 31 декабря 7208 года от  Сотворения мира, наступит 1 января 1700 года «от Рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа».

В последний раз чин летопроводства (индикта) был совершён 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра I, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом.

Указом Петра I Россия в 1700 году перешла на юлианский календарь, который считал Солнечный или астрономический год продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и Новый год с 1 января. Принятие Россией летосчисления по юлианскому календарю во многом облегчало торговые, культурные и научные связи с Европой, хотя во многих странах Европы в 16 -17 веках уже было принято летосчисление по григорианскому календарю.

Пётр I ввёл в России европейское летосчисление от Рождества Христова и перенёс гражданское новолетие на 1 января. Однако, 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

Церковное Новолетие осталось с 1 сентября, и отмечается только как церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Молитва о Победе Русского Воинства.
8 признаков лженаучных теорий

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*