Суббота , 2 Ноябрь 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / День памяти святых апостолов Петра и Павла

День памяти святых апостолов Петра и Павла

Праздник, установленный в память об апостолах Петре и Павле,  каждый год  отмечается 12 июля. Согласно церковному преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей»Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел, приняли мученическую смерть в один день – 29 июня (12 июля) в Риме при императоре Нероне. Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях — в Римском IV века, Карфагенском V века, в мартирологе блаженного Иеронима (IV век), в сакраментарии папы Григория Великого (VI века). Общего мнения об их смерти у историков нет. Автор сборника житий святых «Четьи минеи» Димитрий Ростовский считает, что они были казнены либо в один день, либо с разницей ровно в один год.

День памяти святых апостолов Петра и Павла отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь учеников Христа, проповедовавших христианство по всему миру.

Что мы знаем о Петре и Павле?

Пётр, до призвания к служению Господу, носил имя Симон, был рыбаком, как и его брат, Андрей Первозванный, который и привёл брата своего Симона к Иисусу Христу. При первом же взгляде на рыбака Симона Господь нарек его именем Пётр, что по-гречески значит «камень». Позже, Господь Иисус скажет Петру загадочные слова: «Дам тебе ключи от рая».

Пётр и Павел — два столпа веры, два диаметрально противоположных характера. Вдохновенный простец Пётр и неистовый оратор Павел– приходят к единому окончанию своего земного пути.

Пётр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Пётр с самого начала стал ближайшим учеником Христа и свидетелем всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Именно Пётр находился на горе Фавор и видел Преображение Господне. Пётр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. После Воскресения Иисуса Христа Пётр ревностно проповедует Его учение и возглавляет первую христианскую общину.

Исследователи считают, что св. апостол Пётр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме Пётр написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Пет.1:14-15). С началом гонений на христиан при императоре Нероне, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Пётр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме.

Святой апостол Пётр вернулся в Рим и был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол Пётр принял мученическую смерть и исполнились слова Спасителя:

«Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин.21:18-19).

Как и Спаситель, апостол Пётр был возведён на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребён священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Пётр здесь».

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Павел, не был учеником Христа во время Его земной жизни и яростно сопротивлялся правде Господней. Савл — имя апостола Павла до обращения в христианство, участвовал в преследованиях первых христиан.

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. После видения на пути в Дамаск (голос Христа) Савл пламенно уверовал в Христа и стал  проповедником христианства, и основал христианские Церкви в Сирии, Малой Азии, Македонии, Греции, Римской империи и написал 14 посланий, которые включены в Новый Завет. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Павлу время его кончины:

«я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:6-8).

Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы Пётр и Павел простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность Рима, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, Павел не мог быть распят, его обезглавили.

Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов Петра и Павла к 67 г. по Р.Х. Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.

Святые апостолы Пётр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум Единой Христианской Церкви – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов Петра и Павла для того, чтобы учить все народы:

«Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет).

История празднования Дня памяти Петра и Павла.

Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. Само же появление праздника связывается с днём перенесения мощей  апостолов Петра и Павла в Риме, которое состоялось 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 12 июля (29 июня) стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин:

«В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».

В 324 году при императоре Константине в обеих столицах Римской империи — в Риме и Константинополе, появились первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал отмечаться более широко. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника Дня памяти Петра и Павла не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан властями Рима, христианство, наконец, обрело статус официальной, разрешённой религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианство языческого населения огромной Римской империи. Служение апостолов Петра и Павла, как образец христианской проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов христианской церкви.

День  памяти Петра и Павла отмечается, как праздник рыбаков, поскольку сам апостол Пётр тоже рыбаком, и именно за этим занятием его впервые застал Христос.

Традиции

Дню Петра и Павла предшествует «апостольский» пост. 12 июля День памяти апостолов уже праздничный, не постный день.

Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них путь обращения в христианство через согрешение и раскаяние. В апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля ст. ст.) привез из Корсуни икону св. апостолов Петра и Павла

На Руси Петров день был календарной границей года, с 12 июля начиналась подготовка к осени. Крестьяне после Петрова дня не заготавливали травы, заканчивались купальские празднования «макушки лета», начиналась подготовка к сенокосу. Традиции и обряды славян на Петров день были связаны с обычаями поклонения солнцу, зажигали костры, встречали восход солнца, устраивали свадьбы.

Воскресенская церковь в Форосе

Молитвы.

Тропарь первоверховным апостолам Петру и Павлу, глас 4 , 0:37

Апостолов первопрестольницы
и вселенныя учителие,
Владыку всех молите
мир вселенней даровати
душам нашим велию милость.

Перевод: Первенствующие из Апостолов и вселенские учителя, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.

Кондак первоверховным апостолам Петру и Павлу, глас 2

Твердыя и боговещанныя проповедатели,
верх апостолов Твоих, Господи,
приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:
болезни бо о нех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,
Едине, сведый сердечная.

Перевод: Непоколебимых и Богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

Начало церковного раскола Патриарха Никона.
Происхождение Рязанского княжества

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*