Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Бронзовый идол из черниговского кургана Чёрная могила

Бронзовый идол из черниговского кургана Чёрная могила

В 1872 — 1873 гг. профессор Дмитрий Яковлевич Самоквасов исследовал один из самых величественных погребальных памятников языческого периода отечественной истории – курган Черная могила.   Грандиозную насыпь высотой около 10 метров можно и сейчас видеть на территории современного города Чернигова. В кургане было похоронено три человека – взрослый мужчина, юноша и женщина. Остатки погребального костра, над которым был насыпан курган, содержали разнообразную утварь, украшения и оружие – всё необходимое для загробной жизни. Часть предметов была снята с кострища и погребена в верхней части насыпи – два шлема, две кольчуги, два ножа. Здесь же были положены два  ритона – турьих рога, украшенных серебряными накладками. Набор этих предметов, по мнению исследователей, отражает высокий социальный статус погребенных.

Обнаружение столь богатого погребения не могло не привлечь внимание широкой общественности. Оружие и доспехи из Чёрной могилы легли в основу представлений об облике древнерусских князей и их дружины. Изображения шлемов и мечей переместились из научной литературы в живописные полотна и книжные иллюстрации.  Материалы из своих раскопок Д.Я. Самоквасов передал в Исторический музей и уже более века они не покидают экспозицию, являясь жемчужиной коллекции, посвященной эпохе образования Древнерусского государства.

Среди предметов, обнаруженных в верхней части насыпи, был ещё один – странная, небольшого размера, человеческая фигурка.

В 1872 г. Д. Я. Самоквасов раскопал в Чернигове один из самых знаменитых курганов языческой Руси — курган Чёрная Могила. Среди весьма разнообразного погребального инвентаря была найдена сильно окислившаяся фигурка, о которой Д.Я. Самоквасов, как автор раскопок писал:

«…бронзовая статуэтка, около двух дюймов высоты, изображающая человека — божка, сидящего на корточках со сложенными на груди руками… будда?».

Миниатюрная скульптура была покрыта столь мощным слоем окислов, что невозможно было рассмотреть никакие детали и понять, что же представлял собой идол из Чёрной могилы.

Начало «разоблачению» идола – снятию корки окислов – было положено лишь спустя век после раскопок. В 1982 г. фигурка была отреставрирована. Из оболочки окислов появился человечек с большими, круглыми, вытаращенными глазами и выступающим носом.

Именно такие черты отличают небольшие скульптуры, которые большинство ученых считают изображениями скандинавских языческих богов. На территории Северной Европы таких фигурок найдено всего пять, идол из Черной могилы стал шестым. Оказалось, что он перепоясан широким поясом и одной рукой сжимает длинную бороду. Эти две детали позволили предположить, что фигурка – изображение скандинавского бога-громовержца Тора, главного борца с великанами и чудовищами. В соответствии с мифологическими представлениями «бесценным сокровищем владеет Тор – Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы».

Рыжая борода Тора ассоциировалась с молнией – небесным огнем, сотрясение бороды порождало ветры и штормы. В одной из исландских саг рассказывается о человеке по имени Рауд, он владел колдовством и у него был храм, посвященный Тору. Узнав о нежелательном приближении конунга Олафа Трюггвасона, стремившегося к обращению населения в христианскую веру, Рауд обратился к изображению Тора с просьбой подуть в бороду и тем вызвать встречный ветер. Бог Тор помог – конунг не смог причалить к берегу, Рауд остался язычником.

Несмотря на то, что многие детали прояснились, очистка идола на этом не закончилось. Почти ещё 30 лет спустя, в 2011 г. идол вновь отправился в отдел реставрации Исторического музея. Трудоёмкая методика послойной механической расчистки поверхности полностью выявила первоначальный облик фигурки. После снятия последнего наслоения окислов проступила частично утраченная позолота – в древности идол сиял золотым блеском.

Стали читаться полностью скрытые ранее детали. Прежде всего, выявилась поза – божок сидит по-восточному, скрестив босые ноги. Такая поза необычна для североевропейских фигурок – в изображении человека, сидящего в позе «лотоса», несомненно, читается влияние «востока». Костюм идола тоже восточный – он одет в короткий кафтан и штаны, детали покроя и узор ткани обозначены чеканным орнаментом. Такие комплекты – кафтан, штаны или чулки – возникли в среде степных кочевников и, вместе с распространением всадничества, вошли в воинский обиход многих народов.

Неожиданной деталью костюма «восточного» облика оказался пояс, на котором, вместо традиционно подвешенного оружия, дважды, на обоих боках, завязаны замысловатые узлы. Происхождение данной детали следует искать совсем в иных пределах – на севере, узлы различных форм встречаются в орнаментике Скандинавии эпохи викингов.

Открывшийся после расчистки от окислов истинный облик идола из Чёрной могилы демонстрирует нам удивительную картину смешения северных и восточных элементов, которые могли быть объединены в едином объекте на «восточном торговом пути», то есть на территории Восточной Европы. Восточные детали отличающие фигурку от скандинавских идолов, даёт возможность предположить, что она была изготовлена скандинавским мастером на территории Древней Руси.

 

***

Бронзовая статуэтка в числе других находок из кургана поступила в собрание Российского Исторического музея и была выставлена в экспозиции.

Долгое время маленькая, покрытая зелёной окисью фигурка оставалась вне поля зрения специалистов. Казалось, её, как и многие другие предметы из этого комплекса, затмили роскошные серебряные оправы двух рогов-ритонов. Почти через 40 лет после публикации Д. Я. Самоквасова в 1949 г.

Б. А. Рыбаков в работе, посвященной древностям Чернигова, заметил, что, «к сожалению, до химической расчистки… очень трудно что-либо сказать об этой фигурке». Тем не менее и автору раскопок и более позднему автору интерпретации этого материала было безусловно ясно, что перед ними изображение идола. Но какого? В 1982 г., через 110 лет после извлечения из кургана, статуэтка была передана в Отдел реставрации Государственного Исторического музея сотруднику В. Н. Даркевич.

Реставрация выявила фигурку тёмно-красной бронзы высотой 45 мм, весом чуть более 39 г, изображающую сидящего мужчину, круглоголового и бородатого; руки его подняты к груди, локти отведены, правой рукой фигурка держит себя за бороду около рта, левой сжимает какой-то предмет (не сохранившийся), рука касается кончика бороды; рот щелевидный, круглые, слегка вытаращенные глаза. Мужчина одет в кафтан, между полами которого на коленях 2—3 слабые полоски-складки одежды, вокруг талии широкий пояс, серповидные концы которого свисают слева и справа, на правом запястье браслет.

Бронзовый идол из Черной могилы

Среди древностей Руси IX—XI вв. нет ничего, подобного этой статуэтке. Нет аналогий и среди восточных и западноевропейских материалов. Наиболее близкими оказались несколько статуэток из Скандинавии и Исландии, датируемых X—XI вв. Все они изображают сидящего мужчину, держащего себя за бороду. Между собой эти находки отличаются материалом и некоторыми деталями.

Изображения Фрейра и Тора

Бронзовая фигурка из Рэллинге (Швеция) изображает обнаженного бога плодородия Фрейра. Голову его венчает конический головной убор, на правой руке браслет, локтями Фрейр опирается на колени (рис.2, а)

Вторая костяная фигурка Фрейра происходит из Лунда (Швеция). И в этом случае обнаженный божок опирается локтями на колени — с черниговской статуэткой его сближает изображение круглой, видимо, непокрытой головы, щелевидный рот и слегка вытаращенных округлых глаз (рис. 2, б).

Почти такая же костяная статуэтка Тора из Исландии отличается лишь тем, что борода у него раздвоена и в руках божка по пряди, которые сливаются с очертаниями колен; голова непокрыта (рис. 2, в).

Вторая фигурка, изображающая Тора сидящим на стуле, также найдена в Исландии. Здесь Тор в коническом головном уборе, борода, как и у костяной фигурки, раздваивается, но имеет стилизованную форму молота, его Тор — бог громовник держит обеими руками (рис. 2, г). Как видно, изображения Фрейра и Тора довольно близки друг другу в отдельных деталях, что связано с переплетением в ряде случаев их функций.

Представляется, что костяные фигурки языческих богов из Исландии и Лунда наиболее близки языческому идолу из Чёрной Могилы. Конечно, полного совпадения нет. Но с кругом скандинавского мира черниговскую находку связывает целый ряд деталей костюма, позы, положение рук, формы головы, бороды и черт лица.

украшения из Каупанга

Для многих готландских поминальных камней периода викингов характерны изображения воинов в перепоясанных кафтанах и плотно облегающих округлых головных уборах. Весьма выразителен профиль этих воинов, полностью совпадающий с контуром черниговского идола: крутой лоб, составляющий одну линию с крупным заостренным носом, борода клином. Ряды таких фигур и отдельные силуэты — пешие, в ладьях или верхом — украшают камни из Лэрбро Хаммарс и Лэрбро Тэнгельгорда, Стэнчурка Лилльер, Альскуг и др.

Близки стилистически и скульптурные головки с вытаращенными круглыми глазами, бородками клином на деревянной повозке из Усеберга (IX в., Норвегия) и деревянная плоская фигурка перепоясанного воина из королевского кургана в Еллинге (конец X в., Дания).

Аналогичные изображения известны на ювелирных изделиях IX — X веков. Такова личина, украшающая щиток перстня из Еллинге, округлые головки, расставленные на верхней ажурной накладке одного из типов скандинавских фибул.

Такую деталь черниговской фигурки, как браслет на правом запястье, можно найти у бронзового идола из Реллинге, некоторых фигур на рунических камнях, на пластинке с сопоставленными фигурками Фрейра I и великанши (Норвегия), у бронзовых амулетов-фигурок скандинавских воинов.

Отсутствие славянских, балтских, финских или тюркских аналогий и целый ряд параллелей в скандинавском материале позволяет предположить скандинавское происхождение бронзового идола из Чёрной Могилы. Находка, подобные черниговской, редкость, поэтому определение этого изображения встречает известные трудности. Однако некоторые предположения сделать можно.

Следует обратить внимание на две детали, характеризующие черниговского божка, — это борода и ясно читающийся широкий пояс. Борода — атрибут бога громовника; и в то же время находим в «Младшей Эдде» такие слова: «...и другим бесценным сокровищем владеет Тор—Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы». Top — воитель, обладатель чудесными поясом и молотом, которым он разит врагов, освящает новобрачных и погребальный костёр.

Дюмезиль обнаружил поразительное сходство между Одином и Варуной. Так же как Один, Варуна является самодержцем-царём над миром, богами и людьми. Варуна наставляет богов, и они следуют его приказам и советам. Так же, как Один, Варуна является покровителем
царской власти.

Оба бога — Один, Варуна — маги в основе своей. Дар Одина чудесным образом менять вид, принимая различные обличья, соответствует способности к перевоплощению Варуны, называемой в индийской мифологии майя. Варуна владеет путами, петлями и узлами, которыми он мгновенно охватывает того, кого хочет наказать. Один на поле битвы тоже связывает врагов «военными путами». Варуна — верховный бог в своих тёмных, неистовых, ужасающих проявлениях. Эта черта характеризует также и Одина, одно из прозвищ которого Игг означает «Ужасный».

Присутствие изображения Тора представляется уместным среди погребального инвентаря знатного воина, связанного с варяжской средой. В этом случае особый интерес приобретает этническое и социальное определение погребения Чёрной Могилы.

Ремесленные изделия славян
Поединок в древнегерманской культуре

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*