Среда , 27 Январь 2021
Домой / Античное Средиземноморье / Люди населяют землю. Благодетельные силы

Люди населяют землю. Благодетельные силы

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Люди населяют землю. Благодетельные силы.

В этом несчастном мире, готовом погибнуть в змеиных объятиях, среди ночи, где бродят спутники демона войны — Страх и Бледность, все-таки ждут своего часа и таятся благодетельные силы. Лесной Пан не только наводит ужас, но и охраняет стада, играя на свирели. Загадочная в своём уединении Мать зверей, их кормилица, обитает в горных пещерах. Но кто знает, не сама ли это гора Дикта (или Ида) на острове Крит, изобильная пастбищами и холодными родниками.

Морской старец Нерей, хотя он родной брат чудовищных Тавманта и Форкия, обладает доброй душой и подаёт благие советы. Водные просторы населяют не только стихийные, но и благодетельные нереиды, среди которых выделяется Немертея с правдивой душой. Все её сестры большие искусницы и мастерицы.

Океан по своему мирному нраву совсем не похож на братьев-титанов. Среди мрака ночи для земнородных людей, а не только для бессмертных льёт сладостный свет титанида Тейя.

Геракл и кентавр Хирон — 520-510 гг. до н.э

В лесных чащобах Фессалии среди буйного племени кентавров — Хирон и Фол — воплощение мудрости и благожелательности. Оба — миксантропичные полулюди-полукони, оба — дети древесных нимф. Первый — сын Филиры (Липы), второй — Мелии (Ясеневой) (Аполлод. I 2, 4; II 5, 4). Один — от титана Кроноса, другой — от мудрого Силена, внук Пана.

Куреты охраняют нимфу Амалфею и младенца-Зевса

Дети Земли — куреты помогают приручать животных, разводить пчёл и строить жилища (Диодор V 65), а живущие в недрах гор демонические дактили (Страбон X 3, 20) обучают ремеслу и работе с железом. Но если есть помощники и наставники среди обитателей хтонического мира, целиком зависящего от порождающих сил Земли, должно найтись место и для человека.


Да, человеческое естество там и сям проскальзывает среди звериной сущности архаики, скорее всего, женское начало и чаще всего в змеином обличье или в виде кровожадного хищника.

Потниа Терон (‘Владычица зверей’) с головой-горгонейоном, характерным для Медузы Горгоны

Первые люди как бы вырастают из самой природы, они не то фитоморфны, не то зооморфны, наподобие растений и животных, сопряженных с человеческими членами. И происходят они иной раз прямо из земли. Известен миф (Аполлодор. III 4, 1) о том, как из попавших в землю зубов погибшего дракона, того самого, что оберегал в Беотии источник, появились на свет в полном вооружении люди, немедленно истребившие друг друга, так что осталось их всего пять. Их так и прозвали — спарты, то есть «посеянные». Эти пятеро хтонических, рожденных землей братьев носили характерные имена: Эхион (Змеиный), Удей (Почвенный), Хтоний (Земляной), Пелор (Исполин), Гиперенор (Гордый силой). Они и дали начало лучшим фиванским семьям.
Потниа Терон (‘Владычица зверей’) с головой-горгонейоном, характерным для Медузы Горгоны. Блюдо с острова Родос. Конец VII — начало VI в. до н. э. Лондон. Британский музей

Таким образом, родоначальники тех, кто правил Фивами, мыслились автохтонами, то есть рожденными самой местной землей.
Представления о первых властителях Афин тоже связаны с мифом об их автохтонном происхождении. Эрихтоний («в высшей степени земляной»), один из первых аттических царей, был рожден Землей (Аполлодор. III 14, 6) и обладал полузмеиным-получеловеческим телом.

Горгона с Пегасом. Фрагмент акротерия храма Афины в Сиракузах. 1-я половина VI в. до н. э. Сиракузы. Археологический музей

Другие, более ранние аттические властители, Кекропс и Кранай, тоже были автохтонами и полузмеями (Аполлодор. III 14, 1. 5).
У знаменитого трагика Эсхила в поэме «Прометей прикованный» (стр.447-453) рассказывается история жалкого существования первых людей, живших в тёмных пещерах наподобие муравьев, не знавших огня, имевших глаза и уши, но слышавших не слыша и видевших не видя, то есть бессмысленно влачивших подобие жизни. Может быть, это были одни из первых человекоподобных существ, вылепленных из земли и воды сыном титана Иапета Прометеем, а может быть, они сами выросли из земли, как вырастали деревья.


Судя по древнейшим мифам, первые люди были столь же дикими, как сама природа, и наделены звериной силой. Некоторым воспоминанием о них являются мифы о кентаврах, обитателях гор и лесов, отличавшихся буйным нравом и невоздержанностью. Они вечно воюют со своими соседями — лапифами, похищая для себя жен из этого племени (Овидий Мет. XII 210-535).
Однако исключением среди них являются Хирон и Фол, которым суждено в дальнейшем перейти в мир более поздней классической мифологии.
Титан Океан. Мозаика из Сабраты. II в. н. э. Сабрата. Музей

Племя лапифов не лучше кентавров (Диодор IV 69 — 70). Живут они по соседству с последними среди гор, лесов и диких утесов Оссы и Пелиона. Даже название этого племени лапифы означает люди «каменные», «горные». Имена лапифов тоже связаны с растительным и животным миром, что неудивительно, так как первый лапиф и первый кентавр были родными братьями.

Среди лапифов известны Элат (Ель) и Коронида (Ворона), Леонтей (Львиный), Форбант (Пасущий скот), Гипподамия (Укротительница коней), Исхий (Мощный). Многие имена связаны со стихией огня: Флегий, Пирифой, Перифат, Авгий, Стильба указывают на пламя и сияющий яркий свет.
Есть среди лапифов и великан оборотень Кеней, принимавший то мужской, а то и женский вид (Аполлодор. Род. I 57 — 64).

Буйные кентавры и дерзкие лапифы, грубые, неотесанные, выросшие среди горных лесов и скал, дикие, как сама фессалийская природа, обречены на изгнание из родных мест, то есть на исчезновение именно благодаря своей архаичности. Поэтому в дальнейшем будут созданы мифы о том, как Геракл истребил кентавров, но кентавр Хирон и Фол — единственные, кто обладал среди них бессмертием. Возникнут предания о том, как племя дорийцев, наступая на Фессалию, вытеснит оттуда навсегда «каменных людей» — лапифов.

Прометей создает людей. Интальо, перстень. I в. до н. э. Вена. Художественно-исторический музей

Будут также созданы мифы и о том, как Зевс пытался уничтожить первых людей, примитивная людская субстанция которых состояла из земного праха и воды. (Аполлод. I 7, 1).

И то, что люди в конце концов выжили, не их заслуга, а заслуга Прометея, пожалевшего бедное человечество и одарившего его искрой творческого огня  и действенного первоначала, преобразившего и внутренний и внешний строй жизни древнего человека.

Далее…Власть женщины и её последствия для мифологии богов и героев

Власть женщины в мифологии богов и героев
Земля и её потомство.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*