Они остались за границей, но сохранили и традиции, и язык, и веру. Этнические группы русских за пределами России очень разнообразны, но общее в них то, что именно они являются хранителями частицы «русского мира» за рубежом.
Албазинцы
Группа русских, сформировавшихся при взаимодействии с китайским населением в Пекине. Албазинцы выглядят как китайцы, говорят на китайском, но сквозь века сохранили православную веру и русское самоназвание.
В XVII веке русские казаки и первопроходцы осваивали нынешний Дальний Восток, на территории которого претендовал и императорский Китай.
В 1685 году войска императора Кан Си организовали успешную осаду крепости Албазин. Гарнизон сдался. Несколько десятков человек, в том числе и священник, попали в Пекин.
По одним данным, их отвели насильно, по другим, люди добровольно приняли новое подданство. Албазинцам отвели отдельный район для проживания, казаки стали служить в одной из элитных частей, где уже была русская рота из других пленных. Дважды русские подвергались гонениям. В Пекине во время Боксёрского восстания 1898-1901 г. г. против иностранцев в Китае, многих китайских православных убивали, среди них были и албазинцы. Уничтожали православные храмы и в период китайской «культурной революции».
В наши дни албазинцы по прежнему живут жить в Пекине. Их численность несколько сот человек. Часть албазинцев вернулась на историческую Родину. Особенность этногруппы в том, что, утратив язык, люди сохранили религию и осознание русских корней.
Русские в Китае
Помимо албазинцев в КНР давно живут и другие русские, включённые в список 56 национальностей Китая, официально признаных правительством. На севере Китая существует русская национальная волость – Шивей. В 2005 году волость Шивей вошла в десятку самых привлекательных волостей Китая, конкурс популярности волостей проводился центральным телевидением КНР.
В Шивей живет более 4000 человек, из них около 1700 русских. В городе Ээргуна находится русский этнографический музей. В уезде Сюнькэ провинции Хэйлунцзян есть село Сяодинцзыцунь, где проживают более 900 человек, из них половина – китайские русские. По решению местных властей село Сяодинцзыцунь переименовано в Русское Пограничное. Эта группа русских перешла на китайский язык, внешне люди тоже больше похожи на азиатов, но сохранили культуру, бытовые особенности и обычаи, православие.
Китайские русские ежегодно празднуют Пасху и Рождество по православному обряду. Колоритные русские деревянные дома, сохраняющие архитектурные традиции русского деревянного зодчества, привлекают в волость русскую Шивей китайских туристов с других районов страны. Русские стали селиться в Китае в XVIII-XIX веках, переезжали крестьяне, казаки, купцы и священники. Большое количество русских приехало в Китай после Октябрьского переворота 1917 года.
Потомки русских на Аляске
Когда Аляска перешла во владение США, русские стали покидать регион. Но не все русские уехали, часть сотрудников Русско-Американской компании осталась жить на Аляске. Специально для «пенсионеров» строились поселения. Отставники заводили семьи, женились на представительницах местных народов. В поселке Нинильчик, на побережье залива Кука, где живут потомки русских, сохранился особый диалект русского языка.
Изучили его лингвисты Мира Бергельсон и Андрей Кибрик. В XX веке американские власти боролись с местными языками, стремясь ассимилировать коренное население Аляски. Под удар американской политики борьбы с национальными меньшинствами попал и русский язык. Русская школа была закрыта. В особом диалекте русского языка, сохранившегося на Аляске, есть много обычных русских слов, но есть интересные заимствования из английского и алеутского языка. Например, машина – кара (от английского car), ребенок – бейбочка (от английского baby). Этнические русские Аляски утратили кириллицу, в грамматике утрачен средний и частично женский род. Самосознание потомков русского населения Аляски, скорее, аляскинское или американское. Говорят на уникальном варианте русского языка не больше 25 человек, все – пожилые люди. Но русский язык и обычаи глубоко осели в местной культуре. В соседних с поселком Нинильчик населенных пунктах местные жители Аляски, даже не зная русского языка, на свадьбах кричат Gorko.
Казаки-некрасовцы
Группа казаков, покинувших земли Дона после поражения Булавинского восстания в начале XVIII века. Под предводительством Игната Некрасова до 8 тысяч человек-староверов сначала отправились на Кубань, на тот момент находящейся под контролем Крымского ханства.
Оттуда казаки-некрасовцы переехали в устье Дуная. Там, из-за споров за места рыбных промыслов начались столкновения с запорожцами, которые также переехали на Дунай после разгрома Запорожской сечи. В итоге община разделилась, часть русских Игнат-казаков-некрасовцев переселились в город Энос на побережье Эгейского моря в
Дунайская часть община слилась с другими русскими староверами. Эносские казаки влились в майносскую общину, откуда впоследствии часть казаков переехало на озеро Мада. Жили некрасовцы обособленно, по «заветам Игната». Занимались рыбной ловлей. Исповедовали старообрядчество, хотя гонение на веру и не было главной причиной того, что люди покинули родные земли. Взаимодействие с турецким и греческим населением было минимальным. А за брак с турком русские староверы могли и казнить. В османской армии некрасовцам доверяли охранять обозы и добычу, были казаки и в охране султана.
К началу ХХ века отношения казаков-некрасовцев с турецкими властями ухудшились. Власти Турции усилили налоговое бремя на христиан. Мужчин обязали служить в турецкой армии на регулярной основе, некрасовцы приняли участие в итало-турецкой войне, защищали пролив Дарданеллы в Первую мировую. Воевали казаки-некрасовцы, как отдельная воинская часть. Многие из казаков решили вернуться в Россию, на что и получили разрешение царского правительства. До 80 семей переехало в Грузию в 1911 году, оттуда они направились на Кубань, где их зачислили в Кубанское казачье войско и выделили им земли. Но большая часть некрасовцев не нарушало завета Игната «при царе в Россию не возвращаться».
В 20-е годы прошлого века уже в Советскую Россию возвращались многие семьи казаков-некрасовцев. В период становления турецкой республики Игнат-казаки укрывали греков-христиан от турецкой расправы, из-за чего даже был бой с турецкими войсками. В Турции времён правления Мустафы Камаля (1923-1938), русских казаков-некрасовцев хотели отуречить, обязали ходить в турецкие школы и открыть населенные пункты для турецкого населения. Некрасовцы служили в армии уже как обычные призывники.
В 60-е годы прошлого века прошёл второй этап репатриации русских казаков из турции, некрасовцы поселились в Ставропольском крае. Часть Игнат-казаков на историческую Родину так и не переехали, эмигрировав в США. В СССР казаки-некрасовцы сохранили старообрядческую религиозность, знание турецкого языка, но в целом адаптировались к новой условиям жизни, сохранив свою самобытность.
Липоване.
Из-за религиозных гонений и притеснений многие староверы покидали Россию. Значительная часть русских староверов поселилась близ устья Дуная, они называют себя Липоване. Сейчас липоване проживают в Румынии, Молдавии, Одесской области и частично в Болгарии. По разным данным, в Румынии сегодня проживает от 30 до 100 тысяч этнически русских староверов-липован, которые официально признаны румынскими властями. В парламенте есть представитель липован.
При правлении диктатора Чаушеску русских-липован хотели ассимилировать с румынами, им запрещалось преподавание на русском языке, но староверы-липоване сохранили и старую веру, и язык, и обычаи. Многие липоване до сих пор сохраняют старообрядческие традиции, и ходят с бородой. Внешне липоване ни чем не отличаются от русских, но не похожи на румын. Множество сёл липован расположены по украинскому и румынскому берегам Дуная. Главный промысел липован – рыбная ловля.
Известное липованское село Вилково – «дунайская Венеция». Существует несколько версий происхождения названия этногруппы. Возможно, от селения Липовцы, где скрывались старовер. В австрийской литературе утвердилась версия, что этноним происходит от последователей филипповского согласия 1737 г., которые появились в Молдавии и первоначально назывались «филиппованами», а позднее название сократилось. В Румынии в состав общины липован влились некрасовцы. В советское время часть липован переехали на историческую Родину.
Выговский историк Иван Филиппов так описывает жизнь филипповцев на Умбе:
«И собирашеся к нему самые нищий, бездомовные, волочащий. У кого будет есть хлеб свой, поставляше малые хизины нужные, он же помогаше им. Кто к нему придет, не отсылаше, всяких при-нимаше по своей спасительной ревности. Овые пожившее и отхождаху от него, понеже житие скудное, самое нужное, пустынное. Кому бы и купить что или попросити, но не у кого и негде, что около и близ жителей не имелося. Аще кто со сторон что запасет, то и яст. Много бы к нему было с ним жителей и он не отсылаше никого, точию жить незачим и заводитися не у чего, понеже пашни никакой близ его не имелося. Но сами, видя его скудость и нужду и место неугодное, не могоша житии, отхождаху в сузе-мок и кормящееся работою. Многие суземские со всех скитов к нему хождаху и грехи своя исповедающе, понеже о том скудость велия. Он же овых в свое согласие укрепляше, а овых и попущаше по их прошению и со всеми, и монастырскими, быти в согласии не отлучаше. На первой год сам по скитам зимой выезжал и ходил, и добывался, и соглашал к себе. А два года последний не ездяше и летом не хождаше никуды или для опасения, или ради славы своих посылаше по скитам. И хождаше тайно, и поучаше, и нужды исправляше и прошаше».
В царствование императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) положение староверов еще более ухудшилось по сравнению с предыдущими царствованиями. И без того огромные налоги были удвоены и беспощадно выколачивались из народа. Началось повальное бегство староверов за границу. Однако правительство и там не оставляло староверов в покое. Так, например, в 1735 г. по именному повелению Анны Иоанновны 5 армейских полков под командованием полковника Я. Г. Сытина окружили Ветковские слободы (в Польше) и насильно увели в Россию 14 тысяч человек, осуществив так называемую выгонку Ветки — одного из крупнейших духовных центров старообрядчества.
В 1739 году произошёл и окончательный разрыв между филипповцами и выговцами, которые приняли обряд «моление за царя», поминали царствующую императрицу Анну Иоанновну по имени. Правда, в тексте тропаря Кресту будущий выговский киновиарх Мануил Петров заменил эпитеты «благочестивый» и «православный» на «державный», но это все-таки была серьезная уступка царской влвсти. Тем самым нарушался один из важнейших заветов соловецких отцов: «Великого государя имени в службах не поминать и Бога не молить». Филипповцы с подобным компромиссом не согласились и назвали выговцев «самарянами», от имени главы следственной комиссии Квашнина-Самарина.
Ещё в XIX веке профессор И. Ф. Нильский, опираясь на страннические тексты, показал, что «странники не признают существующей власти не по демократически -демагогическим стремлениям своим к анархии, к безначалию, не потому, чтобы им была ненавистна власть вообще сама по себе, но потому, что цари, по мнению сектантов, нечестивы, антихристы».
Вот как эта история излагается в филипповских рукописях:
«Когда тропарь прислали в монастырь говорить за царя, и повелели за православнаго молить, отец наш благолепный муж (т. е. Филипп. — К. К.) Божиим промыслом, не благословя таковаго тропаря говорити, что не по древних отец преданию; неблагочестиваго благочестивым называти. Тогда между собою учинилася великая распря, во время утренняго пения; что преже того не бывало. Когда на крыласе стала старица говорить тропарь прямо за благочестиваго, тогда отец наш, благочестивый муж Филипп не даде говорить. Тогда старица большуха, имя ей Марина. Перво зачали говорить, стали в Богослова осенняго. Тогда отец Филипп, не дал говорить псаломщику, лестовкой стал бить. Тогда Прокопьевна большуха закричала, что калугер, не твоё дело, нам большаки велели говорить, токмо не говорили. И продолжилось даже до Воздвижения Честнаго Креста Господня. И тогда запели, спаси, Господи прямо за благочестиваго царя. Тогда старец благолепный и святый муж Филипп бросил кадило о пол, сам закрычал, что пала вера християнская.»