Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Секреты зазеркалья в шедеврах живописи

Секреты зазеркалья в шедеврах живописи

Шедевры живописи XV-XVI веков скрывают в себе немало загадок, разгадывать и рассматривать их особенно интересно Одной из секретов известных живописных полотен считаются зеркала и их отражение. На первый взгляд, в зеркалах нет ничего примечательного, но если присмотреться ближе, то можно обнаружить немало любопытных деталей. Что же художники прошлого скрывали в зеркальных отражениях?

Портрет четы Арнольфини

Пожалуй, самым известным зеркалом в картине «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка. В XV веке зеркало в домашнем интерьере средневекового дома встречалось довольно редко. Наличие зеркала в комнате свидетельствует о высоком социальном статусе хозяина дома. Самый большой интерес вызывает зеркальное отражение, часто существующее независимо от сюжета картины и скрывающее какие-то тайны.


Считается, что человек в синем тюрбане на картине – это сам художник Ян ван Эйк, и над зеркалом есть надпись «Johannes de eyck fuit hic 1434», что в переводе означает «Ян ван Эйк был здесь». Вглядываясь в зеркало на картине, можно понять, что супружеская пара стоит не перед зрителями, а перед большим зеркалом, которое отражается в маленьком круглом зеркале на стене, за их спиной.

Святой Элигий в своей мастерской

Некоторые считают, что живописец Петрус Кристус скопировал приём Ван Эйка в своём полотне «Святой Элигий в своей мастерской». Святой Элигий считался покровителем ювелиров. По сюжету картины, к ювелиру пришла молодая пара заказать обручальные кольца.

Справа от мастера-ювелира стоит овальное зеркало с отражением двух людей стоящих на улице и заглядывающих в окно ювелирной мастерской. Искусствоведы не пришли к единому мнению, кто мог быть изображенным в зеркале, но одно ясно – художники начинают часто прибегать в своих картинах к приёму с зеркальными отражениями расширяющими пространство.

«Меняла с женой». Художник Квентин Массейс, 1514 год.

Весьма любопытные детали раскрываются в картине Квентина Массейна «Меняла с женой». Сюжет довольно простой — меняла взвешивает на весах монеты, проверяя их вес. Его жена, перелистывая страницы Библии, на минутку оторвалась от чтения и наблюдает за процессом взвешивания.

Все бы ничего, но вот только в зеркальном отражении видна фигура мужчины, сидящего у окна, со скорбным выражением лица. Не отрывая глаз он читает Библию, не обращая внимания на менялу, его жену и деньги, рассыпанные на столе. Художник считает, что в жизни есть вечные Библейские ценности, которые дороже мирской суеты и денег.

«Менины». Художник Диего Веласкес, 1657 год.

На знаменитой картине Диего Веласкеса «Менины» также есть зеркало, отражающее испанского короля Филиппа IV и Марианну Австрийскую. Живописец Диего Веласкес так выстроил композицию картины, словно инфанта Маргарита и придворные стоят перед испанской королевской четой, отражённой в зеркале, как в картине на стене.  Зеркало — не единственный секрет картины «Менины».

Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Размеры огромной картины 3,20 х 2,74 метра. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно абсолютно всё. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов.

Картину Веласкеса «Менины» можно назвать семейным королевским портретом. В 1666 во время инвентаризации эта картина была названа «Портрет императрицы с ее фрейлинами и карликами». После пожара в 1734 году, картина появилась под названием «Семья короля». Картина Веласкеса была передана королем Испании Музею Прадо в Мадриде, открывшемуся в 1819 году, чтобы «показать миру значение и славу искусства испанского народа». В каталоге 1843 года музея Прадо картина впервые упоминается под названием «Менины» .

Испанское искусство стало популярным в Европе в 19 веке, именно благодаря этой картине имя Веласкеса через 150 лет после его смерти стало известным далеко за пределами испанского королевского двора, знаменитым на весь мир. Творчество Веласкеса вдохновляло художников нового поколения.

На картине изображён не реальный, а идеальный образ самого художника Диего Веласкеса с кистью в руке, он изобразил себя таким, каким бы ему хотелось быть в реальности. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был довольно смелый шаг автора картины.

В центре картины находится инфанта Маргарита Тереза, которая через 10 лет после написания этого полотна будет провозглашена императрицей, супругой Леопольда 1, императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии. Правление Маргариты Терезы продолжалось с 1666 по 1673 годы, Маргарита умерла в возрасте 21 года.

Традиционно портрет — это изображение одной персоны, но в портрете принцессы изображёно всё придворное окружение юной принцессы, рассказывающее о её жизни.

Над головой юной принцессы Маргариты Терезы можно заметить картину в тёмной деревянной рамке, на которой изображены отец и мать Маргатиты, король Испании Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Вся повседневная жизнь юной принцессы Маргариты Терезы при испанском дворе под зорким взглядом испанской королевской четы. Веласкес изобразил картину в таком ракурсе, будто её видят со стороны король и королева, отражённые в картине-зеркале.

Некоторые исследователи считают, что короли и королева, изображённые на картине, на самом деле отражаются в зеркале, так как они присутствуют при написания картины. Другие утверждают, что на самом деле и принцесса и художник смотрят на себя в большое зеркало, отражающее всю эту сцену.

Король и королева, отражённые в зеркале на стене, и юная принцесса Маргарита являются центром всей композиции картины.

Слева от принцессы Маргариты Терезы изображена её фрейлина донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, подающая ей сосуд с напитком.

Справа от принцессы Маргариты Терезы  изображена ещё одна её фрейлина донья Изабель де Веласко, застывшая в реверансе.

Справа от принцессы Маргариты Терезы автор изобразил её  наставницу донью Марселу де Уллоа и гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту, некоторые современные учёные считают, это мог быть Диего Руис де Аскона.

Справа от принцессы Маргариты Терезы стоят постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы, лежащий у ног карлика.

Картина Диего Веласкеса была изменена после смерти художника по приказу короля. Отдавая дань уважения талантливому великому испанскому художнику Веласкасу почти через год после его смерти, король Испании в 1660 00- орден Сант-ягогоду присвоил художнику титул рыцаря ордена Сант-Яго.

На картине символика рыцарского ордена Сант-Яго изображена на груди Веласкеса, но история появления её на картине необычна.

Изначально рыцарского ордена Сант-Яго на картине не было, а появился он после смерти Веласкеса по приказу короля.

Некоторые историки утверждают, что Леопольд 1 собственноручно нарисовал рыцарский орден Сант-Яго на картине Веласкеса.

Вендская держава XI - XII веков н.э.
Старославянские часы Суздаля.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*