Суббота , 24 Октябрь 2020
Домой / Мир средневековья / Рунические камни — зеркало социальных отношений

Рунические камни — зеркало социальных отношений

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986
Дания и даны
Автор: Клиндт-Йенсен Оле.
Рунические камни — зеркало социальных отношений

Важным источником нашего знания о социальных отношениях в Дании эпохи викингов являются поминальные камни с руническими надписями1. С одной стороны, они сообщают об общественном положении умерших; с другой — позволяют представить в какой-то мере их деятельность; в некоторых случаях упоминаются их связи с областями к югу от Балтийского моря. Поэтому лица, о которых сообщают рунические надписи на поминальных камнях, представляют для исследователя чрезвычайный интерес.

О королях и королевах Дании рассказывают прежде всего оба еллингских камня: малый камень был воздвигнут конунгом Гормом Старым в честь жены Тюры, ок. 955 г. На лицевой стороне камня есть три вертикальных ряда рун, а на оборотной стороне только один ряд.

Задняя полулиня рунической надписи заканчивается двумя змеиными головками, которые выполнены в стиле Маммен, одном из стилей эпохи поздних викингов.Руническая надпись на поминальном камне гласит:

Side A:
: kurmʀ : kunukʀ :
: k[ar]þi : kubl : þusi :
: a[ft] : þurui : kunu
Side B:
: sina : tanmarkaʀ : but :

«kurmr kunukr karthi kubl thusi aft thurui kunu sina tanmarkar bōt» (в вин. пад. tanmaurkДании,  bōt — бысть)

дат. Gōrmʀ kunungʀ gærði kumbl þǿsi æft Þōrvē, kunu sīna, Danmarkaʀ bōt.

«Горм король сделал памятный камень в честь Тюры, своей жены, Дании повелитель/повелительница».

Король Горм Старый умер в 958 году в возрасте ок. 50 лет. Следовательно, малый камень посвящённый его жене Тюре (thurui) должно быть установлен раньше этого времени. Если отец Горма Старого Хардекнуд (дат.Hardeknud) завоевал только несколько частей Ютландии, а сын Горма Харальд (Harald) — остальную Данию, то ни Хардекнуд, ни Горм Старый не были «королями» в нашем понимании этого слова. В «Хрониках Адама» из Бремена (Adam von Bremen, ум. 1081 г.) Хардекнуд и Горм Старый появляются как короли.

Большой же поминальный камень был воздвигнут между 960 и 985 годами их сыном конунгом Харальдом Синезубым (дат. Blåtand ) в честь своих родителей короля Горма Старого и Тюры (илл. 54).  Надпись на камне говорит о заслугах Харальда в объединении Дании и принятии христианства. Рисунки на камень расположены с трёх разных сторон.

На одной стороне выгравированы руны в горизонтальной линии, на другой — изображение грифона, опутанного змеями, а на третьей стороне камня — распятый образ Христа.

Камень знаменует собой один из важных этапов долгосрочного процесса принятия христианской религии в северных странах. Изображенный на камне Христос совсем не похож на страдающую фигуру, известную несколько сотен лет спустя. Христос изображён на камне торжествующим королём на Древе Жизни — кресте.

илл. 54. Рунический камень Харальда (Еллинг, вторая половина X в.)

Надпись, по-видимому, сделана около 985 г., так как лишь в 983 г. Харальд добился власти над южными пограничными областями Дании. Он умер между 985 и 987 гг.

Side A:
haraltr : kunukʀ : baþ : kaurua       = Haraldr kunungR bað gørva
kubl : þausi : aft : kurm faþur sin   = kumbl þǿsi æft Gōrm, faður sinn,
auk aft : þąurui : muþur : sina : sa = ok æft Þōrvē, mōður sīna, sā
haraltr (:) ias : s[ą]ʀ : uan : tanmaurk = Haraldr es sēR vann Danmǫrk
Side B:
ala : auk : nuruiak  = alla ok Norveg
Side C:
: auk : t[a]ni [karþi :] kristną  = ok dani gærði krīstna

Несомненно, конунг Харальд стремился рассказать и о себе, поэтому надпись завершается словами:

«Харальд, ЦАРЬ ( s[ą]ʀ = sēR ) Дании и всей Норвегии, датчан сделал христианами». 

ХАРОЛЬД I Синезубый (Харальд Гормс-сон; Harald Blåtand) — 958 — 986 г.г. н.э.

Харальд Блатанд (дат. Blåtand) на древнескандинавском языке: Haraldr Blátǫnn, на датском языке Harald Blåtand, также называемый Харальд Гормссон — Harald Gormsson (Харольд Горма-сын), на англ. Гарольд Bluetooth, был королём Дании примерно с 958 года до своей смерти в 986 году и королем Норвегии с 970 года.

Скандинавы называли его Харальд Blåtand, его прозвище Blatånd состоит из двух нормандских корней: Bla = чёрный, за его тёмную кожу и тёмные волосы, и «танд» — tånd = великий человек. По распространённой в Англии версии, Харольд получил прозвище из-за тёмного цвета зубов, но слово blå — означало гораздо более тёмный цвет, чем синий. У Харальда Blatånd никогда не было синих зубов.

Распространение христианства в Дании, вероятно, относится к 960 годам. Харальд проводил активную внешнюю политику. На юге он вёл войны со своими немецкими соседями укреплял против них границу. Похоже, что он заключил также союз со славянскими князьями, чтобы создать противовес давлению немецкого феодального государства.

Очевидно, Харальд был женат на славянской принцессе. Великолепный рунический камень, не уступающий большому еллингскому, был поставлен на старинном сухопутном пути в Сёндер Виссинг, неподалеку от Еллинга. Надгробный камень воздвигнут «Тови, дочерью Мистивоя, женой Харальда Доброго, сына Горма», в честь её матери, по-видимому похороненной здесь. Мистивой был князем ободритов: именно он руководил нападением ободритов на Гамбург в 983 г. Мы не знаем, был ли конунг Свен Вилобородый сыном Харальда и Тови. Однако и Свен был женат на славянской принцессе, вдове Эрика Победоносного, шведского конунга.

 Другие рунические камни воздвигнуты в честь языческих жрецов, знатных людей или свободнорожденных воинов. Среди них называются дружинники (hemthaegi), сотоварищи по походу (félagi), реже — викинги (vikingr). *В двух последних, впрочем, исследователи иногда видит королевских наместников -лендрманов и чиновников, ведавших сбором податей с определенной округи.

Знатные хёвдинги могли одновременно быть и жрецами, как это видно из надписи на поминальном камне из Главендрупа на острове Фюн. Этот камень входит в состав большой ладьевидной каменной ограды над могилой. Установлен он был вдовой умершего Рагнхильд, которая, по-видимому, оставила ещё один памятник своему первому супругу Гуннульву, в Трюггевельде на острове Зеланд. Таким образом, и женщины имели право сооружать поминальные камни. Рагнхильд дополнила традиционный текст надписи трогательными и характерными словами:

«В память о Гуннульве. Немногие среди рождённых лучше, чем он».

———————————————   ***

1 Jacobsen L., Moltke E. Danmarks Runeindskrifter, b. 1–2. København, 1942; Christensen A. E. Vikingetidens Danmark. København, 1969, s. 214.

Ранние города и укрепления Дании.
Общие и особенные черты в балтийской культуре. Этапы её развития

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*