Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Иван Грозный самый гуманный правитель Европы

Иван Грозный самый гуманный правитель Европы

3 сентября 1530 года родился Иван IV Грозный. Именно этот московский Великий князь был первым, кто принял титул Царя Всея Руси, поставив тем самым авторитет русской державы на один уровень с другими ведущими государствами Европы. Иван Грозный провёл судебную, военную, церковную и другие реформы, создал регулярную армию, не проиграл ни одного сражения, много сделал для книгопечатания.

Сегодня наше сознание стало полем битвы двух мифов: Черного Мифа о России и Светлого Мифа о Западе.

Миф это грозное идеологическое оружие. Древнекитайский полководец, философ войны Сунь-Цзы говорил: «Умеет воевать тот, кто побеждает без сражения. Умеет воевать тот, кто захватывает крепости без осады. Умеет воевать тот, кто сокрушает государство без армии» — он говорил о силе Мифа.

История любого народа, его духовное здоровье, его вера в себя и свои силы всегда базируется на неких мифах, и именно эти мифы становятся живой плотью и кровью народа, его оценкой своего значимого места в мироздании. Сегодня наше сознание стала полем битвы идей двух мифов: Чёрного Мифа о России и Светлого Мифа о Западе.

Большинство западноевропейских историков, публицистов, писателей и т. п. рассматривает русского царя Ивана IV, как «беспрецедентного» тирана, деспота, жестокого палача.

Царь Иоанн Васильевич, получив в наследство одну лишь Московскую и Новгородскую область — создал из них большую Россию с её современными (европейскими) границами и основал как минимум четверть ныне существующих городов. Именно он отменил на Руси феодализм, юридически уровняв простых крестьян со знатными князьями, именно он ввёл всеобщую выборность в местные законодательные и исполнительные органы власти, именно он гарантировал всем слоям населения представительство в высшем законодательном и совещательном органе государства — Земском соборе.

После своей смерти Иван IV Грозный оставил своим наследникам богатую, сытую и обширную державу с мощнейшей в мире армией и полной казной.

Нелепо было бы оспаривать, что Иван IV — годы правления: 1547-1574, 1576-1584 г. — был волевым, жёстким правителем. Историк Скрынников, посвятивший несколько десятилетий изучению его эпохи, доказывает, что при Иване IV Грозном в России осуществлялся «массовый террор», и за 35 лет своего правления царь Иоанн уничтожил около 4 тысячи человек (около 100 человек в год!)

Но зададимся вопросом: «А судьи кто?» Западноевропейские историки, по заказу королей очерняющие историю России. Сколько людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного: испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX?

Оказывается, «добрые» западноевропейские правители самым жестоким образом казнили сотни тысяч людей. Например, современники Ивана Грозного — с 1547 по 1584 год (за 37 лет) Нидерландах, находившихся под властью испанского короля Карла V и Филиппа II, в средневековье казнили тысячи граждан, «число жертв… доходило до 100 тыс.», из них было «сожжено живьем 28 540 человек».

Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное «личное» участие в зверской резне Варфоломеевской ночи, во время которой было жестоко убито «более 3 тыс. гугенотов» только за то, что они были протестантами, а не  католиками; таким образом, за одну ночь «длинных ножей» во Франции было уничтожено примерно столько же людей, сколько за 35 лет — всё время правления царя Ивана Грозного!

«Варфоломеевская ночь» во Франции имела продолжение, и убийства протестантов продолжались по всей стране — «в общем погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов». В Англии «добрый» король Генриха VIII распорядился вешать граждан своей страны за «бродяжничество» и бедность, и вскоре вдоль больших дорог страны «было повешено 72 тысячи бродяг и нищих». В средневековой Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100.000 человек. Западная Европа при этом судит царя Ивана Грозного за жестокость, видимо, по себе судит!

Поразительно то, что миф демонизирующий русского царя Ивана Грозного распространённый в средневековье в западной Европе, закрепился и в русском сознании, благодаря западноевропейским историкам, писавшим официальную историю русского государства при царском дворе, изображавшим царя Ивана Грозного жестоким тираном и палачом.

Примеры описываемой в истории жестокости Ивана Грозного необходимо сегодня рассмотреть без привычной предвзятости, опираясь на документальные свидетельства и факты.

Миф 1. Беспричинный террор

Наверно, это самый главный аргумент выдвинутый против Ивана Грозного. Мол, исключительно ради забавы резал грозный царь ни в чём не повинных бояр. Ни один уважающий себя историк не отрицает факта существования периодически возникающих заговоров в боярской среде, ведь, известно, что заговоры — обычное дело при любом царском дворе.

Мемуары той эпохи так и пестрят рассказами о бесчисленных придворных интригах и боярских изменах. Факты и документы о заговорах бояр — вещь упрямая, а они свидетельствуют о том, что против Ивана Грозного были составлены несколько следовавших один за другим опасных заговоров бояр, объединявших многочисленных участников из царского окружения, с целью государственного переворота.

В 1566-1567 гг. царские опричники перехватили письма от польского короля и от литовского гетмана адресованные многим знатным подданным Иоанна Грозного. Среди них был и бывший конюший Челяднин-Федоров, чей чин делал его фактическим главой Боярской Думы и давал ему право решающего голоса при выборах в Думе нового государя. Вместе с ним заговорщицкие письма из Польши получили князь Иван Куракин-Булгачов, три князя Ростовских, князь Бельский и некоторые другие бояре.

Из всех боярских заговорщиков только князь Бельский не вступил в тайную переписку с польским королём Сигизмундом, а передал царю Иоанну письмо, в котором польский король предлагал князю Бельскому обширные земли в Литве за измену русскому государю.

Остальные боярские заговорщики, адресаты короля Сигизмунда продолжили тайную переписку с Польшей и плели заговор против царя Иоана, ставящий своей целью посадить на русский престол боярина Владимира Старицкого.

Осенью 1567 года царь Иоанн возглавил поход против Литвы, и в его руки попали новые свидетельства боярской измены. Царю пришлось срочно вернуться в Москву не только для следствия по государственному делу об измене, но и для спасения собственной жизни: заговорщики предполагали окружить ставку царя верными им воинскими отрядами  перебить царскую опричную охрану и выдать полякам пленённого царя Ивана IV.

Во главе мятежников встал боярин Челяднин-Федоров. Сохранился отчёт об этом заговоре политического агента польской короны Шлихтинга, в котором он сообщает королю Сигизмунду: «Много знатных лиц, приблизительно 30 человек… письменно обязались, что предали бы великого князя Иона вместе с его опричниками в руки Вашего Королевского Величества, если бы только Ваше Королевское Величество двинулись на страну».

Состоялся суд Боярской Думы над заговорщиками. Улики были неопровержимы: договор изменников с их подписями находился в руках царя Иоанна. И бояре, и князь Владимир Старицкий, постаравшийся отмежеваться от заговора, были признаны виновными СУДОМ Боярской Думы .

Западные историки, основываясь на записках германского шпиона Штадена, сообщают о казни Челяднина-Федорова, Ивана Куракина-Булгачова и князей Ростовских. Всех заговорщиков виновных в государственной измене, якобы, жестоко пытали и казнили. Но, достоверно известно, один из важный участников заговора князь Иван Куракин, остался жив и спустя 10 лет, занимал пост воеводы города Вендена, в 90 км к северо-востоку от Риги. Город был осаждён поляками, а князь Куракин пьянствовал, забросив командование гарнизоном. Поляки и литовцы захватили город Венден  (ныне Цесис в Латвии) в 1577 году, а князь-пьяница Куракин был казнён именно за это.

Со многими боярами-заговорщиками, осуждёнными боярским судом, случилась подобная волокита, нескольких бояр, из числа заговорщиков, в действительности умерли не по воле Ивана Грозного, а исключительно по воле историков, сочинявших мифы о жестокости царя Ионна, например, братья Воротынские. Исследователи-историки находят документы о последующей жизни многих бояр, осуждённых боярским судом, но продолжавших жить в изгнании от царского двора, но в мифах истории им будто бы отрубили голову или посадили на кол.

Миф 2. Разгром Новгорода

В 1563 году Иоанн узнал о «великих изменных делах» от служившего в Старице дьяка Савлука, своего кузена князя Владимира Старицкого и его матери, княгини Ефросинии. Царь Иоанн начал следствие и вскоре после этого в Литву бежал князь Андрей Курбский, близкий друг Старицкого семейства и активный участник всех государственных интриг и заговоров при царском дворе. В то же время умер родной брат Иоанна, Юрий Васильевич, это приблизило князя Владимира Старицкого к возможности взойти на русский трон. Иван Грозный был вынужден принять ряд мер для обеспечения собственной безопасности.

Царь Иоанн заменил всех ближних людей князя Владимира Андреевича при царском дворе на своих доверенных лиц, сменил его ближний к Москве удел на другой, и лишил двоюродного брата права жить в Кремле. Царь Иоанн составил новое завещание, по которому Владимир Андреевич хотя и остается в опекунском совете, но уже рядовым членом, а не председателем, как раньше. Все эти меры нельзя назвать даже суровыми, они были просто адекватной реакцией на опасность свержения царской власти.

Уже в 1566 г. отходчивый царь Иоанн прощает своего брата и жалует его новыми владениями и местом в Кремле для постройки дворца.

В 1567 г. князь Владимир Андреевич Старицкий вместе с Боярской Думой вынес обвинительный приговор заговорщику Федорову-Челяднину и остальным своим тайным сообщникам, доверие Иоанна к нему возросло ещё больше. Однако в конце лета того же года близкий Старицкому двору новгородский помещик боярин Пётр Иванович Волынский сообщает царю Иоанну о новом государственном заговоре такого крупного масштаба, что царь Иоанн в страхе обратился к английской королеве Елизавете с просьбой о предоставлении ему убежища на берегах Темзы. Елизавета «добрая» отказала ему в этой просьбе.

Суть государственного заговора, вкратце, такова: подкупленный князем Старицким царский повар должен был отравить царя Иоанна смертельным ядом, а сам князь Владимир Алексеевич, возвращаясь в это время из военного похода, приведёт за собой в Москву воинские силы в поддержку государственному перевороту. С помощью военной силы будут уничтожены преданные царю Иоанну отряды опричников, свергнут малолетний наследник Иоанн и будет захвачен царский престол. В государственном военном перевороте ему должны были помочь заговорщики в Москве, в том числе и из высших кругов опричников, боярская верхушка Новгорода и польский король.

После победы участники заговора планировали поделить Россию следующим образом: князь Владимир Алексеевич получал трон, Польша — Псков и Новгород, а новгородская знать — вольности польских магнатов.

Следствие установило всех участников заговора царского двора и ближайшего окружения царя Иоанна, всех изменников московских бояр и чиновников: Вяземского, Басмановых, Фуникова и дьяка Висковатого.

В конце сентября 1569 года царь вызвал к себе князя Владимира Старицкого, после царского приёма князь умер на другой день. Заговор бояр против царя Иоанна был обезглавлен, но ещё не уничтожен. Во главе заговора стал новгородский архиепископ Пимен. Иоанн двинул войска к Новгороду.

Наверное, никакое другое событие того времени не вызвало такого количества гневных нападок на царя Ивана Грозного за «новгородский погром». Известно, что 2 января 1570 года передовой отряд опричников царя Иоанна выставил заставы вокруг Новгорода, а 6 или 8 января в город вошли царь Иоанн и его личная охрана. Передовой отряд опричников арестовал знатных граждан Новгорода, чьи подписи стояли под предательским договором с польским королём Сигизмундом, и некоторых монахов, виновных в ереси жидовствующих, которая служила идеологической поддержкой сепаратизма новгородской боярской верхушки.

После прибытия государя в Новгород состоялся СУД. Сколько изменников было приговорено к смерти? Историк Скрынников, на основании изученных документов и личных записей царя Иоанна, выводит цифру  1505 человек. Примерно столько же, полторы тысячи имён насчитывает список, посланий Иоанном для молитвенного поминовения убиенных христианских душ на церковной службе в Кирилло-Белозерского монастыря. Много это или мало для искоренения сепаратизма на трети территории страны?

Почему же западные историки пишут о десятках тысяч «жертв царской тирании»? О 5000 разорённых дворах из 6000 имевшихся в Новгороде, о 10.000 трупов, захороненных в братской могиле близ Рождественского храма? О запустении Новгородских земель к концу XVI века?

Все эти факты истории объяснимы и на вопросы есть ответы. В 1569-1571 гг. на Русь обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород. От чумы погибли около 300.000 жителей России. В самой Москве в 1569 г. умирало по 600 человек в день.  Жертвы чумы и легли в основу мифа о «новгородском погроме», царю Иоанну приписали ежедневные казни в Новгороде и десятки тысяч жертв.

В 1571 году Иван IV Грозный перенёс свою столицу из Москвы в Великий Новгород, и на месте Ярославого дворища был построен царский дворец площадью 14.5 га, и проведены масштабные работы по благоустройству всего  города. В Новгород были перевезена государственная казна, царская семья, все государственные службы.

Уверенность Ивана IV Грозного в преданности новгородцев, их исключительная верность царю Иоанну доказывают, что ни царь, ни сами новгородцы в XVI веке ничего не знали о «новгородской резне 1570 года», о ней говорят только западные историки, не бывшие очевидцами событий.  Нет никаких документов о народных волнениях или протестах горожан Новгорода против царя Иоанна.

Миф 3. «Сыноубийца»

Есть одна «жертва» Иоанна, о которой наслышаны все от мала до велика. Подробности убийства Иваном Грозным своего сына растиражированы в тысячах экземпляров художниками и писателями.

Отцом мифа о «сыноубийстве» был высокопоставленный иезуит, папский легат Антоний Поссевин. Ему принадлежит и авторство политической интриги, в результате которой католический Рим надеялся с помощью польско-литовско-шведской интервенции покорить Россию и, воспользовавшись её тяжелым положением, вынудить царя Иоанна подчинить Русскую Православную Церковь папскому католическому престолу.

Однако царь повёл свою дипломатическую игру и сумел использовать Поссевина при заключении мира с Польшей, избежав при этом уступок в религиозном споре с Римом. Хотя историки и представляют Ям-Запольский мирный договор 1582 года, как серьезное поражение России, надо сказать, что стараниями папского легата фактически Польша получила обратно только свой же собственный город Полоцк, отнятый Грозным у Сигизмунда в 1563 году.

После заключения Ям-Запольского мирного договора 1582 года царь Иоанн даже отказался обсуждать с Поссевиным, личным врагом Иоанна, вопрос об объединении православной и католической церквей — он ведь и не обещал этого.

Что касается истинных причин смерти русского цесаревича, наследника престола, вызвавшую недоуменную разноголосицу у современников и продолжающиеся споры у современных историков. Версий смерти царевича было достаточно, но в каждой из них основным доказательством служили слова «быть может», «скорее всего», «вероятно» и «будто бы».

Традиционная версия смерти русского цесаревича гласит так: однажды царь Иоанн зашёл в покои сына и увидел его беременную жену одетой не по уставу: было жарко, и она вместо трёх рубах надела только одну. Царь стал бить невестку, а сын — её защищать. Тогда Иван Грозный и нанес сыну смертельный удар по голове.

Но и в этой версии события можно увидеть ряд несоответствий. «Свидетели» путаются. Одни говорит, что царевна надела лишь одно платье из трёх полагающихся из-за жары. Это в ноябре-то? Тем более, что женщина в то время имела полное право находиться у себя в покоях только в одной сорочке, служившей домашним платьем.

Другой автор указывает на отсутствие пояска, что, якобы, и привело в бешенство Иоанна, случайно встретившего невестку во «внутренних покоях дворца». Эта версия совершенно недостоверна хотя бы потому, что царю было бы очень сложно встретить царевну «одетой не по уставу», да ещё во внутренних покоях. А по остальным дворцовым палатам даже полностью одетые дамы тогдашнего московского высшего света не расхаживали свободно.

Для каждого члена царской семьи строились отдельные хоромы, соединенные с другими частями дворца довольно прохладными в зимнее время переходами. В таком отдельном тереме и проживала семья царевича.

Распорядок жизни царевны Елены был таким же, как и у других знатных дам того века: после утреннего богослужения она отправлялась в свои покои и садилась за рукоделие со своими прислужницами. Знатные женщины в средневековье, как правило, жили взаперти. Проводя дни в своих светёлках, они не смели показаться на людях без сопровождения и, даже сделавшись женою, не могли никуда выйти без позволения мужа, в том числе и в церковь, а за каждым их шагом следили неотступные слуги-стражи.

Помещение знатной женщины находилось в глубине дома, куда вёл особый вход, ключ от которого всегда лежал у мужа в кармане. На женскую половину терема не мог проникнуть никакой мужчина, хотя бы он был самым близким родственником.

Таким образом, царевна Елена находилась на женской половине отдельного терема, входная дверь всегда была заперта, а ключ находится у мужа. Выйти женской половины терема царевна Елена могла только с разрешения супруга и в сопровождении многочисленных слуг и служанок, которые наверняка позаботились бы о её подобающей одежде. К тому же, Елена была беременна и едва ли слуги её могли оставить без присмотра.

Выходит, что единственной возможностью для царя встретить невестку в полуодетом виде означало выломать запертую дверь в девичью и разогнать боярышень и сенных девушек, но такого факта история жизни царя Иоанна не зафиксировала.

Но если не было убийства, то от чего умер царевич? Царевич Иван, сын Иоанна Грозного умер от болезни, чему сохранились некоторые документальные подтверждения.

Жак Маржерет писал: «Ходит СЛУХ, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла… и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье».

На примере этой фразы мы можем видеть, как ложная версия, популярная среди иностранцев с «легкой» руки Поссевина, переплетается с правдой о смерти царевича от болезни во время поездки на богомолье. К тому же, продолжительность болезни царевича Ивана составляла 10 дней, с 9 по 19 ноября 1581 года. Но что это была за болезнь?

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Ивана, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении Грозного.

Учёные обнаружили, что содержание мышьяка, самого популярного во все времена яда, примерно одинаково во всех четырёх скелетах и не превышает нормы. В костях царя Иоанна IV и царевича Ивана Иоанновича была обнаружена ртуть, намного превышающее допустимую норму.

Насколько случайно такое совпадение? К сожалению, о болезни царевича известно только то, что она длилась 10 дней. Место смерти наследника — Александрова слобода, расположенная к северу от Москвы.

Можно предположить, что, почувствовав себя плохо, царевич Иван выехал в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы там принять перед смертью монашеский постриг, но в дороге наступило ухудшение состояния больного и, доехав до Александровской слободы, наследник окончательно слег и вскоре скончался от «горячки».

Вот что пишет историк А. Боханов: «Теперь о крови, которая, как уверяют некоторые авторы, «лилась ручьём». На картине Ильи Репина её набралось на целую лужу. Сохранились волосы царевича ярко-жёлтого цвета 5 — 6 сантиметров длиной. Анализ показал, что признаков крови на волосах не обнаружено. Молекулярная структура крови такова, что отмыть от неё волосы без следа невозможно».

Кстати, все поплатились за враньё, вымысел и навет на царя Иоанна. После написания знаменитой картины «Иван Грозный и его сын Иван» у Репина отсохла правая рука! Художник Мясоедов, позировавший Репину в образе царя, в беспричинной ярости чуть не прикончил своего маленького сына, тоже Ивана. А писатель Всеволод Гаршин, позировавший в Репину в образе царевича — вскоре сошел с ума и выбросился в лестничный пролёт.

Миф 4. «Иван-многоженец»

Про личную жизнь государя иностранцы также распускали дикие легенды. О супружеской жизни царя Ивана Грозного ходит множество мифов, созданных больным воображением западных мемуаристов, начитавшихся сказок о Синей Бороде, а также помнивших о реальных, трагически заканчивавшихся судьбах нескольких жен английского короля Генриха VIII.

В своем «Путешествии по святым местам русским» А. Н. Муравьев, описывая Вознесенский монастырь — место последнего упокоения Великих княгинь и русских цариц, говорит: «Рядом с матерью Грозного четыре его супруги…».

Достоверно известно о четырёх законных браках Ивана Грозного. Первую свою жену, Анастасию Романовну Захарьину, царь выбрал на смотре невест, куда свозили девушек со всей России. Иоанн и Анастасия прожили в любви 13 лет. Жизнь была очень непростой. Первый сын царевич Дмитрий, в младенчестве утонул в Шексне реке. Три дочки умерли в маленьком возрасте. Выжили лишь два сына, Иоанн и Фёдор. 

Царица Анастасия заболела и умерла, когда ей ещё не было 30 лет. Царь Иоанн так горевал о жене, что на похоронах едва держался на ногах «от великого стенания и жалости сердца». Он не сомневался, что жену отравили.
Через год после смерти Анастасии царь женился на Марии Темгрюковне (Кученей) из рода кабардинских князей. «Царица и Великая княгиня Марья дочь Темрюка, князя черкасского из Пятигор, от неё был сын Царевич Василий, во младенчестве не стало». Этот брак также закончился трагически, царицу отравили.

На смотрины для третьей женитьбы царя Иоанна привезли более 2 тысяч невест, и выбор царя пал на Марфу Собакину. Сразу после обручения девушка вдруг тяжело заболела, а через 15 дней после свадьбы умерла, так и не став царской женой. Иван Васильевич был очень опечален. Узнав, что в смерти замешан князь Темгрюк, он казнил несколько бояр, а самого князя посадил на кол.

По православному обычаю разрешалось жениться не более трёх раз. В апреле 1572 года царь Иоанн обратился к церковным иерархам за разрешением на четвертый брак с Анной Колтовской. Была созвана специальная комиссия, где царь Иоанн выступил с покаянным словом, от которого у многих появились слезы.

«Первую мою жену Анастасию злые люди отравили; вторую, Марию, после осьмилетней супружеской жизни также отравили; третью, Марфу, испортили ещё до венца, и хотя я женился на ней в надежде на её выздоровление, но через две недели она скончалась, сохранив нерушимым своё девство. В глубокой скорби хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и ещё несовершеннолетний возраст моих детей, дерзнул приобщиться к четвертому браку. И ныне умиленно прошу Святительский Собор разрешить жениться и молиться о моём грехе». 

В 1575 г. Анну Колтовскую, четвёртую жену царя Иоанна, за измену заключили в Тихвинский монастырь, где она жила «в инокинях Дарья».

«Царица Марья Фёдорова дочь Фёдора Нагова, от неё был сын Царевич Дмитрий, после отца остался полутора года, дан ему был в удел и с матерью Углич. И как достиг 9-го году, заколот был, как агнец незлобивый, умышлением Борисовым, а Царица пострижена, став инокиней Марфой». Царевич Дмитрий был не законнорождённым.

Миф 5. «Разгром немецкой слободы»

В 1580 году царь Иоанн провёл еще одну акцию, положившую конец благополучию немецкой слободы. Это тоже используется для очередной пропагандистской атаки на Ивана Грозного.

Померанский историк лютеранский пастор Одерборн описывает это события в мрачных и кровавых тонах: царь Иван Грозный, оба его сына, опричники, все в чёрных одеждах, в полночь ворвались в мирно спящую слободу, убивали невинных жителей, насиловали женщин, отрезали языки, вырывали ногти, протыкали людей добела раскаленными копьями, жгли, топили и грабили.

Однако, историк Валишевский считает, что данные лютеранского пастора абсолютно недостоверны. Тут надо добавить, что Одерборн писал свой пасквиль в Германии, он не был очевидцем этих событий, но испытывал к царю Иоанну ярко выраженную неприязнь за то, что царь не захотел поддержать немецких протестантов в их борьбе с католическим Римом.

Совсем по-иному описывает это событие француз Жак Маржерет, много лет проживший в России: «Ливонцы, которые были взяты в плен и выведены в Москву, исповедующие лютеранскую веру, получив два храма внутри города Москвы, отправляли там публично службу; но в конце концов, из-за их гордости и тщеславия сказанные храмы… были разрушены и все их дома были разорены. И, хотя зимой они были изгнаны нагими, в чем мать родила, они не могли винить в этом никого кроме себя, ибо… они вели себя столь высокомерно, их манеры были столь надменны, а их одежды — столь роскошны, что их всех можно было принять за принцев и принцесс… Основной барыш им давало право продавать водку, мед и иные напитки, на чем они наживают не 10%, а сотню, что покажется невероятным, однако же это правда».

Подобные же данные приводит и немецкий купец из города Любека, не просто очевидец, но и участник событий. Он сообщает, что хотя было приказано только конфисковать имущество ливонцев в немецкой слободе, исполнители всё же применяли плеть, так что досталось и ему. Однако, как и Маржерет, купец не говорит ни об убийствах, ни об изнасилованиях, ни о пытках. Но в чем же вина ливонцев, лишившихся в одночасье своих имений и барышей?

Немец Генрих Штаден, не питающий особой любви к России, сообщает, что русским запрещено торговать водкой, и этот промысел считается у них большим позором, тогда как иностранцам царь позволяет держать во дворе своего дома кабак и торговать спиртным, так как «иноземные солдаты — поляки, немцы, литовцы… по природе своей любят пьянствовать».

Эту фразу можно дополнить словами иезуита и члена папского посольства Паоло Компани: «Закон запрещает продавать водку публично в харчевнях, так как это способствовало бы распространению пьянства».

Таким образом, становится ясно, что ливонские переселенцы, получив право изготовлять и продавать водку своим соотечественникам, злоупотребили своими привилегиями и «стали развращать в своих кабаках русских».

Как бы ни возмущались платные агитаторы Стефана Батория и их современные адепты, факт остается фактом: ливонцы нарушили московское законодательство и понесли полагающееся по закону наказание.

Михалон Литвин писал, что «в Московии нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имение конфискуется, прислуга и соседи, живущие на той же улице, наказываются, а сам хозяин навсегда сажается в тюрьму... Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами, которые, посылая нам деревянные чаши… седла, копья, украшения и различное оружие, грабят у нас золото».

Конечно, царь Иоанн встревожился, когда узнал, что в немецкой слободе спаивают его подданных. Никаких беззаконий не было, наказание соответствовало закону, основные положения которого приводятся у Михалона Литвина: дома преступников разорили; имущество конфисковали; прислуга и соседи были наказаны плетьми; и даже было оказано снисхождение — ливонцев не заключили пожизненно в тюрьму, как полагалось по закону, а только выселили за город и разрешили построить там дома и церковь.

Исторические заслуги царя Ивана Грозного.

Как видно из выше приведенных фактов, фигура Ивана Грозного была изрядно демонизирована западноевропейскими историками. За явно намеренно искаженным образом Ивана Грозного многие исследователи не замечают положительных сторон правления Ивана Васильевича. А ведь их тоже немало.

При царе Иване IV Русь окрепла и территория государства расширилась от Балтики до Сибири. При вступлении на престол Иоанн унаследовал территорию 2,8 млн. кв. км, а в результате его правления территория русского государства увеличилась почти вдвое — до 5,4 млн. кв. км — чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн. человек.

В 1585 году в России была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси — Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской».

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания Ивана IV на царство и принял титул Царя всея Руси, равнозначный императорскому титулу. Митрополит возложил на Великого князя Иоанна знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, и благословил царя, помазав мирром.

Вселенский Патриарх и другие иерархи Восточной Церкви видели в царе Иоанне IV единственного защитника Православной веры. В 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану IV, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Греческих Царей».

Уже с 1555 года титул царя всея Руси Ивана IV безоговорочно признала Англия, Испания, Дания и другие страны западной Европы.
Польский король Сигизмунд II представил Папе римскому записку, в которой предупреждал, что признание католическим папским престолом за Иваном IV титула «Царя всея Руси» приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам «русинами», и привлечёт на  сторону Руси молдаван и валахов.

Именно при Иоанне IV были проведены церковные Соборы 1547, 1549, 1551, 1553 и 1562 годов, заложившие основы церковного строительства Руси. В правление этого царя прошла канонизация 39 русских святых, тогда как до него (за шесть веков христианства на Руси!) канонизированы 22 святых.

По велению Ивана IV на Руси было возведено свыше 40 каменных церквей, украшенных золотыми куполами. Царь Иоанн основал 60 монастырей, подарив им купола и украшения, а также пожертвовав им денежные вклады.

Царь Иоанн IV, под именем Парфения Юродивого, написал Канон и молитву архангелу Михаилу, назвав его именно Грозным Ангелом. Канон подчеркивает священный страх, исходящий от архангела, здесь он описан, как «грозный и смертоносный». Царь Иоанн писал ещё и стихиры, о которых очень высоко отзываются знатоки нашей древней письменности.

При царе Иване IV окончательно были уничтожены остатки феодальной раздробленности, так как без государственного единства Русь не смогла бы противостоять агрессивной политике западноевропейских стран и не выстояла бы в смутное время истории.

За время — 35 лет правления на Руси Ивана Грозного:

введён суд присяжных;
бесплатное начальное образование в церковных школах;
– введён медицинский карантин на границах;
создано местное выборное самоуправление, вместо воевод;
на Руси впервые была создана регулярная армия — государево войско, и появилась первая в мире военная форма у стрельцов;
– были остановлены татарские набеги на южно-русские земли;
законодательно установлено равенство между всеми слоями населения Руси. Вы знаете, что в то время на Руси крепостничества не существовало вообще? Крестьянин обязан был сидеть на земле, пока не заплатит за её аренду, и ничего более. А дети крестьянина считались свободными от рождения!
на Руси был запрещён рабский труд, это установлено законом и записано в Судебнике Ивана Грозного;
государственная монополия на торговлю пушниной, введённая Иваном Грозным, отменена в 1994 г. Борисом Ельциным.
территория страны увеличена в 30 раз! В состав Руси вошли   Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. 
эмиграция населения из Европы на Русь православную превысила 30 000 семей. В средневековой Руси была свобода вероисповедания и иноверцев не преследовали. Тем переселенцам, кто селился вдоль Засечной черты (границы), выплачивались подъёмные 5 рублей на семью. Расходные книги сохранились.
рост благосостояния населения Руси и выплачиваемых налогов за 35 летнее время царствования Ивана IV составил несколько тысяч (!) процентов.
за всё время царствования Ивана IV не было ни одного казнённого без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от трёх, до четырёх тысяч.

Царь Иван ГРОЗНЫЙ, без сомнений, стал одним из самых оклеветанных героев нашей русской истории. По утверждению выдающегося русского писателя, этнографа собиратель фольклора В. И. Даля, «Грозный» означает «мужественный, величественный, держащий врагов в страхе, а народ в повиновении». 

В переводе же на английский язык смысл слова «грозный» полностью извращается. Ivan The Terrible — царь «ужасный», так переведено слово «грозный» на английский язык, так называют Иоанна оболваненные пропагандой иностранцы, считая его родоначальником «тоталитарного террора».

В XVI веке ещё не было термина «информационная война», но как по-другому назвать поток лжи, направленный против последнего русского царя из рода РЮРИКОВ?

Неудивительно, что «воспоминания» об Иване IV полны несуразностей и откровенного вранья. Эта ложь продолжает тиражироваться и в наши дни, когда информационная война против нас разгорелась с новой силой.

Исследователь В. Манягин пояснил, почему для Европы царь Иван Грозный стал врагом № 1: царь Иоанн «не мог согласиться с мировой системой, при которой Россия должна была отдать Северо-запад Польше и Швеции, Поволжье — Турции, ввести на остальной территории власть императора Священной Римской империи германского народа и подчинить Русскую Православную церковь папскому католическому престолу. Именно такую цель поставила перед собой Европа в XVI веке».

Иван Грозный и Елизавета Добрая

Расшифрована надпись на древней чаше
В Карелии нашли захоронение воина времён викингов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*