Вторник , 30 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Начало церковного раскола Патриарха Никона.

Начало церковного раскола Патриарха Никона.

Патриарх Никон. Деталь иконы «Поклонение Кресту». Москва, 1677-1678. Художник Иван Салтанов.

Патриарх Никон был одним из самых интересных и оказывавших несомненное влияние на царя людей. В 1646 году Никон, игумен маленького северного Кожеезерского монастыря, приехал в Москву поздравить царя Алексея Михайловича со вступлением на престол. Он произвел на юного царя такое сильное впечатление, что вскоре был назначен настоятелем столичного Новоспасского монастыря, а затем получил высокий сан митрополита Новгородского. После смерти патриарха Иосифа в 1652 году Никон по настоянию государя стал главной церкви. Он бы существенно старше царя, когда его избирали патриархом, ему было сорок семь лет.

Уже на следующий год Никон с согласия молодого царя начинает проводить церковные реформы. Сначала они не вызывали ни у кого сомнений. Патриарх стал заботиться о нравственности духовенства и паствы, запретил священникам пьянство, не разрешал им покупать вино, стал требовать от всех священников грамотности. Затем было решено сблизить традиции и обычаи русской церкви с греческими. Появились новые одежды духовенства — ряса с широкими рукавами, головной убор — камилавка, также священникам теперь предписывалось носить длинные волосы.

Чаша. Подарена царю Алексею Михайловичу патриархом Никоном. Москва, мастерские Кремля, середина XVII века.

Следующим шагом в церковной реформе патриарха Никона было приведение всех русских церковных обрядов и книг в соответствие с греческими образцами. Единообразие книг было важно, поскольку к середине XVII века уже появилась возможность печатать богослужебные тексты типографским способом, а не переписывать от руки. Рукописи, которые переписывались в течение многих столетий, содержали большое количество ошибок,а древних книг, переживших разорительное ордынское нашествие XIII века, почти не сохранилось. По приказанию патриарха Никона русские посланники отправились на православный Восток, чтобы приобрести там старинные рукописи и новые печатные книги. В результате при дворе московского патриарха сложилась библиотека, которая насчитывала тысячу томов.

Апостол. Печатная книга. Москва, Печатный двор, 1655 год.

Казалось бы, теперь можно было начать печатать богослужебные книги по правильным образцам. Но и здесь в силу исторических обстоятельств возникли многочисленные преграды. Во-первых, после падения Византии в 1453 году греческие богослужебные книги могли печататься только в типографиях Западной Европы, где был другой язык и другая вера, поэтому в тексты печатных изданий попадали ошибки. Во-вторых, со времени Крещения Руси в X веке значительные изменения произошли и в богословской мысли, и в обрядовой жизни греческой православной церкви. Выяснилось, например, что греки к XVII веку стали креститься не двумя перстами, а тремя.

Осознав различия между русскими и греческими традициями, патриарх Никон принял решение привести все русские обряды в соответствие с современными греческими образцами. По распоряжению патриарха Никона вводилось троеперстное крестное знамение. Однако противники реформ возразили, что те новшества, которые требовал принять патриарх, не соответствовали первоначальному учению, принятому на Руси в эпоху её крещения, а обычаи греков XVII века — вовсе не исконные для византийцев Х века потому, что уже более двухсот лет Греция находится под турецким игом.

Патриарх не принимал возражений и в конце концов предал анафеме — церковному проклятию — всех, кто продолжал следовать «старому обряду», в том числе креститься двумя перстами. Так начался церковный раскол — выступавшие против реформ Никона получили прозвище староверов, или старообрядцев. Они не соглашались ни на какие изменения в богослужении и церковных книгах и отказывались признавать право патриарха вносить в них изменения.

Царь Алексей Михайлович играл в шахматы с 7 лет

Царь Алексей Михайлович, глубоко верующий человек, известный своим благочестием, поддержал патриарха Никона авторитетом царской власти. Для царя речь шла не только о вере, но и о политике, ведь Алексей Михайлович был единственным независимым государем среди правителей православных стран.

Ведро. Вклад царя Алексея Михайловича в Успенский собор. Гамбург, 1599-1613 гг. Мастер Дитрих Утермарке.

Царь Алексей Михайлович считал, что русские и греческие обычаи должны быть едины, а подданные должны подчиняться решениям царя и церкви. Старообрядцев начала преследовать и церковная, и светская власть. Раскол, начало которому было положено в середине XVII столетия, так и не был преодолён.

«Коломенский» саккос патриарха Никона был подарен ему царем Алексеем Михайловичем и царицей во время пребывания в селе Коломенском в мае 1653 года. Москва, ткань — Турция, XVII век.

Шло время, молодой царь Алексей Михайлович взрослел и набирался опыта в делах государственного управления. Постепенно его отношения с патриархом Никоном осложнились. Никон был властным человеком с резким характером. Полный его титул звучал так:

«Патриарх Московский и всея Руси, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России и всея северныя страны и Помория и многих государств Патриарх».

Этот титул очень напоминал царский, и кроме великого господина патриарх именовал себя еще и государем. В своё время государем называли деда царя Алексея Михайловича, патриарха Филарета Никитича, отца царя Михаила, а Никон не был царским родственником.

Блюдо (лохань). Надпись на оборотной стороне блюда: «1654 года января в 3 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России пожаловал в дом Пречистые Богородицы и великому государю святейшему Никону патриарху Московскому и всея Великия и Малыя и Белыя России сей рукомой и лохань в великий четверток на умовение ног». Гданьск, 1625-1635 гг. Мастер Петер Рантценкрамер.

Патриарх Никон постоянно высказывал своё мнение об отношении церкви и царской власти. Однажды он заявил, что царь — это светлый месяц, а патриарх — это ясное солнышко. Это сравнение обидело царя Алексея Михайловича, так как на Руси издавна с солнцем сравнивали именно государя. И царь точно знал, в чём он патриарха превосходит: он родился царским сыном по воле Божьей, а Никон патриархом был избран. И он как царь не мог мириться с церковью как с отдельным государством в его царстве. Из царских приближенных также многие не любили излишне властолюбивого патриарха Никона и старались отстранить его от участия в государственных делах.

Вид Иверского монастыря на Валдайском острове. А. Макушев, А. Степанов. Россия, после 1824 года.

Открытый конфликт между царем и предстоятелем церкви патриархом начался летом 1658 года, когда в Москву торжественно въезжал грузинский царь Теймураз, бывший правитель Кахетии. Патриарха Никона на торжество не пригласили, сочтя, что этот визит — дело светское. К тому же во время проезда знатного гостя по городу один из царских приближенных оттолкнул и ударил патриаршего стряпчего. Однако царь в этой ссоре разбираться не пожелал. Патриарх Никон пытался настаивать, но царь решения своего не изменил. Через несколько дней патриарху было объявлено о царском гневе: «У нас един великий государь — царь».

Кафтаны патриарха Никона. Ф.Г. Солнцев. Россия, первая половина XIX века.

Обиженный Никон в тот же день решил после очередной церковной службы объявить о том, что он оставляет патриарший престол. Отставив в сторону свой посох, он заявил: «От сего времени не буду вам патриарх». После этого он снял с себя патриаршее облачение и переоделся в монашеское одеяние. Никон рассчитывал, что царь извинится и попросит его вернуться. Однако Алексей Михайлович делать этого не стал. Через два дня, 12 июля 1658 года, Никон оставил Москву и уехал в основанный им Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме.

Отходная пустынь патриарха Никона близ Воскресенского монастыря (к Очерку древнерусской архитектуры). А.А. Потапов. Россия, 1890-е годы.

Вскоре прибывшие царские послы попросили его благословить избрание нового патриарха. Никон дал своё согласие, однако место патриарха ещё долго оставалось незанятым. В 1660 году собор русского духовенства осудил Никона за самовольное оставление патриаршего престола. Но бывший патриарх не признал этого решения и потребовал суда равных по чину православных патриархов.

Тарель. Принадлежала царю Алексею Михайловичу. Мастера Леонтий Константинов и Иван Юрьев. Москва, 1667 год.

В 1666 году до Москвы добрались приглашенные царем Алексеем Михайловичем для суда над Никоном патриархи Антиохийский и Александрийский. Под их председательством в присутствии самого царя Церковный собор осудил Никона и лишил его патриаршего сана, однако всего его реформы оставил в силе. Раскол русской церкви продолжался.

Митрополит Московский и Коломенский Платон (Пётр Георгиевич Левшин; 1737 — 1812) ввёл в Русской православной церкви единоверие. Единоверцы – это старообрядцы, которые готовы были признать власть и иерархию официальной Церкви, то есть они соглашались на постановку им священников, но при этом продолжали служить по старопечатным книгам и креститься двумя перстами. Таких старообрядцев митрополит Платон предлагал называть не раскольниками, а единоверцами. В октябре 1800 года император Павел I подписал прошение московских старообрядцев, готовых признать власть и иерархию официальной Церкви, эту дату принято считать началом единоверия.

В XX веке русская православная церковь признала правоту и старого, и нового обряда, большая часть старообрядцев-единоверцев, строго придерживаются древних обычаев.

Фрагмент из книги М.Г. Ракитиной «Царь Алексей Михайлович».

День Крещения Руси
День памяти святых апостолов Петра и Павла

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*