Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Поединок в древнегерманской культуре

Поединок в древнегерманской культуре

В германской культуре в период северного железного века, периода Венделя и эпохи викингов (800-1050 гг. н.э.)  обычным решением споров был поединок двух воинов — «Holmgang». Хольмганг – характеризуется довольно строгим сводом правил и ритуалов, возникших в древнегерманской, а затем и в древнескандинавской культуре в IX веке и существовавших до заката «эпохи викингов», то есть до XI века. С христианизацией поединок холмганг был запрещён сначала в Исландии, а затем в Норвегии.

В эпоху викингов было два типа поединков:

1) Einvigi (буквально «единоборство») представлял собой беспорядочную драку, где недобросовестные приёмы и тактика была допустимы. Судьи в единоборстве не было, бойцы полагались на силу и личную «удачу», чтобы решить вопрос кто прав.

2) Hólmgang был поединком чести, в котором сражались между собой воины по особым правилам и обычаям, ограничивающим ход боя: в Hólmgang считалось позором кусать, пинать или царапать, как кошка, «укус лошади, удар кобылы» недопустимы, но «удары кулаками и оружием — дело человека ».

Как рассказал один из hólmgangu-maðr в саге Kormáks, «вы бросили мне вызов hólmgang, но вместо этого я предлагаю вам einvigi. Вы — молодой человек, и его мало что пробовали в жизни, и не знаете правил, которые нужно знать в hólmgang, но в (Einvigi) айнвиге правил нет вообще».

Хольмганг — «Holmgang» в древнескандинавском, современном исландском — holmgång, в шведском — holmgang, в датском bokmål, в норвежском nynorsk) — поединок в каменном круге скандинавов раннего средневековья, как языческий закон, общепризнанный способ урегулирования споров.

Холмганг в истории

В одном из фрагментов документа 13-го века из Вестергётланда, Швеция, устанавливает условия для холмганга:

«Если кто-то говорит оскорбления другому человеку («Вы не мужчина и не похожи на человека!» — «Я такой же, как вы!») то, Они встретятся там, где встречаются три дороги. Если оскорблённый не явится на холминг, то он будет таким, как его называли: он теряет право давать присягу, у него нет права давать показания и свидетельства в суде, независимо от статуса и пола.»

Если приходит оскорбленный, а не тот, кто оскорблял его, то он должен трижды крикнуть «Ниингр!» (”Niðingr!”). И сделать отметку на земле.

Теперь оба встречаются полностью вооруженными: если оскорбленный падает, компенсация составляет половину выкупа (weregild); если тот, кто говорил оскорбления падает, значит его оскорбления самые худшие, язык губит голову, он должен лежать на поле, ему нет компенсации.

С древнеисландского слово хольмганг — «hólmgang» состоит из двух слов: hólm — ХОЛМ, и gang — ганг, происходящего от санскритаgaṇ, – ган — участок земли; gaṇayati — ГОНЯТЬ (родственные слова в рус. яз.: ГОН — мера земли, землю измеряли проГОНами лошадей; гонка, гонять, гонишь…).

Кормакс сага (Kormakssaga) утверждает, что в строгих правилах поединка хольмганг было записано, что воины должны были сражаться на шкуре вола или в плаще со сторонами длиной три метра, это подтверждает значение gang — ганг, как определённого участка земли, за пределы которого сражающиеся не могли выходить. Отметины на земле для места поединка делали с помощью кольев, нарисовав три границы вокруг квадратной шкуры, каждая граница участка примерно в футе (англ. foot — ступня) от предыдущей. Углы самой внешней третьей границы «gaṇ» были отмечены с помощью орешников. Участники поединка должны были сражаться внутри этих границ. Вызов соперника на поединок, дословно «хольмганг», означал: «ГОНи на холм» (Гоним на холм!).

«Это закон Холмгангов: боевой ковёр должен быть длиной пять локтей с кольями по четырём углам. На этих кольях должен быть закреплён головной конец ШНУРА (снур), который назывался «тьёснур» (Tjösnur). Тот, кто устанавливал колья, должен подойти к кольям и низко поклониться, чтобы он увидел небо между ног, схватившись за мочку уха и пробормотав заклинание «Tjösnuropfer». Три квадрата должны были окружать бычью шкуру, каждый на один фут шире другого. Четыре угла внешнего квадрата отмечали орешником (Haseln — «фундук»). Когда это было сделано, поле битвы «gang» было отмерено, «нарезано». Каждый воин получил три щита. Если они будут срублены, то воин должен остаться на боевом ковре, и теперь защищаться с помощью одного оружия. Если кто-то был ранен, и кровь текла по ковру, он не мог продолжать сражаться. Если кто-то поставил одну ногу вне поля, обозначенного орешником, то это означает, что было сказано: «Он уступает», «Он бежит». Каждый из бойцов-противников должен держать щит. Тот, кто получил больше ран считался побеждённым, и должен был заплатить три меры серебра, чтобы остаться в живых».

Сага Кормака (Kormáks saga), гл. 10 (истечение)
«Воин, низко поклонившийся кольям и заглянувший между ног, чтобы увидеть небо, совершал магический ритуал, представляющий  взгляд в «Другой Мир». Таким образом, воин призывал богов в свидетели, и заставлял их следить за поединком.» Слово «Tjösna» для ТЁСАННОГО кола интерпретируется как фаллос.

Именно поэтому в текстах скальдов хольмганг иногда именуют — «Суд Богов».

Первые поединки-holmgang, вероятно, закончились смертью или выведением из строя одного бойца. Убийство противника не является убийством и, следовательно, не ведет к незаконности или выплате выкупа, залога (weregeld). Более поздние правила превратили холмган в более ритуальное действие.

На хольмганге помимо самих участников поединка обязательно присутствовали их друзья или родственники мужчины, которые, однако, не имели права вмешиваться в поединок ни при каких обстоятельствах, выполняя роль секундантов, следящих за соблюдение правил и ритуальной части.

В Кормакс-саге есть одно упоминание о жертве быка перед холмгангом, но есть много упоминаний о жертве, принесенной победителем после победы. Бойцам обычно было разрешено использовать три щита, на случай, если один щит сломается от ударов меча противника. Бой обычно заканчивается на первой крови, и победитель получал три меры серебра, если спор не был о конкретной собственности. Это правило представляет собой более позднюю исландскую версию холмгана, которая была призвана избежать ненужной гибели людей в поединке.

Викинги проводили поединки хольмганги на холме, на возвышенном месте небольшого островка, который назывался шхера (от швед. skär — резать (ШКУРА) , др.-сканд. sker (СКАЛА) — «скала в море», остров) — архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов). Название хольмганг может быть получено от поединка бойцов на маленьком острове или холме в саге об Эгиле СКАЛЛА-гримссоне (Egill Skallagrímsson).

Теоретически любой обиженный, независимо от социального статуса, мог бросить вызов другой стороне и вызвать его на поединок -холмганг. Поводом для поединка мог быть вопрос чести, права собственности или имущества, требование реституции или долга, юридическое несогласие или намерение помочь жене или родственнику или отомстить за друга.

Оскорбленная сторона вызывала противника на холмган, и если противник не являлся на поединок в течении трёх дней после вызова, то он считался нигингом (niðingr), и мог быть объявлен преступником.

Выйти за границы обозначенного участка («вырезанной шкуры») означало поражение, конфискацию, убежать с места боя означало трусость. Если не явившийся на поединок человек не желал или не мог защитить свои претензии, он объявлялся негодяем, не имеющим чести. Оскорбленная сторона не способная  сражаться, могла выставить вместо себя друга, сильного воина, добровольца.

Правила поединка хольмганг не везде были одинаковы. В саге о Гуннлаугре Ормстунгасе (Gunnlaugr Ormstungas saga), поражением считалась потеря оружия и даже небольшая рана без крови, перетекающей на землю, что в истории приводило к ничьей, потому что один сломал меч, другой — получил небольшую рану на щеке. Это должен был быть последний Холмганг в Исландии, потому что на следующий день на Альтинге (Althing) был введён запрет на Холмганг, а участникам поединка пришлось бежать в Норвегию. Там они продолжили поединок, пока оба не были смертельно ранены. В Норвегии сражались не только противники, но и их спутники. Сообщалось в нескольких сагах о хищных берсеркерах (нем. Berserkern), которые вторгались на фермы и в дома и требовали денег, женщин, имущества дома, а в случае отказа фермеры призывали их на Хольмганг. Остаётся сомневаться, что эти поединки всегда сопровождались строгими ритуалами.

Правила поединка-холмганг менялись со временем, менялись от места к месту, но перед каждым испытанием дуэлянты повторяли те правила, с которыми они согласны. Поединок, как и прежде, вёлся либо на заранее заданном участке земли, либо на традиционном месте, которое регулярно использовалось для этой цели. Участники холмганга повторяли правила, традиционные или согласованные, перед поединком. Признаком поражения мог быть сломанный, пробитый щит, или явное ранение.

Правилами определяли разрешенное оружие, обычно это  был щит-меч или щит-топор; кто имел право нанести первый удар, обсуждали и что засчитывается как поражение, и что получит победитель. В Норвегии победитель мог претендовать на всё, что принадлежало побеждённому.

Профессиональные войны, викинги (берсерки — berserkr — «медвежья шкура»— скандинавские и германские воины, посвятившие свою жизнь битвам и Одину, они же «ульфхедины», те, что «выли, потрясая железом» ), и просто дуэлянты путешествовали из города в город и затевали ссоры с теми, кто был заведомо слабее их.

На санскрите Риг-Веды: Бирука — bhiruka (bhiluka) от корня бир — bhr – медведь. (родственные слова в рус. яз.: БИРюк – медведь, волк; БЕРлога; литов.- barti (baru) — ворчать, бормотать, ирл.- baire — бранить, перс. -bir — гром. bhiruka — медведь и тигр, англос. bere, bera, сканд. -biorn, barsi, ирл. -bear и brach – медведь).

Proto-IE: *sek-, *sēik- резать (СЕКУ), отсюда древненемецкий*saxa, *saksa  «битва»,  от «sake» — сек\сечь = СЕЧА, Celtic: *to-in-sek-, *in-sek- > seche, siche;  Latin: secō.

Профессиональных дуэлянтов берсерков указывают добавление слова «Хольмганг» к личному имени, например, Хольмганг-Графн (Hólmgangu-Hrafn), Хольмганг-Лётр (Hólmgangu-Ljotr), Хольмгангу-Мани (Hólmgangu-Mani), Хольмганг-Скегги (Hólmgangu-Skeggi), Хольмганг-Старри (Hólmgangu-Starri), Хольмганг-Берси (Hólmgangu-Bersi). Викинги превратили холминг (holmgang) из поединка чести, в меркантильный способ узаконенного грабежа; они могли претендовать на права на землю, женщин или имущество, а затем доказывать свои претензии в поединке с законным владельцем. Отказаться от вызова на поединок означало получить статус нидинга, бесправного изгоя.

Многие саги описывают берсерков, которые злоупотребляли своей силой, участвуя в поединках (holmgang). Из-за превращения холминга в откровенный грабёж, в 1006 году в Исландии холмганги были объявлены вне закона, в результате дуэли между Гуннлаугром Ормстунга (Gunnlaugr Ormstunga) и Храфном Онундарсоном (Hrafn Önundarson) оказалась последней, и в Норвегии закон против хольминга принят в 1014 году.

Ближайший аналог хольмганга викингов – древнерусский поединок «поле», записанные в «Русской Правде» ордалии (лат. ordol — суд) —  «Божий суд»: испытание «водой» и «железом», выглядит так: «То дати им правду: с железом на поле»В «Русской Правде» (др.греч. δικαίωμα) Ярослава Мудрого — сборнике правовых норм Киевской Руси около 1016 года, не знавшего судебных поединков, существовавших только в дружинной среде, жившей тогда по своим воинским законам. Общей нормой этот обычай стал именно в «эпоху викингов», когда взаимопроникновение двух культур — славянской и скандинавской — стало полным.

Бронзовый идол из черниговского кургана Чёрная могила
Англичане на византийской службе в виде Варягов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*