Крымское ханство — государство крымских татар — Крымский юрт, существовал с 1441 по 1783 годы. После турецкой военной экспедиции в Крым в 1478 году Крымское ханство попало в вассальную зависимость от Османской империи и сохранилось в этом качестве до 10 (21) июля 1774 года, когда был подписан Кучук-Кайнарджийский мирный договор между Российской империей и Османской «в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи»
Крымский юрт находился в вассальной зависимости от Османской империи и считался «государством, находящимися под защитой» турок-османов. Назначение и смещение ханов в Крымском юрте с 1584 года, осуществлялось по воле султана Османской империи в Стамбуле.
C момента образования Крымского юрта в 1441 году, войско крымского хана совершало постоянные набеги на Русское Царство и Речь Посполитую (Польско-Литовские земли). 24 мая 1571 — крымский хан Девлет- Гирей захватил Москву. Конное войско крымских татар и кочевников причерноморских степей ногаев в совершенстве владели тактикой грабительских набегов, выбирая свой путь по водоразделам.
Захват пленников — ясыря —требования выкупа за свободу пленников и работорговля были важной статьей дохода Крымского юрта – торговля рабами была важной частью экономики ханства. Захваченные пленники продавались на невольничьих рынках Карасубазара (ныне Белогорск), рынках Гёзлёва (ныне Евпатория), главный невольничий рынок был в портовом городе Кафа (ныне Феодосия). С невольничьих рынков Крымского юрта пленников продавали в Турцию, на Ближний и Средний Восток и даже в европейские страны. Тех пленников, которые, попав на невольничьи рынки отрекался от христианской веры и становился мусульманином, отпускали сразу.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби, совершил несколько путешествий по Крыму (1641-1667 гг.). В своих путевых заметках Эвлия Челеби писал о том, что крымские татары имели северную границу Крыма у крепости Ор-Копи (Перекоп). Причерноморская степь тоже принадлежала крымскому хану, но по степи кочевали ногайцы: адиль, шайдак, ормит — «Улуса Берке (Ногая) и Ак Орды (правое крыло) — остатки распавшейся в середине XV века большой «Золотой орды» (или «Улус Джучи»). Племена ногайцев платили крымскому хану подать за выпас стад и доставляли в Крым продукты (мясо, кумыс, шерсть и т.д.), и захваченных в приграничных районах пленников (ясыр).
В VII веке Крымский юрт состоял из 24 казалыков; Слово «казылык» — это вяленая колбаса, изготовлиная из свежего конского мяса (из конины). Во главе каждого казылыка стоял кади, назначенный крымским хан, кроме четырёх казалыков, находящихся в эйалете Кафы, находившегося под властью османского султана. В VII веке в Крымском юрте было «40 бейликов», где бей означало «начальник рода», и ему подчинялись мурзы.
Власть крымского хана была ограничена не только волей султана Османской империи, но и волей 40 беев — представителей знатных родов, «беи – карачи» были главными советниками крымского хана. В Крымском ханстве без согласия Карачи никто не мог взойти на ханский престол.
Род Гиреев, получив право на ханскую власть, но так и не сумел добиться от знати, чтобы власть была наследственной и неограниченной.
В «Сейахат-наме» (в «Книге путешествий») Эвлия Челеби (1666г.) сообщается, что крымские «отделившиеся роды беев именуются Ширин, Мансур, Седжеут и Улан. Уланами называются те беи, которых, к примеру, ханские дочери породили. Войсковые люди зовутся Карачи…» «Ширин, Мансур, Седжеут — это названия трех самых могущественных крымских родов. Турецкое выражение Улан, употреблялось для обозначения детей, сыновей крымских феодалов от браков с представительницами рода Гереев. Выражение Карачи (монг.) — это название не «войсковых людей» в Крыму, а наименование беев наиглавнейших родов: ширинов, мангытов, седжеутов и аргынов и мансуров».
В Крымском юрте существовали «малый» и «большой» ханский государственный совет.
«Малый совет», или «Малый диван» состоял из узкого круга знати, решавший вопросы, требующие срочных и конкретных решений.
«Большой диван» — это собрание «всей земли» Крымского юрта, в котором принимали участие все мурзы и представители «лучших» чёрных людей. За карачами, не «войсковыми людьми», по традиции, сохранилось право запрещать или одобрять назначение османским султаном крымского хана из рода Гиреев. Если «войсковые люди» Крымского юрта одобряли кандидатуру предложенную турками османами на крымский престол, то хан из рода Гиреев мог, после посещения мечети Хан-Джами в Гёзлёве, и торжественного молебна отправиться в ханский дворец в Бахчисарае.
В начале ХIХ века, к числу дорт-карачи, без согласия которых крымский хан «сам собою ничего к управлению народов относящегося не мог предпринимать», относились «4 рода беев: Ширин, Мансур («потомки бея Мансура – одного из сыновей Эдиге, водворившихся в Крыму в 80-х гг. XV в.»), Барын, Сиджиут». Тогда же было отмечено, что к числу бейских родов первого разряда относились Ширинские, Мансурские, Сиджеутские и Аргинские, второго – Кипчакские и Яшлавские.
В Крымском ханстве велась постоянная борьба между представителями этих знатных родов. Богатые феодальные семьи имели власть на местах и часто были оппозиционно настроены по отношению к центральной власти – хану, восседавшему на престоле в Бахчисарае. Во внутренних распрях сказывалось влияние турецкого правительства, ведущее политику «разделяй и властвуй», и не допускающую консолидации сил Крымского ханства. Турецкая Османская империя нередко создавала конфликтные ситуации внутри Крымского юрта, что естественно ослабляло страну. Это позволяло контролировать не только волю хана, но и управлять неспокойной крымской знатью, и направлять развитие государства в нужное османам русло.
Государственной религией Крымского ханства был ислам, а в обычаях ногайских племён существовали отдельные пережитки шаманизма. Наряду с крымскими татарами и ногайцами, ислам исповедовали и проживающие в Крыму турки и черкесы.
Постоянное не мусульманское население Крымского ханства было представленоправославными христианами, к которым относятся эллиноязычные и тюркоязычные греки, армянами исповедующими григорианское православное христианство, армянами католиками, потомки генуэзцев, относящихся к римско-католической церкви, а также иудеями и караимами.
В государственном устройстве Крымского юрта с 1441 г. по 1783 г. во многом были использованы золотоордынская и османская структура государственной власти. Чаще всего высшие государственные должности занимались сыновьями, братьями хана или другими лицами знатного происхождения.
Первым должностным лицом после хана был калга-султан. На эту должность назначался наследник хана или доверенное лицо из ханской фамилии. Калга-султан управлял страной в случае смерти хана до назначения на престол нового хана. Он был главнокомандующим войска Крымского юрта, если хан лично не отправлялся на войну. Вторую главенствующую должность — нуреддин — также занимал член ханской фамилии. Он был председателем в малых и местных судах, командовал в походах меньшими отрядами.
Муфтий — это глава мусульманского духовенства Крыма, толкователь законов, обладающий правом смещать судей — кадиев, если они судили неправильно.
Каймаканы — управляющие областями ханства.
Ор-бей — начальник крепости Ор-Капы (Перекоп). Чаще всего эту должность занимали члены ханской фамилии, либо член фамилии Ширин. Военный гарнизон в Ор-Капы охранял границы Крымского юрта и наблюдал за ногайскими ордами за Перекопом в причерноморских степях. Должности кадия, визиря и других министров Крымского юрта были аналогичны таким же должностям в Османском государстве.
В Крымском юрте существовала важная женская должность — валиде-султан, ула-султан, которую занимала мать или сестра крымского хана. По значимости и роли в государстве она имела ранг, следующий за калга-султаном.
Важным явлением в государственной жизни Крымского юрта была большая независимость знатных бейских родов, в чём-то похожая на независимость знатных родов шляхты в Речи Посполитой.
Крымские беи управляли своим владениями (бейликами), как полунезависимым маленькими государствами, они сами вершили суд и имели своё ополчение. Беи регулярно принимали участие в бунтах и заговорах, как против хана, так и воевали между собой, они часто писали доносы османскому правительству в Стамбул на не угодных им крымских ханов.
Допустимо ли использование термина «коренной народ» применительно к татарам в Крыму