Вторник , 19 Март 2024
Домой / Кельты / Друид, ватес и барды.

Друид, ватес и барды.

58_n

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   III. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗЛИЧИЯ: ДРУИДЫ, ВАТЕС И БАРДЫ

Определения, даваемые древними авторами, неустойчивы, если не сказать — противоречивы. К примеру, вот что говорил по этому поводу Страбон:

«У всех галльских племен, вообще говоря, существует 3 группы людей, которых особенно почитают: барды, предсказатели и друиды. Барды — певцы и поэты; предсказатели, ведают священными обрядами и изучают природу, друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также и этикой…».[142 — Strabo, IV, 4 // Пер. Г. А. Стратановского. Страбон. География в 12 книгах / Под ред. С. Л. Утченко. М., 1964.]

Тимаген у Аммиана Марцеллина высказывался по этому поводу так: «В этих местах, поскольку люди становились мало-помалу образованнее, процветало изучение достойных похвалы наук, начатое бардами, предсказателями и друидами. Барды воспевали подвиги знаменитых мужей, слагая героические стихи под нежные звуки лиры, в то время как эухаги пытались своими исследованиями раскрыть высокие тайны природы; друиды превосходили их всех своим гением, как это подтверждено авторитетом Пифагора».[143 — Amm. Marc, XV, 9.]

3-2-v-n-e-kelt-iberskie-bronzov-fibula-ispaniya

Цезарь уточняет: «Во всей Галлии существует вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почётом, это друиды и всадники. Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии».[144 — Caes, В. G., VI, 13. Пер. М. М. Покровского // Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне / Пер. и коммент. М. М. Покровского. М., 1993. — Прим. ред.]

У Страбона (др.-греч. Στράβων; ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) и Тимагена ясно указано деление жреческого сословия, тогда как Цезарь, непосредственно знавший независимую Галлию, не обозначает его вовсе. Нам, скорее, следовало бы доверять Цезарю, но это не лишает достоверности другие сведения. В целом древние авторы относят друидов к числу «философов», прорицателей, авгуров, магов или иных наделенных великим могуществом лиц. Ирландские тексты помогают уточнить внутреннее деление: во всех повествованиях, в которых упомянуты друиды (druid) или поэты — filid (fili; от *welet-, *wel «видеть», то есть «провидец» — «ведун»), [145 — О слове file, во множественном числе — filid, см. «Ogam», XIII, № 74-75.] наряду с бардами (Bard),[146 — Там же.] этим последним выказывается мало уважения: «Барду нет нужды в ученье, ему довольно своего ума», — говорится в одном старинном своде,[147 — Ancient Laws, IV, 360.] в то время как филидам требуется весьма серьезное образование, и они подразделяются на вполне четкие категории: ollamh, или филид первого разряда, имеет ранг короля провинции, a fochlocon, или филид седьмого или восьмого, если даже не одиннадцатого или тринадцатого разряда, согласно указанному своду,[148 — «Senchus Мог, Crith Gablach» или «Glossaire de Cormac»] на празднествах всегда сохраняет преимущество перед бардами»

kamni-kallanish-ostrov-lyuis-shotlandiya

Если судьба валлийских бардов оказалась более завидной, то они, разумеется, обязаны этим очень раннему утверждению христианства в Британии и последовавшей за тем функциональной дезорганизации традиционного общества. Но в Галлии несколькими веками ранее, если верить также утверждениям Страбона, Тимагена и многих других авторов, барды не претендовали на жреческое звание: Цезарь, как мы видели, даже не упоминает о них в своём кратком описании и, поскольку он не делает никакого различия между друидами и ватес (по-валлийски — vates), или прорицателями (по-валлийски — broffwydes — брофвидес = провидец) , мы склонны в широком смысле также считать этих последних друидами, признать их членами жреческого сословия с четко установленной иерархией, правами и обязанностями.

Мы не разделяем мнения Т. Кёвеса, который, вслед за Камиллом Жюллианом, в свою очередь, испытавшим на себе влияние теорий Дж. Дж. Фрэзера, полагает, что друиды были древними лишившимися власти царями, нашедшими себе прибежище в жреческом сословии: напротив, именно друиды возводили на престол и свергали властителей своей эпохи, и так было и в Галлии, и в Ирландии. Мы ещё менее склонны вслед за Т. Кёвесом поверить в то, что барды, друиды и ватес представляли собой разные хронологические этапы в развитии общества. Кроме того, мы не можем согласиться с Ж. Покорни в том, что ирландские филиды (fili; от -*welet- «велеть, *wel «видеть», то есть «провидец») являлись жрецами индоевропейского происхождения, в противоположность друидам, восходившим к пра-индоевропейцам. [149 — Cm. «Ogam», XII, с 475-486.]

fibula-v-vide-svastiki-daniya-5-v

Такая устойчивая и мощная организация, по нашему мнению, предполагает и по всей своей природе требует, скорее, весьма развитой и детальной системы разделения функций. Вполне вероятно, что наименование «друид», на сей раз, в узком смысле этого термина, присваивалось друиду, руководившему обрядом жертвоприношения, основному действующему лицу религиозной церемонии. «У них так заведено, что никто не приносит жертвы иначе, чем при посредничестве философа», — говорит Диодор Сицилийский.[150 — Diod., V, 31.] Это служит объяснением тому факту, что ирландские филиды, которые занимались прорицанием, но были удалены от совершения жертвоприношений, легко пережили христианизацию, они могли даже обращаться в новую веру: ирландский святой Колум Чилле был филидом.

Тем не менее, возникает вопрос, как рассматривать жрецов гутуатеров (gutuatri), упоминания о которых прослеживаются в текстах и в эпиграфических документах [151 — Cm. «Ogam», VIII, 350.] Гирций сообщает, что Цезарь отправил на казнь одного гутуатера из страны карнутов.[152 — Caes, B. G, VIII, 38, 3.] Покорни сделал попытку показать, что эти гутуатеры, или «знатоки молитвы» — «maître de la prière», как переводит это наименование Дж. Лот (ирл. guth «голос»), входили в состав кельтского жречества прежде учреждения «ордена» друидов. Мы воздержимся от каких-либо гипотез. Ничто на деле не указывает на то, что эти гутуатеры являлись лишь простыми культовыми служителями, равно как ничто не подтверждает мнения о том, что они обладали большим, чем друиды, могуществом в глубокой древности, нам известно лишь, что они ещё существовали в эпоху римского владычества.

kalidonskij-vepr-calydonian-boar

Было также замечено, что упоминания о женщинах в составе друидического жречества относятся к позднему времени, из чего был сделан вывод о том, что появление их служить признаком упадка. Такое заключение неправомерно в некоторых отношениях — по крайней мере, в том, что касается Галлии: первая упоминаемая друидесса, согласно Вописку у Нумериана, в III веке в Тонгре предсказала Диоклетиану, что тот сделается императором, если убьет вепря, — и ему действительно довелось единовластно царствовать с 284 по 305 гг., после того, как он своими руками убил Апера (лат. aper — Вепрь), префекта претории. Следует заметить, что эта друидесса пребывала на постоялом дворе… [153 — Numerian, XIV et sqq.] В то время как поздняя дата этого свидетельства ещё не позволяет сделать заключения о том, что ничего подобного ранее не существовало, не менее достоверным остается и тот факт, что в кельтском обществе женщинам всегда было отведено вполне почётное место, и в лучших фрагментах ирландских и валлийских легендах, где привкус язычества наиболее аутентичен, обычным персонажем является поэтесса (banfile) или друидесса (bandrui). В этом нет ничего удивительного, если речь идёт о стране, в которой вплоть до VII века женщины, владевшие имениями, привлекались на военную службу наравне с мужчинами.

Благодаря документам, обнаруживаемым по обе стороны Ла-Манша, равно как и благодаря нашему намерению отвлечься от произвольных реконструкций, слишком большое число которых не позволяет нам подвергнуть их все обсуждению, можно, таким образом, довольно точно установить значение термина «друид» в кельтской древности.

Далее… Иерархия друидов и обучение

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   

bronze_8-v-n-e

Иерархия друидов и обучение
Смысл и значение слова «друид»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*