Вторник , 19 Март 2019
Домой / Новое время в истории / Новогодние и рождественские открытки прошлого века.

Новогодние и рождественские открытки прошлого века.

История новогодней открытки началась с появлением христианства, и традиции празднования Рождества. Мотивы первых изображений были библейские, художники рисовали христианские сюжеты о рождении Иисуса Христа. Первые рождественские гравюры стоили очень дорого и продавались священниками и паломниками. Со временем в рождественских открытках появились и светские сюжеты. Рождественские карточки часто  использовались в качестве пригласительных билетов на балы, музыкальные вечера и другие  торжества.

Традиция дарить друг другу рождественские открытки появилась в Англии. В 1794 году английский художник Добсон нарисовал для своего приятеля рождественскую поздравительную карточку, на которой изобразил зимний пейзаж и его семью. Художник не придал особого внимания своему изобретению, он просто хотел поздравить своего друга необычным способом — миниатюрной картиной. Позднее, в 1800 году, было организовано серийное производство печатной продукции, посвящённой Рождеству, понадобилось более 40 лет, чтобы рождественская открытка обрела популярность, и только в 1843 году началась массовая продажа рождественских и новогодних карточек, произведённых промышленным способом.

Идея отправления поздравительной открытки по почте принадлежит англичанину государственному деятелю, художнику — проектировщику Генри Коулу, отправившему в 1843 году первую рождественскую открытку по почте.

Будучи очень занятым человеком, чтобы писать поздравительные письма всем своим многочисленным друзьям, он попросил своего друга – художника Джона Кэлкотта Хорсли нарисовать его семью за рождественским столом.

На открытке было написано «Весёлого Рождества и Счастливого Нового года». В дальнейшем эти пожелания стали традиционными.

Открытка была настолько популярна, что у Генри Коула появилась идея издать эту открытку в Лондоне тиражом 1000 экземпляров, чтобы можно было не только поздравить своих родных, близких и знакомых, но и продавать их всем желающим. Первые открытки были чёрно – белыми и от руки раскрашенными цветными красками. Сверху открытки было оставлено место для имени – кому адресовалось поздравление, а внизу — от кого. Эти открытки выглядели так.

Открытки из этой серии разошлись мгновенно, за каждую открытку было получено по одному шиллингу. В 2009 году один из 30 сохранившихся в Англии экземпляров первой рождественской открытки был продан за 5170 фунтов на аукционе «Блумсбери» в Лондоне.

Однако, ни Коул, ни Хорсли не увидели в производстве рождественских открыток возможности развивать дальше свой бизнес, наивно полагая, что посылать рождественские и новогодние открытки это лишь быстротечная моды, которая скоро пройдёт.

Они ошибались, с 1860 года начался массовый выпуск открыток, а обычай посылать рождественские и новогодние открытки прочно вошёл в нашу жизнь.

Именно с этого момента и началось активное распространение новогодней открытки.

Новогодние и рождественские открытки в  прошлом  веке были самой популярной формой корреспонденции.

Из Англии традиция быстро перешла и распространилась в России. На дореволюционных рождественских открытках чаще всего изображали русскую зимнюю природу, дома, занесенные снегом, и т.д.

Спрос на поздравительные открытки с Рождеством и Новым годом в дореволюционной России был довольно большим, и отечественные издательства не могли удовлетворить его в полной мере, поэтому предприниматели заказывали поздравительные новогодние открытки в Германии и Швеции, Франции и Англии.

В конце XIX века в России появилось  множество  издательств, выпускающих открытки. Ассортимент российских открыток стал считаться одним из самых богатых в Европе. В создании сюжетов для первых новогодних и рождественских открыток принимали участие многие талантливые русские художники — А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский и Н. Рерих.

По одной из версий создателем первой рождественской открытки в России в 1901 году был Николай Каразин. Другие историки предполагают, что право считаться отцом рождественской открытки принадлежит библиотекарю Петербургской академии художеств Федору Беренштаму.

При оформлении рождественских открыток большое внимание уделялось их стилю, и художественному оформлению. Особенно популярным было применение тиснения, и отделка изображений серебряной или золотой крошкой.

Как китайский Порт-Артур стал русской твердыней
«Крым: золото и секреты Чёрного моря»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*