Среда , 13 Декабрь 2017
Домой / Античное Средиземноморье / Этрусские курганы

Этрусские курганы

zhen-sarkofag-etrus-150-g-do-n-e-kyuzi-chiusi-toskana

Этруски (лат. Etrusci, греч. tusci, tyrrhenoi, самоназвание — расены — rsenoi) — древний народ, населявший в первом тысячелетии до н.э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана).
В VII веке до н.э. возник союз 12 этрусских городов-государств. Затем этруски продвинулись на север, в долину реки По, на юг — до плодородной долины Капуи: под властью этрусков оказалась почти вся Италия. Даже римляне попали под власть этрусских царей Тарквиниев, династия которых правила Римом с 616 по 509 гг. до н.э. Культура этрусков, их технические достижения — оказали огромное влияние на римлян. Этруски владели высокоразвитой техникой обработки бронзы и железа, занимались торговлей и мореплаванием. Однако войны с греками и с галлами, ослабившие этруссков, отсутствие единства среди этрусских городов-государств — привели к тому, что после 282 году до н. э. вся Этрурия оказалась под властью Рима.

kurgan-vulchi-kurgany

Открытие археологами этрусских курганов, относящихся к IX -I векам до нашей эры, свидетельствуют о существовании самой ранней этрусской городской цивилизации в северной части Средиземноморья.

kurgan-etrus

Этрусские гробницы можно разделить на два основных типа. Самый древний тип этрусских гробниц— тумулус (лат. tumulus — «холм, бугор»), купольная гробница, некрополь конический земляной холм в виде кургана, окруженный у основания каменной стеной. Земляной курган скрывал внутри одну или несколько погребальных камер, сложенных из камня и перекрытых ложным куполом или каменным сводом.maket-ris-cherveteri-16-vekov-nazad

К концу VI века до н.э. курганный тип гробниц был вытеснен гробницами, высеченными в скалах. Они так же, как и погребальные камеры тумулусов, перекрывались ложными куполами или сводами. После VI веке до н. э. эти перекрытия постепенно исчезают.kurgany-etruscan-tombs

Самые древние этрусские гробницы в некрополе Тарквинии, известные, как Монтероззи (Monterozzi), вырезанные в скале, и служат местом захоронения в урнах с прахом, собранном после кремации этрусков, или в оссуариях (от лат. os, род. п. ossis — кость). Оссуарий — ящик, урна, колодец, место или здание для хранения  останков скелета — костей умершего. Синоним этого слова в русском языке — кОСтница. Оссуарии выполнены из керамики, в виде египетских канопов, или из металла, в виде домов, хижин (этрус.: капанна — Capanna — хижина, копанка).

kurgany-grobnicy

Этрусские скальные гробницы располагались вне крепостных стен этрусских городов. Некрополи города мертвых строились по плану этрусских городов, образуя целые улицы, и кварталы. При выборе места для некрополя этруски учитывали не только рельеф местности, но и характер окружающего пейзажа. Чаще всего этрусский некрополь занимал отдельное плато, например, Бандитачча в Черветери, Монтароцци в Корвенто, или крутой склон горы, иногда некрополь располагался на равнине (Вульчи) или вытягивался вдоль дороги (Ветулония).kurgan-cherveteri

Для древнейших центров северной Этрурии — областей Популония и Ветулония — характерны тумулусы. Перекрытие погребальной камеры в тумулусах строилось  напуском верхних рядов каменных плит над нижними, начинался с самого пола, помещение сооружалось в виде округлого каменного шатра. Например, так построена гробница в Казале Мариттимо, относящаяся к началу VI века до н.э., но сооружались тумулосы прямоугольной формы, диаметр гробницы обычно составлял 3—4 метра, но были и крупные тумулусы достигавшие в диаметре 10 метров, например, как в гробнице Ла Мула, возле Квинто Ферентино.

kurgan-vnutri21_n

При прямоугольном плане размеры камеры, со сторонами около 5 метров, были невелики. Нижние части стен строили вертикально, а на определённой высоте от пола в углах выступали первые камни, которыми начинались пандативы (паруса) — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию, осуществлённому напуском рядов каменной кладки. Примером такой гробницы является гробница в Сан Чербоне, около Популонии, VII веке до н.э. Вертикальные стены погребальной камеры сложены из хорошо отесанных блоков песчаника, а пандативы — из твердого известняка. Одной из особенностей ранней этрусской архитектуры было дифференцированное применение различных материалов. В гробницах Вольсиний и Кортоны в сводах, выполненных напуском рядов, замыкающий ряд состоял из блоков, отесанных в виде клина. В Гротта Кампана в Вейях входная арка вырезана в нависающих блоках, но замкнута блоком в форме клина.

kurgany-cherveteri5_n

Самые грандиозные некрополи южной Этрурии VII века до н.э. обнаружены около этрусского города Цере (Черветери). В 7 веке до н.э. в окрестностях Тарквиния найдено более 7000 этрусских курганов — усыпальниц, построенных в виде каменных домов, засыпанных сверху землёй. Большинство тумулусов сосредоточено в некрополях Бандитачча и Абетоне, расположенных на двух высотах, за рекой, к северу от города. Место для некрополя Цере было выбрано с учётом формы самих гробниц и открывающегося отсюда вида на город и окрестности.

kurgan-vnutri-22

Некрополь Черветери лежит на плато, на котором тумулусы разной величины и более поздние гробницы расположены по обеим сторонам главной и нескольких поперечных улиц. Эти невысокие «холмы» с примитивно профилированными крепидами, с входом, ранее украшенным простыми каменными скульптурами, которые придавали сооружению монументальный облик, несмотря на относительно скромные размеры постройки. Открытый в передней части тумулуса коридордромос  (от греч. Δρόμος — «путь, проход»; ), ведущий в погребальную камеру гробницы или кургана, круто спускался в глубину туфовой скалы. kurgan-vnutri-etruscan-tomb

Все элементы внутри погребальных камер были вырезаны в туфе, имитируя внутреннее убранство этрусского жилища — каменное ложе, кресло, в каменных нишах расставлены богато украшенная керамическая посуда, на стенах скалы из мягкого туфа вырубали барельефы в виде необходимых бытовых вещей, которыми при жизни пользовался умерший.

1-cherveteri-cere-nekropol

В юго-восточной стороне некрополя Цере (Черветери) обнаружено ещё более древнее кладбище — некрополь Сорбо, шахтные могилы, относящиеся к железному веку и позволяющие связать этрусскую цивилизацию с культурой Вилланова. Именно здесь в 1836 г. была открыта самая ранняя гробница Реголини Галасси, которая датируется началом VII векам до н.э. Гробница Реголини Галасси — единственная в южной Этрурии, в которой овальные камеры перекрыты ложным сводом, характерным для северной Этрурии, и дромос длиной около 20 метров. Этот памятник связывает северные гробницы Этрурии, сложенные из блоков, с южными, вытесанными в туфовой скале, так как здесь видны оба архитектурных приёма.maket-ris-pervootkryvateli-cherveteri

К этому же типу гробниц относится гробница «Нарисованных львов» VI века до н.э., находящаяся в Черветери. Архитектурные детали, выполненные довольно обобщенно, помогают представить реальные конструкции жилого этрусского дома — прообраза этой гробницы. 1-lvy

Перекрытие главной камеры гробницы «Нарисованных львов» поддерживается балкой, укреплённой на двух столбах, оставшихся после пробивки трёх больших проёмов, и делящих помещение на две части. Главная часть камеры имеет двускатное перекрытие. Вытесанный в туфе коньковый брус этого перекрытия пропущен через поперечную стену и заканчивается большим диском на потолке передней части камеры. Особый интерес представляет зонтичное перекрытие передней части гробницы «Нарисованных львов» — от трёх стен к диску на потолке идут полосы, как бы распертые другими горизонтальными брусьями, воспроизводя деревянную конструкцию жилого дома, и весьма распространенный архитектурный приём в этрусских гробницах VI века до н.э.

tarkviniya-necropoli-etrusca-tarquinia

В VII—VI веках до н.э. пространственная композиция погребальных камер тумулусов усложняется: появляется тип гробницы с трехчленным делением плана. В одной из них — гробнице Греческих ваз в Черветери (конец VI века до н.э.) большая камера полностью имитирует жилое помещение этрусского дома. kurgan-vnutri

Широкий дромос ведёт в большую камеру (8,7 X 3,3 метров) с двумя нишами по обеим сторонам и в три камеры меньших размеров. Двускатная кровля с коньковой балкой расположена по оси входа. Центральная и боковые камеры обставлены ложами, а три задние — скамьями. Около входа в большое помещение — два мужских ложа, по бокам — два женских саркофага с треугольными торцами.

kurgan-vnutri-7_o

Интересна гробница Хижина (середина VII века до н.э.), расположенная в том же тумулусе, где и гробница Греческих ваз. Широкий дромос ведёт в комнату трапециевидной формы, окруженную скамьями, я затем в другое помещение меньшего размера.

Эту гробницу назвали Хижиной (этрус.: капанна — Capanna — хижина, копанка), так как её свод имитирует соломенную крышу шалаша, напоминая примитивные дома — хижины древних италиков, отображенные ими в погребальных урнах.nekropol-banditaccia-grobnica-shhitov-i-stulya

В так называемой гробнице Кресел и щитов с трехчленным делением плана над главной камерой изображен плоский потолок с поперечными балками. Все три двери устроены одинаково, они немного сужаются кверху и обрамлены наличниками с прямыми выступами в верхних углах. Многократное повторение в VI веке до н. э. схемы гробниц с трехчленным делением плана говорит, по-видимому, о распространении этой схемы в архитектуре жилого дома не позднее VI века до н.э.

maket-ris-pervootkryvateli

В районе Витербо с VI века до н.э. наряду с курганными камерными гробницами строились так называемые кубические скальные гробницы. Этот тип гробницы чаще всего вырезался в скале лишь на 3/4 или на половину объёма. Бесконечные ряды скальных гробниц громоздились по отвесным склонам глубоких оврагов. В фасаде каждой гробницы четко различаются собственно куб и венчающая часть, воспроизводящая подобие пьедестала. Каждая кубическая скальная гробница была увенчана надгробным столбом или шаром, которых много сохранилось в некрополях. Одна или две двери (всегда ложные), были обрамлены наличниками с загнутыми вниз выступами; сама скальная камера, обычно очень простая, находилась глубоко под кубом, и вход в неё был прорублен гораздо ниже. В районе Витербо существует целый город однотипных гробниц, но уже не вытесанных в туфовой скале, а сложенных из блоков, как в некрополе Крочефиссо дель Туфо в Вольсиниях (V век до н.э.).

kurgan-vxod-v

Более поздние скальные гробницы III—II веков до н.э. были сооружены в отвесных скалах близ небольших городов — Норчиа, Блера, Сована. Снаружи у них был портик с двумя, четырьмя или шестью дорическими или коринфскими колоннам, иногда портики были расположены друг над другом, двери имели трапециевидную форму.

kurgan-doricheskie-kolonny

Возможно, эти гробницы имитировали лоджии богатых этрусских домов II века до н.э. или фасады древних этрусских храмов.

kurgan-dorich-kolon

В эллинистический период архитектура этрусских гробниц претерпела значительные изменения. Вместо индивидуальных тумулусных гробниц богатых семей стали преобладать громадные камеры без всякой архитектурной характеристики со стенами, испещренными сотнями маленьких ниш для урн с пеплом; иногда они заполнены сплошными рядами погребальных лож. kurgan-vnutri-grobnicy-i-prax

kurgan-vnutri-grobnicy-praxa

На этом фоне выделяется несколько индивидуально решенных и богато декорированных гробниц, в которых ещё заметны некоторые этрусские традиции, хотя и прикрытые классической формой. Среди них преобладают однокамерные гробницы, из которых наиболее интересна гробница Рельефов.kurgan-vnutri-skif-kolpak

Гробница Рельефов или гробница Стуков III века до н.э. при общих размерах камеры 7X8 метров имеет 13 больших ниш в стенах и 32 места на общей скамье. Пилястры боковых стен украшены только изображениями щитов под капителями, а в полях под нишами лишь протянуты цветные полосы. kurgan-vnutri-chervet-veshhi

Зато пилястры по бокам центральной ниши против входа и все поверхности несущих столбов усеяны ярко раскрашенными рельефными изображениями предметов обихода и оружием. Один рельеф под центральной нишей выделяется своим мифологическим сюжетом.

kurg-vnutri-cherveteri-lozhe

Внутреннее убранство некрополя фактически повторяет все структурные детали этрусской жилой архитектуры. Сохранившиеся свидетельства обустройства этрусского дома дают возможность увидеть городскую цивилизацию до-римской Италии. Многие усыпальницы представляют собой этрусские типы зданий, которые больше не существуют в любой другой архитектуре. kurgan-cherveteri-vnutri

Кладбища — некрополи представляют собой точные копии этрусских схем планирования города, являются одними из самых ранних форм градостроительства в северном Средиземноморье.

От эллинистического периода до нас дошло также несколько многокамерных гробниц, по которым можно проследить дальнейшее развитие этрусского дома.

dam-voin-prax-v-kyuza

Гробница Волумниев в Перузии, открытая в 1840 г., датируется концом II веком до н.э.  Надпись на правом косяке двери, указывает на то, что основателем гробницы был Волумний. Эта гробница (10,38х10,70 метров) также трехчленного деления, но здесь главная камера вытянута в глубину, а боковые камеры, расположенные в глубине гробницы, выходят не в главную камеру (как в гробницах VI века до н.э.), а в её боковые крылья, сходные с крыльями италийского атриумного дома. В гробнице имеются помещения, соответствующие открытому атрию — центральной части италийского, древнеримского  жилища (домуса (лат. domus) — дом-особняк), представлявшего собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. А также таблинуму (лат. Tablinum, от tabulae — доска) отгороженное ширмой помещение за атриумом, и восемь боковых комнат-ячеек. Атрий высотой 4,5 метра с двускатным потолком имитировал помещение с деревянной крышей; в боковых стенах атрия имелись входы в квадратные ячейки, со скамейками вдоль стен, на которые ставились урны с прахом. Главное помещение гробницы Волумниев в Перузии— таблинум — кажется очень большим, в центре её саркофаг основателя гробницы Волумния; на богато декорированном ложе покоилась полулежащая фигура. Направо — саркофаги сыновей и родственников, налево — урна дочери. В центре потолка, в квадратном кессоне — рельеф с Медузой Горгоной со следами полихромной росписи.

kyuzi-etrusskoe-zaxoronen

Особо выделяются поздние гробницы северной Этрурии III—II веков до н.э., крытые цилиндрическим клинчатым сводом. В гробнице Вайано полуциркульный свод имеет диаметр 2 метра, в одной гробнице в Перузии встречается наибольший пролёт — 4 метра. Во всех этих гробницах стены и свод сложены из тщательно отесанных небольших каменных блоков с точной пригонкой квадров, правильной перевязкой швов в сводах, составляющих одно целое на всю глубину.

kurgan-vnutri-75_n

Многочисленные урны, найденные на территории Италии, были круглой или овальной формы и относятся к древнему этрусскому периоду. Эти урны похожи на шалаши современных итальянских пастухов. Урны, открытые в этрусских гробницах VI—II веков до н.э., дают возможность проследить эволюцию этрусского дома.

8-v-don-e-vulchi-terrakota-kannapa

Урна из Поджо Гаэла близ Клузия, датируемая началом V века до н.э., имитирует простейший дом этрусков с четырехскатной крышей, имеющей сильно выраженный уклон и огромный вынос, а в средней части — отверстие для освещения и выпуска дыма. На каждой стене дома показано по одной двери.domiki

Другая урна из Клузия V века до н.э. изображает этрусский дом под двускатной крышей с фронтоном; на крыше основание для акротерия (греч. ἀκρωτήριον — «высочайший»), украшения на острие или на обоих концах или на вершине фронтона в форме вьющихся растений, скульптурных фигур и волют. А под фронтоном — выступающий вперед карниз. Дверь дома украшена рельефом, изображающим охоту и свадебное шествие.etrus-nekropol-najden-v-xram-antonina-i-faustiny

На урне II века до н.э , хранящейся во Флорентийском музее, по второму этажу идёт галерея на колонках, на которых покоится крыша, четыре двери заменены окнами.

pogrebaln-urna-iz-vetulonii-italiya-750-700-do-n-eНа торцовом фасаде урны показан вход, перекрытый аркой и пилястры двух масштабов. В этой урне совмещены элементы декорации жилого дома и общественного здания, может быть, этрусского храма.

maket-rekonstr-xrama-v-akropole-kozy-100-g-do-n-e

Они поражают тонкой работой и яркой раскраской 6 урн из гробницы Волумниев в Перузии, датируемые II веком до н. э. 5 урн изготовлены из травертина и 1 — из мрамора, она напоминает дом (или храм) под двускатной кровлей с фронтоном, с двойной дверью, объединенной порталом, и коринфскими пилястрами по углам. Фронтон с акротериями и боковые стены украшены рельефом.

maket-dom-etrus-na-rim-forume

По-видимому, простейший этрусский дом состоял из центрального помещения, атрия, где был очаг, и против входа у стены находилось ложе. В середине крыши имелось отверстие для света — комплювий (лат. compluvium, от compluere — стекаться от pluvia — дождь), через которое вода попадала в бассейн — имплювий (лат. impluvium от in — «в» + pluvia — «дождь», букв. водосток, водосбор), расположенный под отверстием в крыше. Иногда атрий освещался через отверстие во фронтоне, которое по мере надобности запиралось. Постепенно план дома начал усложняться, к атрию с обеих сторон начали пристраивать комнаты, и главной частью жилища становится таблинум — приёмный зал хозяина, где помещались ложе и алтарь предков; отсюда двери вели в остий (лат. ostium) —гостиную, переднюю, в которой по обе стороны были расположены комнаты для женщин, детей, слуг. Таким образом, урны и гробницы показывают переход от простейший этрусских домов к более сложным домам в архитектурном плане.dama-1

Большую художественную ценность представляют саркофаги (др.-греч. σαρκοφάγος), находящиеся в этрусских гробницах. Саркофаги, имели вид архитектурно обработанного гроба, на крышке которого размещалась скульптурная группа, представляющая собой супружескую чету или главу рода, воспроизводившая облик покойных. Саркофаги делались из терракоты или из мягкого камня и ярко раскрашивались. В архитектуре саркофагов встречается классический мотив триглифного фриза, часто свободно переработанный.

para-iz-nekrop-banditachcha_6-vek-do-n-e

Во фризе саркофага из Клузия примерно квадратные метопы заполнены розетками или щитами, напоминает арку Августа в Перузии и дом Саллюстия в Помпеях. Здесь все триглифы заменены пилястрами с трехгранными прорезами вместо каннелюр и с растительными капителями. Профиль базы со средней суженной частью напоминает базу из гробницы Пилястр в Черветери. В мраморном саркофаге из сводчатой гробницы в Вайано переработка дорического мотива пошла ещё дальше: триглифы (греч. triglyphos) — прямоугольные вертикальные каменные плиты с продольными врезами. не связаны тягами — горизонтальным профилированным пояском, выступом; два триглифа и розетка распределены на главном поле; углы остаются свободными.

Глава «Погребальные сооружения» подраздела «Этрусская архитектура» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер (Москва, Стройиздат, 1973)

Этрусский бог Аита
Народы моря

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*