Суббота , 21 Октябрь 2017
Домой / Античный Русский мир. / Кельты / Тис, слепота друидов

Тис, слепота друидов

kelt-ogam-orakul

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   МАГИЯ РАСТЕНИЙ И МАГИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. Тис, слепота друидов.

Возвращаясь к магии растений, следует отметить одну её разновидность совершенно иного рода, которой, как мы можем видеть, пользуется друид при розысках королевы, похищенной обитателем сидов, одним из тех божеств Другого Мира, которые нередко домогались принадлежащих людям благ: «Тогда Эохаид, лишившийся своей жены король, призвал друида Даллана, чтобы тот разыскал Этайн. В этот же день тот отправился на запад, к горе, ныне называющейся Слиаб Даллан («горой Даллана»), и там остался на ночь. Тем временем друид с болью переживал, что Этайн в течение года будет скрыта от него; он вырезал из тисса четыре прута и начертал на них знаки огама: источник мудрости и огамические знаки открыли ему, что Этайн спрятана в Сиде Брег Лейтх».[305 — Windisch, «Ir. Texte», I, 129, 18.] Огам (Ogham) – это алфавит и магический инструмент кельтов, тайный язык Ирландии, древний способ гадания.

Филид Кесарн также для своих заклинаний пользовался четырьмя тиссовыми прутьями, «cetheora flescae iphair».[306 — ZCP, 3, 460 и 20, 220.]

odin

Имя Даллан этимологически означает «маленький слепец». О слепоте друида идёт речь и в других местах эпических и мифологических текстов: один из значительных персонажей «Битвы при Мукраме», друид Дил был слепым (drui side is е dall — он друид и слепой),[307 — Silva Gadelica, I, 315.] подобно Мог Руитху, который «потерял один глаз, когда убил теленка среди великих снегов в Альпах, и ослеп на второй, когда на два дня задержал солнце в Дайрбре, с тем, чтобы из двух дней получился один. [308 — Les aventures de Mogh Ruith (Initaachta Moighi Ruith, ZCP., 14, 145 sqq.). По поводу слепоты следует вспомнить параллельный пример Одина, верховного божества германской мифологии, который отдал один глаз в обмен на дар ясновидения, см. G. Dumezil, «Les dieux des Germains», p. 41.]

fibula-v-vide-svastiki-daniya-5-v

Друид Мог Руитх в своей прорицательской деятельности пользовался колесом, от которого происходит его имя: «Мог Руитх, откуда взялось это имя? Об этом сказать нетрудно. Ротх, сын Риголла, вырастил его, и этот Ротх был знаменитым друидом. Оттого его звали служителем Ротха. Или, скорее, Мог Руитх означает жрец колес (magus rotaram — жрец колес), потому что с помощью колес он делал свои друидические предсказания…».[309 — «Coir Anmann», § 287, Windisoh, Ir. Texte, III, 409.]

О том, что эти пророческие колеса были сделаны из тисса, прямо не говорится, но, по меньшей мере, существует вероятность, что они были из дерева. В другом тексте содержится уточнение, указывающее, что колесо Moгa Руитха было «суковатым колесом» (roth ramhach): «Это он отправился обучаться друидизму у друида Симона. И вместе с ним сделал, за год до ссоры Симона с Павлом и Петром, суковатое колесо, которое должно появиться в Европе перед последним судом».[310 — M. S. Rawlinson, B502, 157, 36.

15-16-vv-treshhyotka-vmesto-kolokola-u-katolikov

Вероятно, правомерно будет сопоставить колесо Мог Руитха с одним любопытным приспособлением, в своем роде заменявшим трещотку, которое использовалось ранее в Британии в некоторых общинах, в тот период, когда согласно богослужебному календарю колоколам полагалось умолкнуть. Это была та-рабара (tarabara), зубчатое колесо, крюки или зубья которого, находившиеся с внешней стороны, задевали за округлый брусок, укрепленный на одной из опор рамы, в которой оно помещалось. Это колесо крепилось на горизонтальной, загнутой наружу оси, которая приводилась в движение посредством веревки. Оно напоминает также круглую колокольную балку, так называемое колесо судьбы, или Santig ar Rod [ср. колесо из Сен-Тупету], на котором колокола были бы заменены зубьями или крючьями. Когда это сооружение поворачивалось, зубья производили монотонный и довольно неприятный звук, по замечанию г-на Ноеля Сперанза, которого мы благодарим за его любезность. В том, что касается Мог Руитха и в целом «двойственного» характера друида, мы можем отослать читателя к нашей работе. Le dieu-druide et le druide divin. Recherches sur la fonction sacerdotale celtique», — «Ogam», XII, 1960, p. 349-382; о слепоте см. «Ogam», XIII, № 74/75.]

Впрочем, нет никакой изначальной связи между слепотой и прорицанием с помощью растений, которая, в случае Даллана, служит наиболее важной характеристикой этого персонажа. Однако, следует подчеркнуть, что дерево, используемое Далланом, имеет очень большое значение в религии кельтов, что обнаруживается в Галлии в этнонимах эбуронов и эбуровиков (Эврё).[311 — Ogam, XI, 39 и далее.] Племя кельтов Эбуронов (Eburones) называли галлами и германцами, жило оно по реке Маас, главный город Aduatuca.

dubovaya-roshhaВойна растений

Магия растений обретает ещё одну новую форму в одной из версий текста «Смерти Ку-хулина», когда чародеи, отправившиеся обучаться своему друидическому искусству (druidecht) в Британию и в Вавилон, решают предать смерти уладского героя: «Тогда поднялись три дочери Калатина, одноглазые и немые, с увечными телами, три бродячих нищенки Бодб, три отвратительных чёрных колдуньи, дьявольских и зловещих… На молниях быстрого ветра, с диким воплем, принеслись они в Эмайн и сели, три мерзких, ужасных призрака, на зелёном лугу близ города. Своими чарами они породили великую призрачную битву между двумя войсками, между чудесными движущимися деревьями, прекрасными густолиственными дубами, так, что Кухулин услыхал шум сраженья…».[312 — Ed. Van Hamel, 80-81, § 12 и «Ogam», XI, 200.]

Точно так же в «Битве при Маг Туиред» находим обещание устроить «битву растений» (§ 116-117), которой грозят всё те же «колдуньи»: «»А вы, о Бе Куйлле и Дианац, — спросил Луг двух колдуний, — как нам послужите в схватке?» — «Нетрудно ответить, — сказали они, — чары пошлём мы, и камни, деревья, и дёрн на земле станут войском с оружием, что обратит врага в бегство«».[313 — «Битва при Маг Туиред» / Пер. С. В. Шкунаева. — Прим. ред.]

dub

Эти два ирландских повествования сопоставимы с уэльсской «Битвой кустов», воспроизведенной Шекспиром в «Макбете» в эпизоде с шагающим лесом.

О дубе Плиния речи почти не идёт, в тексте «Битвы кустов» есть лишь незначительный намек на это: «Немедленно приходит дуб в движенье, дрожат перед ним и земля, и небо, перед лицом врага он страж отважный. В имени его поддержка…». [314 — «Ogam», XI, 187 sqq.]

oreshnik-oreshnik_uhodДуб, рябина и орешник

Что касается ирландцев, то они, как кажется, с большей охотой использовали для своих магических действий рябину или орешник. Именно так, к примеру, поступает друид Китруадх, зажигая друидический огонь ради верховного короля Кормака во время «Осады Друим Дамгайре»: «Кормак же завёл беседу с Китруадхом и спросил у того, нет ли у него средства помочь армиям. «Ничто не поможет тебе, кроме огня друидов». — «Как это сделать, — спрашивает Кормак, — и для чего это нужно?» — «Вот, — отвечает Китруадх. — Пусть воины пойдут в лес и принесут рябины, потому что именно из неё получается лучший наш огонь. И, возможно, с южной стороны ответят тем же. Когда костры загорятся, каждый станет следить за своим. И если пламя обратится к югу, — во что я не верю, — вам надлежит преследовать людей Мунстера. А если оно обратится к северу, то уходите вы сами, ибо будете разбиты, даже если станете стойко обороняться». [315 — Ed. Sjoestedt, Rev. celt, 43, p. 105-107.]

ryabina-ryabina

Тем не менее, мы не можем сделать никакого вывода из различия пород деревьев, дуба или рябины, наблюдаемого в Галлии и в Ирландии. Следует лишь заметить, что на континенте следует всегда опасаться путаницы у классических авторов, которые нередко приписывают германцам то, что на деле относится к кельтам, [316 — Cm. Maxime de.Tyr, «Dissert.», VIII, 8, который объявляет дуб «видимым образом верховного бога».] и Ирландия и Великобритания вполне могли отдать предпочтение иному, чем Галлия, роду деревьев, что в местных вариантах никак не нарушало единства принципа. Безусловным насилием над кельтской цивилизацией была бы попытка свести всю её к нескольким представлениям или повсеместно одинаковым правилам.

runy

Следует признать, однако, что на островах, как, в частности, в Галлии, за деревом признавалась чудесная сила. Именно в этом смысле следует понимать ирландское выражение «crann-chur», бретонское «prenn-denn» или «teurel prenn», «бросать дерево», которые уточняют в сопоставлении сочетания «prinni loudi» и «prinni lag» из «Календаря из Колиньи».[317 — Rev. celt., 16, 313-314 и 44, 1 sqq. Ср. тр. 170, 200.] Прорицание с помощью жетонов и чисел, о котором свидетельствует Ипполит, [318 — Philosophum, I, XXV.] должно быть, представляло собой один из способов такого рода использования дерева.

Далее… III. ВЛАСТЬ ДРУИДОВ НАД СТИХИЯМИ. Губительная вода

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   

bronze_8-v-n-e

Власть друидов над водой
Эликсир забвения

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*