6 февраля Православная Церковь празднует день памяти святой блаженной Ксении Петербургской.
Блаженная Ксения Петербургская – одна из самых почитаемых святых, покровительница северной столицы и женщина с необыкновенной судьбой. Ныне почитаемые святые некогда были простыми земными людьми. Впрочем, назвать Ксению простой можно едва ли. История любви этой женщины показала, что большое и настоящее чувство не гаснет и не умирает, а напротив – даёт силы для выбора совершенно иного пути и новой жизни. Что же разделило жизнь Ксении на «до» и «после». И почему она решила отказаться от земных благ?
Три счастливых года.
Точная дата рождения Ксении Петербургской так и остаётся неизвестно. Однако историки считают, что на свет она появилась в первой половине XVIII века. О том, к какому сословию принадлежали её родители, не сохранилось сведений, но, несомненно, они занимали достаточно высокое положение в обществе. На это указывает брак самой девушки. В качестве жениха для неё был выбран придворный певчий Андрей Петров, пусть и не вельможа, но уважаемый человек при дворе.
Ксении посчастливилось выйти замуж за того, кого она любила всем сердцем. Андрей Петров был человеком честным и добрым, он с теплотой относился к супруге.
Град на Неве тогда вовсю строился, и молодожены поселились в небольшом деревянном особнячке на окраине. Семья жила в ладе и мире, невольно вызывая восхищение, а порой и зависть окружающих. За три года брака ни Ксения, ни её муж ни разу не упрекнули друг друга, напротив, в семье царила атмосфера любви, понимания и взаимной поддержки.
Однако семейное счастье продлилось недолго. Спустя три года супружества, Ксения потеряла мужа. Смерть забрала у Ксении возлюбленного. Кончина Андрея была столь неожиданной, что он даже не успел покаяться и причаститься. Потеря супруга стала тяжёлым ударом для молодой вдовы.
Новый путь
В ту пору Ксении исполнилось всего двадцать шесть лет. Многие вдовы такого возраста, выдержав траур, начинали искать себе новую партию. Но Ксения не представляла своей жизни без Андрея.
После похорон мужа Ксения была безутешна. На своё имя она не откликалась. А тем, кто узнавал при встрече, лишь отвечала: «Андрей Федорович я. А Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище«.
Ксения облачилась в костюм мужа и теперь просила обращаться к ней как к «Андрею Фёдоровичу Петрову». Она заявила, что её муж не умер – напротив, умерла Ксения, а любимый Андрей продолжает жить. Отчасти она была права – земная женщина и правда исчезла. Теперь Ксения превратилась в «небесную» супругу умершего, которому хранила верность и которого любила не меньше, чем прежде.
Ксения не была сумасшедшей, она не тронулась рассудком и не творила чудачеств. Напротив, она отныне следовала духовному пути вдовы, который заметно отличается от призвания замужней женщины. Теперь все её силы были направлены на сохранение доброй памяти о муже, на возможность получить покаяние – за него.
Похоронив «себя», она «превратилась» в своего супруга. Уже тогда можно было предположить, что Ксения пойдёт по пути многих блаженных, творящих добро и служащих Богу.
Почему негодовали родственники Ксении? И как юродивая стала покровительницей влюблённых?
«Безумная» Ксения
Странная женщина в мужском мундире брела по Петербургу. Люди оборачивались, смотрели ей вслед. Судя по наряду, она была совершенной безумной, но ясные умные глаза говорили о другом. В них были свет и любовь, быть может, именно то, чего многим так не хватало в жизни. Это была Ксения Петербургская, которой в дальнейшем суждено стать одной из самых почитаемых святых. А ещё её называли покровительницей влюблённых.
Мундир покойного супруга стал привычной одеждой для Ксении. Именно красный и зелёный цвета она выбрала в качестве своих главных символов. Они олицетворяли любовь и жизнь.
Теперь вдова не хотела вести прежнюю жизнь, наполненную бытовыми хлопотами и суетой. Своё имущество она раздала бедным, а дом подарила нуждающейся подруге, вдове Антоновой.
Подвиг веры и выбор духовного пути Ксении поняли далеко не все её родные. Многие из родственников негодовали, заявляя, что женщина попросту лишилась разума и «разбазаривает» всё нажитое. Разумеется, эти люди сами с удовольствием могли бы присвоить имущество Ксении, но понимали, что оно для них потеряно и перейдёт тем, кто действительно испытывает нужду.
Многие даже подумывали, что несчастная сошла с ума после того, как она пожертвовала свой особняк знакомой, раздала все имущество. Схватив Ксению под руки, её родственники привели вдову к начальству погибшего мужа. После разговора с Ксенией было выявлено, что женщина совершенно разумна, её ум ясен, а потому не приходится сомневаться в осознанности поступков Ксении.
Хранительница вечной любви
С той поры Ксения Петербургская начала свой духовный путь. Она «заступила» земное место мужа, посвятив себя служению Богу.
Облачилась в старенький поношенный зелёный мундир мужа и красную юбку, она и стала скитаться по улицам, живя подаяниями. Люди жертвовали охотно, зная, кем была просительница в прошлом. Как-то раз хозяин одной лавки положил ей в карман несколько злотых монет. Поблагодарив, Ксения удалилась, но вскоре вернулась. Отдала деньги и сказала: «Ты мне дай лучше царя на коне», имея в виду копейку, на которой был изображен Георгий Победоносец. Этому правилу блаженная следовала неизменно
Порой в качестве подаяния она принимала красную кофту и зелёную юбку, а полученные деньги Ксения отдавала другим беднякам. Удивляло и то, как на столь малые средства страннице удавалось кормить ещё три-четыре семьи, такие же бедные.
Волнуясь за юродивую, полиция проследила, где же она ложится спать, всё-таки в бедных районах столицы было немало и лихих людей. Оказалось, что от рассвета до заката Ксения стоит в молитве, а ночью её охраняет Ангел.
Особенно полюбили блаженную работники Смоленского кладбища, где возводили новый Троицкий храм. Они долго не могли понять, кто каждый раз приносит им новые кирпичи.
Однажды ночью сторож увидел, как женщина в красно-зелёном рубище тихонько складывает кирпичи рядом со строительными лесами. Приглядевшись, признал в ней Ксению.
Со временем горожане привыкли к юродивой. Порой приглашали домой — отобедать и побеседовать. Некоторые и вовсе почитали гостью за святую. Когда же люди заметили, что Ксения обладает даром предвидения и порой совершает настоящие чудеса, к ней потянулся народ из разных уголков России.
Особенно запомнился всем случай на Рождество 1761 года. В сочельник Ксения ходила по городу и громко кричала: «Пеките блины! Завтра вся Россия будет печь!» Люди только удивлялись и не понимали: «Что это нашло на Ксению? Масленица ведь нескоро». На следующий день 25 декабря 1761 г. (5 января 1762 г.), вся страна узнала о кончине императрицы Елизаветы Петровны, младшей дочери царя Петра I и Екатерины I. Так сбылось пророчество Ксении Петербургской.
Однажды старица пришла к давней подруге — купчихе Параскеве Антоновой, которой когда-то она отписала свой дом. Неожиданно Ксения сказала: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища, тебе Бог ребёночка послал! Беги скорее!»
Эти слова были как удар молнии, ведь у вдовы Параскевы не было детей и она тут же побежала к погосту. У самых ворот кладбища она увидела корзину, а в ней — младенца. Родных его так и не нашли, малыш остался жить у купчихи.
Блаженная Ксения помогла многим людям, став верной покровительницей и защитницей верующих.
Ксения доказала, что для любви не существует преград, и даже смерть не в силах разлучить души любящих людей. Неслучайно Ксения Петербургская сегодня почитается как святая, а также покровительница влюблённых. И в наши дни немало людей обращается за помощью к образу святой женщины, некогда решившей взять имя мужа и обессмертившей священное чувство любви.
Именно рядом с Троицким храмом спустя несколько лет Ксению и похоронили. Почти сразу же на могилу стали приходить богомольцы — просить помощи и заступничества у старицы. Вскоре на месте погребения соорудили часовню.
В годы советской власти в часовне разместили сапожную мастерскую. Однако работа там шла из рук вон плохо. Начальство вовсю ругало сотрудников, а работники в ответ сетовали на внезапную головную боль и дрожь в руках, едва они переступали порог часовни.
Тогда в помещении решили изготавливать парковые скульптуры, но вновь повторилась та же история. Сработанные днём шедевры за ночь разваливались на куски. Кто-то из горожан украдкой замечал: «Чехарда мастерских неспроста. Ксеньюшка гневается».
Всё изменилось в 1988 г., когда Ксению Петербургскую канонизировали. Часовню восстановили, и вновь к ней потянулась вереница верующих — каждый со своими мольбами и просьбами.
Город святого апостола Петра хранит память о святой блаженной Ксении Петербургской. К её часовне на Смоленском кладбище ежедневно стекается православный народ, чтобы поклониться подвижнице, попросить помощи, поблагодарить.
В 2017 году на Камской улице в Петербурге у самых врат Смоленского кладбища был открыт музей святой блаженной Ксении. Главную часть экспозиции этого музея составляют репродукции картин современного петербургского художника и иконописца Александра Евгеньевича Простева, создавшего серию из 50 графических и живописных работ по житию святой блаженной Ксении Петербургской.
Продолжая лучшие традиции русской религиозной живописи, Александр Простев на протяжении ряда лет с большой любовью занимался разработкой иконографии блаженной Ксении, изображая ее в разном возрасте (от младенчества до старости), в разном душевном и духовном состоянии.
Начиная работу над серией картин о святой блаженной Ксении, художник поставил себе цель средствами живописи создать художественный образ Жития, похожие на традиционные иконографические эпизоды жития, окружающее икону: от рождения до блаженной кончины святой.
Сегодня можно говорить о том, что, воплотив свой замысел, художник создал новый жанр живописи – жития святой Ксении, своего рода «акафист в красках».
В 2019 году на Петроградской стороне на Лахтинской улице, где в первой половине XVIII века находился дом полковника Андрея Федоровича Петрова, был освящен храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Расписан храм Александром Евгеньевичем Простевым.
В роспись вошли получившие иконописную форму многие сюжеты живописного цикла и специально созданные новые иконописные образы, иллюстрирующие акафист святой блаженной Ксении Петербургской, сопровождаемые текстами из него.
Иконописцем Простевым была разработана цельная иконография сюжетов жития, до сих пор не существовавших в иконописи, ведь святая блаженная Ксения и жила не так давно — всего около двух с половиной веков назад, и прославлена в лике святых совсем недавно – в 1988 году.
Молитвами святой блаженной Ксении да сподобит нас Господь побывать в Санкт-Петербурге, помолиться в посвященном ей храме и увидеть живописные образы жития святой в ее музее на Васильевском острове!