Среда , 23 Август 2017
Домой / Русский след в мире / Этнические русские за рубежом

Этнические русские за рубежом

Они остались за границей, но сохранили и традиции, и язык, и веру. Этнические группы русских за пределами России очень разнообразны, но общее в них то, что именно они являются хранителями частицы «русского мира» за рубежом.

Албазинцы

Группа русских, сформировавшихся при взаимодействии с китайским населением в Пекине. Албазинцы выглядят как китайцы, говорят на китайском, но сквозь века сохранили православную веру и русское самоназвание.
В XVII веке русские казаки и первопроходцы осваивали нынешний Дальний Восток, на территории которого претендовал и императорский Китай.

В 1685 году войска императора Кан Си организовали успешную осаду крепости Албазин. Гарнизон сдался. Несколько десятков человек, в том числе и священник, попали в Пекин.

По одним данным, их отвели насильно, по другим, люди добровольно приняли новое подданство. Албазинцам отвели отдельный район для проживания, казаки стали служить в одной из элитных частей, где уже была русская рота из других пленных. Дважды русские подвергались гонениям. В Пекине во время Боксёрского восстания 1898-1901 г. г. против иностранцев в Китае, многих китайских православных убивали, среди них были и албазинцы. Уничтожали православные храмы и в период китайской «культурной революции».

В наши дни албазинцы по прежнему живут жить в Пекине. Их численность  несколько сот человек. Часть албазинцев вернулась на историческую Родину. Особенность этногруппы в том, что, утратив язык, люди сохранили религию и осознание русских корней.

Русские в Китае
Помимо албазинцев в КНР давно живут и другие русские, включённые в список 56 национальностей Китая, официально признаных правительством. На севере Китая существует русская национальная волость – Шивей. В 2005 году волость Шивей вошла в десятку самых привлекательных волостей Китая, конкурс популярности волостей проводился центральным телевидением КНР.
В Шивей живет более 4000 человек, из них около 1700 русских. В городе Ээргуна находится русский этнографический музей. В уезде Сюнькэ провинции Хэйлунцзян есть село Сяодинцзыцунь, где проживают более 900 человек, из них половина – китайские русские. По решению местных властей село Сяодинцзыцунь переименовано в Русское Пограничное. Эта группа русских перешла на китайский язык, внешне люди тоже больше похожи на азиатов, но сохранили культуру, бытовые особенности и обычаи, православие.

Китайские русские ежегодно празднуют Пасху и Рождество по православному обряду. Колоритные русские деревянные дома, сохраняющие архитектурные традиции русского деревянного зодчества, привлекают в волость русскую Шивей китайских туристов с других районов страны. Русские стали селиться в Китае в XVIII-XIX веках, переезжали крестьяне, казаки, купцы и священники. Большое количество русских приехало в Китай после Октябрьского переворота 1917 года.


Потомки русских на Аляске
Когда Аляска перешла во владение США, русские стали покидать регион. Но не все русские уехали, часть сотрудников Русско-Американской компании осталась жить на Аляске. Специально для «пенсионеров» строились поселения. Отставники заводили семьи, женились на представительницах местных народов. В поселке Нинильчик, на побережье залива Кука, где живут потомки русских, сохранился особый диалект русского языка.
Изучили его лингвисты Мира Бергельсон и Андрей Кибрик. В XX веке американские власти боролись с местными языками, стремясь ассимилировать коренное население Аляски. Под удар американской политики борьбы с национальными меньшинствами попал и русский язык. Русская школа была закрыта. В особом диалекте русского языка, сохранившегося на Аляске, есть много обычных русских слов, но есть интересные заимствования из английского и алеутского языка. Например, машина – кара (от английского car), ребенок – бейбочка (от английского baby). Этнические русские Аляски утратили кириллицу, в грамматике утрачен средний и частично женский род. Самосознание потомков русского населения Аляски, скорее, аляскинское или американское. Говорят на уникальном варианте русского языка не больше 25 человек, все – пожилые люди. Но русский язык и обычаи глубоко осели в местной культуре. В соседних с поселком Нинильчик населенных пунктах местные жители Аляски, даже не зная русского языка, на свадьбах кричат Gorko.

Казаки-некрасовцы

Группа казаков, покинувших земли Дона после поражения Булавинского восстания в начале XVIII века. Под предводительством Игната Некрасова до 8 тысяч человек-староверов сначала отправились на Кубань, на тот момент находящейся под контролем Крымского ханства.
Оттуда казаки-некрасовцы переехали в устье Дуная. Там, из-за споров за места рыбных промыслов начались столкновения с запорожцами, которые также переехали на Дунай после разгрома Запорожской сечи. В итоге община разделилась, часть русских Игнат-казаков-некрасовцев переселились в город Энос на побережье Эгейского моря в Турции, на берегу Эгейского моря, недалеко от устья реки Марицы и на озеро Майнос (озеро Куш) в азиатской части Османской империи.После долгих ссор между собой с Майноса выделились 157 семей и в 1865 г. пошли на остров Маду (на Бейшеирском озере).

Дунайская часть община слилась с другими русскими староверами. Эносские казаки влились в майносскую общину, откуда впоследствии часть казаков переехало на озеро Мада. Жили некрасовцы обособленно, по «заветам Игната». Занимались рыбной ловлей. Исповедовали старообрядчество, хотя гонение на веру и не было главной причиной того, что люди покинули родные земли. Взаимодействие с турецким и греческим населением было минимальным. А за брак с турком русские староверы могли и казнить. В османской армии некрасовцам доверяли охранять обозы и добычу, были казаки и в охране султана.

К началу ХХ века отношения казаков-некрасовцев с турецкими властями ухудшились. Власти Турции усилили налоговое бремя на христиан. Мужчин обязали служить в турецкой армии на регулярной основе, некрасовцы приняли участие в итало-турецкой войне, защищали пролив Дарданеллы в Первую мировую. Воевали казаки-некрасовцы, как отдельная воинская часть. Многие из казаков решили вернуться в Россию, на что и получили разрешение царского правительства. До 80 семей переехало в Грузию в 1911 году, оттуда они направились на Кубань, где их зачислили в Кубанское казачье войско и выделили им земли. Но большая часть некрасовцев не нарушало завета Игната «при царе в Россию не возвращаться».
В 20-е годы прошлого века уже в Советскую Россию возвращались многие семьи казаков-некрасовцев. В период становления турецкой республики Игнат-казаки укрывали греков-христиан от турецкой расправы, из-за чего даже был бой с турецкими войсками. В Турции времён правления Мустафы Камаля (1923-1938), русских казаков-некрасовцев хотели отуречить, обязали ходить в турецкие школы и открыть населенные пункты для турецкого населения. Некрасовцы служили в армии уже как обычные призывники.

В 60-е годы прошлого века прошёл второй этап репатриации русских казаков из турции,  некрасовцы поселились в Ставропольском крае. Часть Игнат-казаков на историческую Родину так и не переехали, эмигрировав в США. В СССР казаки-некрасовцы сохранили старообрядческую религиозность, знание турецкого языка, но в целом адаптировались к новой условиям жизни, сохранив свою самобытность.


Липоване.

Из-за религиозных гонений и притеснений многие староверы покидали Россию. Значительная часть русских староверов поселилась близ устья Дуная, они называют себя Липоване. Сейчас липоване проживают в Румынии, Молдавии, Одесской области и частично в Болгарии. По разным данным, в Румынии сегодня проживает от 30 до 100 тысяч этнически русских староверов-липован, которые официально признаны румынскими властями. В парламенте есть представитель липован.
При правлении диктатора Чаушеску русских-липован хотели ассимилировать с румынами, им запрещалось преподавание на русском языке, но староверы-липоване сохранили и старую веру, и язык, и обычаи. Многие липоване до сих пор сохраняют старообрядческие традиции, и ходят с бородой. Внешне липоване ни чем не отличаются от русских, но не похожи на румын. Множество сёл липован расположены по украинскому и румынскому берегам Дуная. Главный промысел липован – рыбная ловля.

Известное липованское село Вилково – «дунайская Венеция». Существует несколько версий происхождения названия этногруппы. Возможно, от селения Липовцы, где скрывались старовер. В австрийской литературе утвердилась версия, что этноним происходит от последователей филипповского согласия 1737 г., которые появились в Молдавии и первоначально назывались «филиппованами», а позднее название сократилось. В Румынии в состав общины липован влились некрасовцы. В советское время часть липован переехали на историческую Родину.

Выговский историк Иван Филиппов так описывает жизнь филипповцев на Умбе:

«И собирашеся к нему самые нищий, бездомовные, волочащий. У кого будет есть хлеб свой, поставляше малые хизины нужные, он же помогаше им. Кто к нему придет, не отсылаше, всяких при-нимаше по своей спасительной ревности. Овые пожившее и отхождаху от него, понеже житие скудное, самое нужное, пустынное. Кому бы и ку­пить что или попросити, но не у кого и негде, что около и близ жителей не имелося. Аще кто со сторон что запасет, то и яст. Много бы к нему было с ним жителей и он не отсылаше никого, точию жить незачим и заводитися не у чего, понеже пашни никакой близ его не имелося. Но сами, видя его скудость и нужду и место неугодное, не могоша житии, отхождаху в сузе-мок и кормящееся работою. Многие суземские со всех скитов к нему хождаху и грехи своя исповедающе, понеже о том скудость велия. Он же овых в свое согласие укрепляше, а овых и попущаше по их прошению и со все­ми, и монастырскими, быти в согласии не отлучаше. На первой год сам по скитам зимой выезжал и ходил, и добывался, и соглашал к себе. А два года последний не ездяше и летом не хождаше никуды или для опасения, или ради славы своих посылаше по скитам. И хождаше тайно, и поучаше, и нужды исправляше и прошаше».


В царствование императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) положение староверов еще более ухудшилось по сравнению с предыдущими царствованиями. И без того огромные налоги были удвоены и беспощадно выколачивались из народа. Началось повальное бегство староверов за границу. Однако правительство и там не оставляло староверов в покое. Так, например, в 1735 г. по именно­му повелению Анны Иоанновны 5 армейских полков под командованием полковника Я. Г. Сытина окружили Ветковские слободы (в Польше) и насильно увели в Россию 14 тысяч человек, осуществив так называемую выгонку Ветки — одного из крупнейших духовных центров старообрядче­ства.

В 1739 году  произошёл и окончательный разрыв между филипповцами и выговцами, которые приняли обряд «моление за царя», поминали царствующую императрицу Анну Иоанновну по имени. Правда, в тексте тропаря Кресту будущий выговский киновиарх Мануил Петров заменил эпитеты «благочестивый» и «православный» на «державный», но это все-таки была серьезная уступка царской влвсти. Тем самым нарушался один из важнейших заветов соловецких отцов: «Великого государя имени в службах не поминать и Бога не мо­лить». Филипповцы с подобным компромиссом не согласились и на­звали выговцев «самарянами», от имени главы следственной комиссии Квашнина-Самарина.

Ещё в XIX веке профессор И. Ф. Нильский, опираясь на страннические тексты, показал, что «странники не признают существующей власти не по демократически -демагогическим стремлениям своим к анархии, к без­началию, не потому, чтобы им была ненавистна власть вообще сама по себе, но потому, что цари, по мнению сектантов, нечестивы, антихристы».

Вот как эта история излагается в филипповских рукописях:

«Когда тропарь прислали в монастырь говорить за царя, и повелели за православнаго молить, отец наш благолепный муж (т. е. Филипп. — К. К.) Божиим промыслом, не благословя таковаго тропаря говорити, что не по древних отец преданию; неблагочестиваго благочестивым называти. Тогда между собою учинилася великая распря, во время утренняго пения; что преже того не бывало. Когда на крыласе стала старица говорить тропарь прямо за благочестиваго, тогда отец наш, благочестивый муж Филипп не даде говорить. Тогда старица боль­шуха, имя ей Марина. Перво зачали говорить, стали в Богослова осенняго. Тогда отец Филипп, не дал говорить псаломщику, лестовкой стал бить. Тогда Прокопьевна большуха закричала, что калугер, не твоё дело, нам большаки велели говорить, токмо не говорили. И про­должилось даже до Воздвижения Честнаго Креста Господня. И тог­да запели, спаси, Господи прямо за благочестиваго царя. Тогда ста­рец благолепный и святый муж Филипп бросил кадило о пол, сам закрычал, что пала вера християнская.»

Как одессит Сигизмунд Розенблюм стал английским шпионом и прототипом Джеймса Бонда
Сын Анны Павловны король Нидерландов Виллем III

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*