Вторник , 12 Декабрь 2017
Домой / Античное Средиземноморье / Древнейший храм в мире

Древнейший храм в мире

Храмовый комплекс Гебекли-Тепе в Юго-Восточной Анатолии на Армянском нагорье (ныне Турция) был обнаружен в 60-х годах прошлого века. Храм является важным археологическим мегалитическим памятником, построен за 6,5 тысяч лет до пирамиды Хеопса в Гизе и за 6 тыс. лет до Стоунхенджа в Англии. Некоторые исследователи считают, что Храмовый комплекс Гебекли-Тепе — это первый храм в мире.

Археологические раскопки на территории храмового комплекса Гебекли-Тепе ведутся с 90-х годов XX века  лишь на 5 % его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться ещё около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к X тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетиям до н. э.

Учёные обнаружили здесь следы деятельности человека времён неолита, хотя самые верхние слои археологического комплекса были повреждены выветриванием и земледелием. Неолит продолжался примерно с 12 000 лет до 4000 лет до нынешней эры.

Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, живших за сотни километров от него. При храме постоянно жили служители культа, здесь происходили ритуальные празднества и обряды жертвоприношения.

В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение и был не просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Строители храма вскоре намеренно погребли своё творение под тоннами земли, храм был засыпан 300—500 м³ земли.  Кто и почему это сделал неизвестно, возможно, мир охотников, богатый дикими животными, утратил своё значение для первых земледельцев, и они «похоронили» храм и свои прежние верования и идеологию.

Некоторые исследователи полагают, что храм был предназначен для проведения ритуалов плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга символизируют собой мужчину и женщину.

«Я думаю, что здесь мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов, – говорит Шмидт. – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и у них есть ладони. Это – творцы».

«С моей точки зрения, вырезавшие их люди, задавались величайшими вопросами из всех, – продолжает ученый. – Что есть вселенная? Зачем мы здесь?»

Полы храма выложены из обожженного известняка, установлены каменные скамьи, сохранились храмовые колонны высотой от 3 до 9 метров, на древних монументах по-прежнему различимы ритуальные рисунки и пектограммы.

Хотя археологи освободили из-под насыпи только часть Гобекли-Тепе, уже сейчас можно оценить необычайно большие размеры святилища. Оно состоит из четырёх различных храмов, обнесенных невысокой каменной оградой. Особенно интересны Т-образные монолиты с частично сохранившимися рельефами. Они очень натуралистично изображают птиц, газелей, быков.

Колонны храма украшены барельефами в виде людей, животных и абстрактных рисунков. На протяжении многих лет специалисты пытались разгадать их значение. Сразу было ясно, что изображения не являются системой письма, а скорее отражают сакральные символы культуры храмового комплекса Гебекли-Тепе возрастом 11 тысяч лет.

Рядом с изображением осла и змеи можно различить голову лисы. Среди узнаваемых рисунков на Т-образных колоннах храма — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные и птицы.

Изображений человека немного, среди них есть изображения поднятых рук, возможно, обозначающих людей, есть изображение обезглавленного тела, окруженного грифами.

Одна из колонн храма получила имя «камень-гриф». Изображенный на ней обезглавленный человек окружен символами смерти: стервятником и скорпионом.

Персия-культура Джирофте -5000 до-н.э.-юго-восточный Иран

Ранее считалось, что барельеф изображает похоронный ритуал. Учёные полагали, что в древности в этой местности мёртвых не хоронили, а оставляли на съедение грифонам.

Шумеры изображали грифонов, как жрецов великой богини. Крылатые грифоны держат яйцо вечной жизни и знак Великой богини Матери — Мировое дерево Жизни. Нимруд, Ирак

Загадочный ларец, в котором хранится яйцо — символ вечной жизни

В храмовом комплексе Гебекли-Тепе около 11 000 лет назад был известен старейший на земле “культ черепа”, в храме найдены высохшие человеческие черепа, просверливая их и нанося черты и резы в определённых местах.

Одни исследователи считают, что жрецы храмового комплекса проводили этот ритуал, над черепами своих врагов. Другие учёные считают таким образом жрецы почитали усопшего. Антропологи определили, что рисунки на кости черепа были сделаны после смерти человека.

Эксперты определили ритуальный характер глубоких надрезов, сделанных вдоль сагиттальной оси, то есть, по вертикали от задней части черепа до лба.были. На черепах обнаружены следы красной охры, которая, как известно, использовались в ритуалах захоронения во времена неолита.

Учёные из Эдинбургского университета предложили новую трактовку послания на колонне. Свидетельства древней глобальной катастрофы выбиты в камне
Каменные столбы в Юго-Восточной Анатолии хранят память о глобальном катаклизме, произошедшем на Земле 12 000 лет назад.

Около 14 тысяч лет назад на Земле началось очень быстрое Аллередское потепление, которое сменилось резким похолоданием (поздний дриас) спустя два тысячелетия. Одна из гипотез объясняет стремительное изменение климата падением метеорита, произошедшее примерно в 10 500 году до н.э.

В пользу этой версии говорят геологические находки, а теперь учёные нашли историко-культурную параллель. Специалисты проследили взаимосвязь между изображениями на «камне-грифе» и других колоннах Гебекли-Тепе с расположением созвездий.

В древности созвездие Лебедя в армянском языке, как и в шумерском, называлось «Անգղի համաստեղություն» — созвездие Грифа.

По их мнению, храмовый комплекс вполне мог быть древней обсерваторией, а на «камне-грифе» древние люди изобразили последствия падения метеорита, и последовавший за этим хаос и смерть.

Учёные отмечают важность изучения этого периода внезапного похолодания в позднем дриасе, что стало стимулом для развития земледелия в Восточном Средиземноморье, поскольку людям вслед за изменением климата пришлось резко перестраивать свой жизненный уклад и экономические модели.

В храмах найдено множество кремневых артефактов, в основном это наконечники стрел и скребла, а также кости животных.

Храмовый комплекс Гебекли-Тепе в Юго-Восточной Анатолии перевернул все представления. Это сложное сооружение и относится к эпохе до зарождения земледелия.
Люди, создавшие этот округлый храм и каменные барельефы на колоннах, даже не имели глиняной посуды и не выращивали злаковых культур, так как они были охотниками, а не земледельцами.


Судя по возрасту комплекса Гобекли-Тепе в Юго-Восточной Анатолии охотники и собиратели перешли к оседлому образу жизни. Храмовый комплекс в Гобекли-Тепе прежде всего поражает интеллектуальными способностями людей неолита (каменного века), их трудолюбием и их знаниями строительного дела.

До сих пор учёные были уверены, что осуществление таких гигантских строительных проектов, как храм, предполагает оседлый образ жизни его создателей и высокую степень организации всего общества.

Гобекли-Тепе является тем самым недостающим звеном в цепи — связующим элементом между первобытными кочевыми охотниками-собирателями и оседлыми земледельцами. Производство монолитных каменных столбов с рельефами требует определенных профессиональных навыков — для этого нужны каменотесы. Значит, другие люди снабжали ремесленников-каменотесов всем необходимым для жизни, то есть у них существовало общество, основанное на разделении труда.

Уроки Гобекли-Тепе.

Конец святилища Гобекли-Тепе пришелся на начало VIII тысячелетия до н.э. В это время в соседней Месопотамии распространилось земледелие. Почва в окрестностях Гобекли-Тепе скудная, возможно, именно по этой причине святилище утратило свое значение. Важнейшие центры образовались значительно южнее, на плодородных равнинах, в долинах рек. По крайней мере, этим можно отчасти объяснить, почему люди покинули храм, где сотни лет их предки поклонялись богам. Они засыпали святилище камнями и навсегда ушли оттуда.

Уроки Гобекли-Тепе побуждают пересмотреть представление о так называемой «неолитической революции». До сих пор историки думали, что переход кочевых племен к оседлому образу жизни создал предпосылки для строительства крупных городских центров и огромных храмов. Но опыт Гобекли-Тепе доказывает, что, по всей вероятности, было как раз наоборот: само существование грандиозного святилища, где происходили главные ритуалы, побуждало людей не отдаляться от него, а оставаться поблизости от святого места и устраивать себе постоянные жилища. Значит, сначала все-таки строили храм, а потом уже дом, деревня и город поблизости.

 

Аркаим — «Страна городов»

Раскрыт секрет прочности древнеримского бетона
Где живёт Счастье?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*