Среда , 23 Август 2017
Домой / Античный Русский мир. / Кельты / «Омфал» и «Неметон»

«Омфал» и «Неметон»

book-of-kellsКельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   Глава IV. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ДРУИДИЗМА. «Омфал» и «Неметон»

Отдельные фрагменты приёмов священнодействия, которые нам удалось подметить и разглядеть среди легендарных преувеличений, безусловно, опирались на систематическое и гармоничное мировоззрение, на связное учение. В этом учении нам удается выделить несколько главных черт, и прежде всего — определенное представление о пространстве и времени в их связи с обществом: понятие центра, крупные ориентиры праздников, структура календаря служат нам в этом наиболее важными вехами.

kamen-men-en-tol-kornuell-tainstvennyj1.«ОМФАЛ» И «НЕМЕТОН»

Понятие равновесия выражается географически стягиванием сакральных черт свойств к срединному пространству: это не случайно, что битуриги, «цари мира», жили в центре Галлии, а ирландское королевство Миде (Meath), «середина», образованное за счёт изъятия части территории четырех первоначальных провинций, стало местом расположения столицы верховного короля Тары. Одно из важнейших поселений, основанных галлами в Цизалытайской Галлии, Милан, носит название Медиолана, «святилища центра». [401 — См. «Ogam», XII, 403-404, 531-532 Й XIII, 142.]

Понятие святилища, или неметон, в сущности, очень близко к понятию «омфала».[402 — Этимологию слова неметон см. в исследовании: Ch. J. Guyonvarc’h, «Notes d’etymologies gauloises», — «Ogam», XII, 185-197.] Оба эти понятия предстают либо связанными друг с другом, либо отождествляемыми, как, например, в топониме Мезунемус (Mezunemusus) (Медионеметон); [403 — Rev. celt, 34, 423.] в галатском наименовании друнеметон — священный лес, служивший местом собрания «совета» всего народа; [404 — Strabo, XII, 5; 1.] а также в передаче на латыни, в «sanctissimum templum» — «священнейшем святилище» у бойев Италии, [405 — Liv., XXIII, 24, 11.] равно как в «locus concecratus» —  «освященном месте» карнутов, территория которых считалась, также «центром Галлии».[406 — Caes, В. С, VI, 13.] В мифологическом плане наиболее знаменитым кельтским «омфалом» являлся остров Аваллон, откуда однажды должен был возвратиться король Артур, чтобы избавить своих подданных от иноземного гнета.[407 — Et celt, IV, 255 op. cit.] Различия в формах традиции легко объясняются приспособлением её к местным условиям и менталитету.

С другой стороны, неметон тесно связан с деревом [408 — Cm. Ogam, XI, 1.]. Этим, безусловно, объясняется то, что священные деревья часто ассоциируются со знаменательными событиями: «Та ночь, в которую родился Конн, была благословенной для Ирландии, — именно тогда родились дерево Торту, тис  Росс».[409 — Bataille de Mag Lena (Cath Maighe Lens), изд. Jackson, p. 51.]

avalon-xudozhnik-john-howe

Эти дерево Торту и тис Росс входят в число пяти главных деревьев Ирландии; ещё одно из них, — тис Мугна — мог укрыть под своей сенью тысячу человек и три раза в год дарил жителям равнины Мугна три священных, плода: жёлудь, орех и яблоко. [410 — Metrical dindshenchas, III, 144-146.]

Помимо того, «лес» и «святилище» являются совершенно эквивалентными понятиями, и друиды, по словам Лукана, отправляли богослужение именно в лесу: «Вы живете в высоких святилищах посреди удаленных священных лесов» (nemora alta remotis incolitis lucis).[411 — Lucan, Pharsal, I, 452-454.] Кельты теснейшим бразом связали себя с лесом, — будь то выбор этнонимов: эбуроны, «люди тисса», видукассы, «сражающиеся деревом» и т. п., или размещение крупнейших святилищ — лес Марселя, уничтоженный Цезарем и оклеветанный Луканом; [412 — Lucan, Pharsal, III, 399 sqq.] святилище в Англези, уничтоженное римлянами, либо, наконец, включение символов леса в мифы.[413 — P. Le Roux, loc. cit, 1-10 и 185-205.] Лес мог быть даже «городом»: дом Амбиорикса, как указывает Цезарь, «стоял в лесу, так как вообще галлы для защиты от жары строят свои жилища большей частью вблизи лесов и рек».[414 — Caes, B. G, VI, 30. — Пер. M. M. Покровского.]

Действительно ли дело было лишь в том, чтобы найти укрытие от зноя? То, что видел Цезарь, представляло собой княжескую резиденцию в ирландском стиле, «город», именно так, хотя и весьма приблизительно, можно передать значение ирландского «dun» (галльское «dunum»), в котором преобладали земляные и деревянные постройки. Важно, однако, то, что религиозное понятие «центра» примыкает к понятию «столицы», в которой проживает вождь и его советники — религиозные, светские и военные.

Далее… Празднества кельтов

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.

bronze_8-v-n-e

Празднества кельтов друидов
Предсказание и сатира друида

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*