До перестройки в СССР американцы не могли разгадать секрет бронирования автомобиля ЗИЛ-4105, привлекавшего внимание западных специалистов по безопасности, а так же инженеров автостроителей. Поскольку машина в свободной продаже не была, да и вообще являлась секретной разработкой НИИ, полностью изучить конструкцию машины не представлялось возможным. А после развала СССР они первым делом купили старый ЗИЛ и разобрали его. Оказалось, что секрет очень прост. Дело в том, что традиционная технология бронирования предполагает усиление базовой конструкции элементами брони.
Известно, что на Западе бронируют машины, размещая под обшивкой листы кевлара, который обладает достаточной прочностью при стрельбе из мелкокалиберного оружия и вполне успешно противостоит взрывной волне. Однако защитить от более серьезного оружия кевлар не в состоянии.
Наши конструкторы пошли другим путём – они сварили бронекапсулу, а потом построили вокруг нее автомобиль! Такая конструкция абсолютно невозможна при серийном производстве, поэтому на Курганском заводе было изготовлено всего 25 бронекапсул, две из которых были предназначены для огневых испытаний (ЗИЛ-4105).
По оценкам специалистов стоимость бронированного автомобиля ЗИЛ-4105 составляет 600 000 долларов США, однако на свою безопасность власти денег никогда не жалели. Этот уникальный ЗИЛ обладает наивысшим классом безопасности. Конструкция шасси такова, что его не возможно перевернуть. А отечественная броня (сталь 68ХГСЛМН со спецдобавками) — одна из лучших в мире. Толщина брони от 4 до 10 мм. Автомобиль был оборудован двумя отопителями салона повышенной мощности и кондиционером.
Толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм. Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали. Снаряженный вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160 — 5225 кг.
Мощь бронированного автомобиля ЗИЛ-4105 действительно впечатляет. В ЗИЛ 41045 весьма достаточный объём и у системы охлаждения — 21,5 литра. Двигатель оснащён двумя системами зажигания — рабочей и аварийной. У автомобиля два аккумулятора, два бензонасоса, две электрические цепи. Мощность двигателя 315 л.с. (при 4500 об/мин). А пик крутящего момента 608 Нм приходится на 2500 об/мин. Результат просто блестящий! Лимузин массой 3600 кг способен развить скорость 190 км/ч, а «сотню» набирает за 13 секунд.
На полностью спущенных шинах автомобиль способен двигаться со скоростью до 160 км/ч. «Линкольн Таун Кар» может отдыхать — в соревновании с ЗИЛом он проиграет по всем статьям. Особенно ощущается чудовищная разгонная динамика. Несколько секунд задумчивости «автомата», и пассажиров уже приятно вдавливает в сиденье.
Самый поразительный маневр ЗИЛа — это разворот. На широкой дороге большая и тяжелая машина разворачивается с легкостью «малолитражки». Скорость при этом может оставаться достаточно высокой. На узких улицах и во дворах ЗИЛу значительно сложнее, все-таки радиус разворота 15 метров.
На дачу на ЗИЛ 41045 тоже не поедешь — у машины очень маленький клиренс. Автомобиль марки ЗИЛ выпускался в нескольких модификациях, отличавшихся внешним видом, схожим с «обычным», то есть небронированным лимузином ЗИЛ-4104, и ЗИЛ-41047.
Тормоза — спереди и сзади дисковые — способны остановить тепловоз. В топливный бак вмещается 120 литров «95» бензина, но на длительную поездку без заправок лучше не рассчитывать. Минимальный расход топлива — 22 литров на 100 км.
После смерти Сталина 1953 г. бронированные автомобили были забыты, новые модели ЗИЛ не разрабатывались, и не использовались в качестве автомобиля представительского класса руководством компартии и советского государства. Никита Сергеевич Хрущёв, подчёркивая свою демократичность в общении с народом, предпочитал ездить в открытых автомобилях с кузовом типа Фаэтон. Необходимость бронированного автомобиля для руководителей СССР была осознана только после неудачного покушения на жизнь Леонида Ильича Брежнева 22 января 1969 года, во время которого водитель ЗИЛ-111 И. Е. Жарков получил смертельные ранения.
Начало испытаний первых экспериментальных новых моделей бронированных автомобилей ЗИЛ планировалась к 19 декабря 1982 года, ко дню рождения Леонида Ильича, но испытания новой модели были отложена в связи с его смертью Брежнева. В 1983-1985 годах автомобили ЗИЛ прошли ряд успешных огневых испытаний на обстрел из самозарядной снайперской винтовки СВД (Индекс ГРАУ — 6В1), разработанной в 1957—1963 годах группой конструкторов под руководством Евгения Драгунова. Проводились также испытания брони автомобиля ЗИЛ с подрывом гранат под бензобаком и на крыше. Проведены сравнительные испытания брони с основным нашим конкурентом — автомобилем Cadillac Fleetwood Limousine, бронированным компанией O’Gara Hess & Eisenhardt.
Испытания показали, что поставленные перед российскими разработчиками задачи реализованы весьма качественно, защита ЗИЛ-4105 значительно превосходила защиту американских бронированных автомобилей. По целому комплексу инженерных характеристик ЗИЛ-4105 признан международными экспертами одним из лучших автомобилей в мире.
Сегодня можно купить такой лимузин примерна за 62 миллиона рублей.