Понедельник , 17 Декабрь 2018
Домой / Мир средневековья / «Чёрная смерть» из Каффы повергла Европу

«Чёрная смерть» из Каффы повергла Европу

В XIV веке громадные территории Европы, Азии и Северной Африки были охвачены пандемией чумы, имевшей катастрофические последствия. Эта болезнь эпизодически проникала в Европу и ранее, но никогда не принимала столь опустошительных масштабов.

Согласно археологическим данным, чума XIV века зародилась в Центральной Азии. Первичные очаги пандемии возникли в Китае, где первые вспышки отмечены в 1333 году, а также в Центральной Азии, в районе озера Балхаш. Из Китая чума перекинулась в Индию и Персию, распространяясь по важнейшим путям караванной торговли.

Как известно, Великий шёлковый путь пролегал по суше через восточные страны и достигал причерноморских портов Кавказа и Крыма, где богатые восточные товары грузили на корабли и уже морским путём отправлял их в страны Средиземноморья. Главный двигатель прогресса — торговля процветала в те времена в причерноморских городах.

Эпидемия чумы охватила земли Золотой Орды, Среднюю Азию, Кавказ, Причерноморский регион и Крым, достигла Черноморского побережья, где поразила татар, нападавших на итальянских купцов в Крыму.

Торговцы с востока, следовавшие караванным путём на запад, принесли с собой чуму — «чёрную болезнь», от которой нет спасения. Именно по Великому шёлковому пути и пришли в крымский порт Каффа (Феодосия) первые корабли, заражённые этой страшной болезнью и гружёные восточными товарами.

Арабский писатель Ибн ал-Варди, автор послания «Весть о чуме», сам в 1350 г. ставший её жертвой, сообщает:

«… приключилась в землях Узбековых чума, [от которой] обезлюдели деревни и города; потом чума перешла в Крым, из которого стала исторгать ежедневно до 1000 трупов, или около того. Затем чума перешла в Рум (Византию), где погибло много народу, — сообщал мне купец из людей нашей земли, прибывший из того края, что кади Крымский рассказывал [следующее]: “Сосчитали мы умерших от чумы, и оказалось их 85 тысяч, не считая тех, которых мы не знаем”».

XIV  век — время нескончаемых войн, эпидемий и религиозного фанатизма.

чума

В 1346 году хан Джанибек привёл войска Золотой Орды к стенам торгового города Каффа и осадил его. По свидетельствам работавшего там нотариуса Габриэля де Мюссии, солдаты монгольского войска страдали от грозной болезнью, безжалостно косившей их ряды. Хан Джанибек приказал забрасывать Каффу из катапульты трупами своих умерших солдат. Вскоре в Каффе началась страшная эпидемия чумы. Защитники город не сдали врагу Каффу, и ослабевшее от мора монгольское войско отступило.

Стоявшие в морском порту Каффы генуэзские торговые корабли, направились домой.Результатом эвакуации стало распространение болезни на всём пути из Кафы в Геную. У де Мюсси сложилось впечатление, что где бы ни приставали итальянские корабли, везде быстро умирали все те, кто соприкоснулся с прибывшими. «Родные, друзья и соседи поспешили к нам, но мы принесли с собой убийственные стрелы, при каждом слове распространяли мы своим дыханием смертельный яд», — записал де Мюсси.

В октябре 1347 г. двенадцать генуэзских галер с большим трудом добралась до Мессины, так как многие матросы во время плавания заболели чумой, и вскоре вся команда была в тяжёлом состоянии. Когда в Мессине вспыхнула эпидемия чумы, мессинцы поняли, что в этой страшной беде виновата команда генуэзского судна, и, чтобы спастись самим, они изгнали больных генуэзцев в море.  Но это не помогло жителям Мессины, так как эта заразная болезнь быстро распространилась по всему городу. Перепуганные жители Мессины бросились бежать от эпидемии чумы в Катанию, где им были совсем не рады.

Генуэзские корабли передвигались от порта к порту вдоль всей Сицилии , и хотя они были заполнены драгоценными товарами, нигде экипажам не позволяли сойти на берег.

В самой Генуе подготовились к возвращению кораблей земляков, гружёных  богатыми товарами из Каффы. Их встретили горящими стрелами и выстрелами из катапульты. Смертоносные генуэзские корабли отошли от побережья родной Генуи.

Mercanti-750-1

1 ноябре 1348 года часть генуэзских кораблей, гружёных товарами, добралась до Марселя. Гостеприимные горожане приняли больных моряков, Епископ, поднявшийся на корабль, чтобы отпеть умерших, умер через несколько дней. Вскоре и марсельцев поразила та же болезнь, тогда они поспешили выдворить корабли с командами прочь из города. Увы, их это тоже не спасло, и в Генуе, и в Марселе началась эпидемия чумы.

Из Марселя болезнь стремительно распространилась по всему Провансу, далее на запад до Атлантического побережья. Оттуда корабли доставили её на берега Британии в порт Уэймут. Чума охватила весь остров, из Бристоля чуму также завезли в Ирландию.

В 1349 г. пандемия чумы дошла оттуда до Скандинавии: «корабль-призрак», груженный шерстью, с мертвым экипажем на борту, был обнаружен у берегов Норвегии. Местные жители в неведении сняли с корабля груз, а вместе с ним и «Черную смерть».

генуя
Около 20 чумных кораблей, отвергнутые соотечественниками, ходили по Средиземноморью и Адриатике, разнося «чёрную смерть». Для пополнения запасов воды и продовольствия «чумные корабли» останавливались в небольших средиземноморских портах, но как только жители узнавали с кем имеют дело, они поспешно изгоняли из своих портов и корабли, и больных моряков.

Часто случалось, что на генуэзском корабле погибала вся команда, а заваленные трупами матросов суда дрейфовали на морских просторах, пугая мореплавателей зловещей личиной «чёрной смерти». Такие корабли — призраки, движимые вертом и морскими течениями, идущие по волнам без руля, и без ветрил, в конце концов все погибли в морской пучине во время зимних штормов.

Вероятно, генуэзские чумные корабли внесли свою лепту в развитие легенд о кораблях-призраках. Нельзя сказать точно, заходил ли кто на палубы вымерших кораблей, пока те не пропали на морском дне.

208_ru

Болезнь распространялась по всему Западному миру на протяжении трёх лет. Вначале поражались порты, затем города и сельские местности. Ареал распространения болезни вскоре принял громадные размеры. Источники в разных концах Европы отмечают начало страшного мора.

Сильно пострадали земли нынешних Нидерландов, Бельгии, Дании, Германии, Швейцарии и Австрии. Затем зараза посетила Венгрию, Швецию, Польшу и русские земли.

В 1351 году повальный мор отмечают русские летописи: Новгород, Смоленск, Киев. В 1352 г. пандемия началась в Псковских землях, где приняла такой масштаб, что люди не успевали погребать мертвых. В Пскове по просьбе горожан побывал епископ Василий Новгородский, но на обратном пути он сам скончался от чумы на реке Узе.

Плачевно заканчивались попытки богатых горожан раздать своё имущество бедным: «аще бо кто у кого возметь, в той час неисцелно умираеть». Как свидетельствует летопись, в Глухове и Белоозере не осталось вообще ни одного жителя — «вей изомроша». В 1353 г. чума пришла в Москву. От нее скончался, в частности, великий князь Симеон Гордый и его сыновья.plague-doctor

Причиной эпидемии современники, как христиане, так и мусульмане, в первую очередь считали  гнев Всевышнего. Но большое значение придавалось также астрологическим факторам: в 1348 г. профессора Парижского университета решили, что чума возникла от «дурного воздуха», поскольку год был жарким и влажным, а Ги де Шолиак, французский хирург и врач папы Климента VI в Авиньоне, объяснял эпидемию особой констелляцией Сатурна, Юпитера и Марса. Отмечалась также связь чумы с иными природными катаклизмами: бури, пожары, голод и война («Четыре всадника Апокалипсиса»). Современники пытались проследить механизмы заражения: в классическом описании чумы из «Декамерона» Дж. Боккаччо пишет:

«…не только беседа или общение с больными переносило на здоровых недуг или причину общей смерти, но, казалось, одно прикосновение к одежде или другой вещи, которой касался или пользовался больной, передавало болезнь дотронувшемуся».

Вину за распространение эпидемии общественное мнение зачастую возлагало на евреев, чьи гигиенические правила (бани и обливания) давали им некоторую защиту от заражения. Поэтому «Черная смерть» повлекла за собой вспышку антисемитизма: евреев обвиняли в злонамеренном отравлении колодцев с целью вызвать мор. На этом основании в октябре 1348 г. было принято решение о повсеместном изгнании евреев и уничтожении тех, кто остался. В 1348–1349 гг. избиению, сожжению и грабежу подверглись евреи во многих европейских городах, главным образом в Германии: в Аугсбурге, Вюрцбурге, Мюнхене, Нюрнберге.  Одновременно сжигались долговые обязательства, еврейские дома, лавки и другое имущество.

Хотя в булле Климента VI говорилось, что евреи так же, как и христиане, умирают от чумы, а следовательно, не являются ее виновниками, эта булла не положила конец преследованиям. «Черная смерть» и вызванные ею волны антисемитизма были причинами массового бегства евреев. Многие из них устремились в Польшу, получив разрешение селиться во владениях короля Казимира Великого.

ганзейские купцы -01

К последствиям эпидемии относится резкий экономический спад. Страх заражения сократил международную торговлю. Резко выросли цены на продукты и предметы первой необходимости. Египетский историк Бадр ад-Дин Махмуд аль-Айни (1360–1451) писал: «Оказался недостаток во всех товарах, вследствие незначительности привоза их, так что бурдюк воды обходился в землях Египетских дороже 10 дирхемов…»

Чёрная смерть показала, как изменяется поведение человека в критической ситуации. С 1348 года в Европе наблюдаются эпизоды коллективной паники, массовые психозы, галлюцинации, чума вызвала к жизни еретические течения.

 «Почётный авторитет как божеских, так и человеческих законов почти упал и исчез», — с горечью отмечает Боккаччо.

11196596

   Страшная пандемия не могла не найти своё отражение в изобразительном искусстве и литературе.  Весьма распространенной в литературе и искусстве стала тема «Пляски смерти» — страшного хоровода, в который Смерть вовлекает мужчин и женщин, молодых и стариков, рыцарей и крестьян. Мироощущение человека приговоренного, человека за гранью отчаяния приводило к различным эксцессам: в художественной литературе прочно утвердилась тема «пира во время чумы».

Вместе с тем «Черная смерть» способствовала серьезным сдвигам в духовной жизни. Появляются новые формы почитания святых — защитников от чумы: св. Роха, самостоятельно исцелившегося от этой болезни, Св. Себастьяна, пораженного стрелами, которые ассоциировались с поражением болезнью, Св. Христофора, также принявшего мученическую смерть от стрел, Богородицы, укрывающей род людской своим покровом от болезни. Но главное состояло в том, что пандемия подтолкнула людей к размышлениям о том, что в первую очередь, только они сами ответственны за спасение своей Души.

По материалам статьи

Крымский юрт
Языческие руны на христианском колоколе

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*