Суббота , 24 Октябрь 2020
Домой / Мир средневековья / Проблемы навигации

Проблемы навигации

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986

Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.

Торговый транспорт и структура товарооборота в экономике Балтики.

Проблемы навигации   

Для ориентации экипажей судов на побережье имелись приметы. Там, где они отсутствовали, создавали искусственные знаки, как на о. Стура-Карлсё, при переходе от Готланда до Эланда, или на о. Мён возле Ульфсхале, для обозначения прохода между о. Мён и о. Зеланд. В Волине соорудили, как пишет Адам Бременский, «горн вулкана», т. е. сигнальную башню, чтобы обозначить вход в гавань при плохой погоде. Вполне вероятно, что и другие приморские торговые места имели подобные маяки, по которым ориентировались прежде всего ночью и в пасмурную погоду. Подобно «горну вулкана» в Волине, на римской башне в Булони при Карле Великом ещё в начале IX века разжигали огонь, чтобы облегчить плавание судам через Ла-Манш из Лондона в Квентовик201.

На протяжении нескольких столетий жители балтийского побережья накапливали навигационный опыт. Однако и в X веке мореплавание здесь оставалось ограниченным главным образом зоной видимости береговой линии.

О длительности плаваний можно судить только по количеству дневных переходов один дневной переход исчисляется в 40–60 км, под парусом 100–170 км. На расстоянии в 40–60 км обычно постоянно пользовались стоянками, на которых ночевали, пополняли запас продовольствия, сбывали товар. Этим объясняются некоторые археологические находки, включающие нередко даже довольно богатые клады, на побережьях, в малонаселенных местах, как Преров-Дарс, Хиддензее в излучине устья Пене, у Дарлёв, у Славошина и т. д.

Эти находки указывают на трагедии, завершившиеся смертью или взятием в плен бывших владельцев кладов, которые остановились здесь на стоянке или подверглись нападению во время штиля.

илл.41. Погрузка товара в Хедебю

Организация торговли, тоннаж судов

Экипаж торгового судна состоял не более чем из 5–10 человек, довольно беспомощных перед подвижными пиратскими судами с более многочисленной командой. Поэтому торговые суда крайне редко или почти никогда не плавали в одиночку, а предпочитали объединяться. Они скапливались в портовых местах и соединялись во флотилии. Это вело к образованию купеческих товариществ или гильдий, включавших постоянных участников таких предприятий. В скандинавских рунических надписях члены этих торговых товариществ называются «фелаги» (félagi)202, в отличие от членов военных дружин, «хускарлов» (huskarlar), упомянутых в надписях из Смоланда, Сёдерманланда, Упланда и с Готланда.

Возможно, торговые флотилии «фелаги» (félagi) сопровождались и охранялись боевыми кораблями, судя по тому, что в Роскильд-фьорде для перекрытия прохода одновременно были затоплены нагруженные камнями торговые и боевые суда: в приморском торговом месте Роскильде на о. Зеланд, следовательно, использовались корабли обоих типов. Точно так же в Ральсвике на острове Рюген, в одном и том же культурном слое IX–X вв. открыты друг возле друга остатки грузового судна и боевого корабля. Письменные источники, правда, ничего не сообщают о военных конвоях, но археологические данные позволяют допустить, что подобная практика существовала.

Корабельные товаро-перевозки и заморская торговля предъявляли высокие требования к купцу. Он должен был знать потребности различных общественных слоев местного населения и прежде всего обеспечить себе покровительство властей. Из-за длительности и сложности торговых поездок купцу нередко приходилось зимовать в чужой стране. В крупных экономических, политических и культурных центрах возникали колонии иноземных купцов и ремесленников. В этих колониях, называвшихся обычно «кварталами», «концами», «улицами» или «дворами», жили постоянные представители иноземных торговых городов. Они занимались мелкой торговлей, а также осуществляли связь с местным населением и заботились о пристанище для прибывающих земляков и компаньонов.

Взаимосвязанные купеческие колонии в торговых городах разных народов Балтики — явление, совершенно закономерное в эпоху раннего средневековья. Они появились в Западной Европе после падения Римской империи и возникали затем повсюду, где торговля строилась на частных или товарищеских, «негосударственных» основаниях. Так было в большей части Европы.

Константинополь, крупнейший европейский город позднеантичной эпохи, укрывал в своих стенах, помимо греков, также и многочисленных выходцев из Малой Азии (сирийцев, фригийцев и лидийцев), персов, согдийцев и евреев203. Общие процессы зарождения феодального строя и ранние ступени его развития создавали, следовательно, также основы для становления торговых эмпориев — опорных пунктов балтийской экономической системы.

Далее… Экономические зоны Балтийского региона

Экономические зоны Балтийского региона
Корабли и судоходство в Балтийском море

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*