Вторник , 16 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Древнерусские доспехи — колонтарь, куяк, байдана

Древнерусские доспехи — колонтарь, куяк, байдана

Доспехи в древности и средние века служили предохранительным вооружением воина для защиты разных частей тела, иногда и тела боевого коня.

Этимология слова доспех «вооружение воина».

До-спе́х от др.-русск. доспѣхъ, далее от др.-русск. доспѣти «успеть», из праслав. *do-spěti, от праслав. *spěti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. спѣти, спѣю «спешить, стремиться, способствовать», ст.-слав. спѣти, спѣѭ (др.-греч. προκόπτω, κατευοδόω (Остром., Ассем.), русск. спеть, укр. спíти, спíю, белор. спець, болг. спе́я, сербохорв. до̀спиjети, до̀спиjе̑м «дозреть, созреть, успеть», словенск. spẹ́ti, sрê̑jеm «спешить, увеличиваться, спеть», чешск. spět «спешить», словацк. sрiеť — то же, польск. śpiać, śрiаł, śpieję «поспешать, настигать», в.-луж. spěć «удаваться» (из словаря М. Фасмера).

Корневое слово спех употреблялось со значениями: «поспешность; резвость, быстрота; усердие, рвение; труд, усилие; польза, успех, преуспеяние; помощь, содействие». В древнерусском языке из корня спех развилось много разных смыслов.
Глагол доспети одним из значений имел – «подготовиться к бою», в том числе и «облечься в броню, вооружиться». Прилагательное доспешный – «снаряженный, готовый для боя». Отсюда понятен и смысл существительного доспех – «готовность к бою» и с метонимическим переносом – «боевое снаряжение». При обращении к памятникам письменности мотивированность слова снова оживает перед нами: доспел вооружился, подготовился к бою, остался в живых (слово сближается с понятием «успеха»), а не доспел — не вооружился, не подготовился к бою, так и пеняй на себя!
Здесь можно вспомнить дошлый хлеб – «спелый, зрелый, если речь шла о хлебных полях, а если о печном хлебе – хорошо выкисший и выпеченный» и дошлый (о человеке) – «пройдошливый, пройдоха, хитрый, ловкий, ушлый».

Сегодня трудно поверить, что в течение веков словосочетание успешный человек было невозможным в русском языке, человека называли преуспевающий (ср. успешность и успеваемость). Прилагательное успешный могло употребляться только по отношению к действиям, деятельности, процессам: успешный бой, (набег, полет, концерт), или – по отношению к результату: успешный итог (исход, конец, а также – успешный сезон, год, бизнес и пр.).
По отношению к людям — успешный впервые появляется только во второй половине XX веке. Стали изредка говорить: успешный драматург (писатель, журналист, ученый, партработник, военачальник и пр.). Однако за последние годы сочетание успешный человек стало очень типичным.

20. КОЛОНТАРЬ. XIV век («KOLONTAR» PLATE ARMOUR. XIV)

«Чюдно стязи у Дону великаго пашутся хоругви берчати, светятся калантыри злачены» («Задонщина»).

Колонтарь (калантырь, защитный доспех богатыря) — доспех, броня из блях и колец, среднее между латами и кольчугой. Колонтарь доспехи без рукавов из двух половин, передней и задней, застегивавшихся на плечах и боках латника железными пряжками. Каждую половину колонтаря от шеи до пояса составляли ряды крупных металлических горизонтально расположенных пластин, скрепленных кольчужным плетением. У пояса прикреплялась кольчужная сеть — подол — до колен. Спинные пластины колонтаря делали тоньше и меньше грудных, так как древнерусские воины не привыкли отступать и показывать своим противникам спины. Начищенный до блеска колонтарь представлял собой часть парадных доспехов, и металлические пластины часто были украшены золотой гравировкой, насечкой, прорезным орнаментом. Цена колонтаря XVII веке поднималась до 1000 рублей — астрономической суммы для того времени.

Русские доспехи, подобные колонтарю, высоко ценились у соседей Московского государства.

«Да пожаловал князь великий, прислал третьего году пансырь; и яз ходил на недругов, да пансырь утерял; и он бы пожаловал пансырь прислал», — писал в Москву в 1491 году крымский хан Менгли-Гирей.

Просьба Менгли-Гирея и его наивная хитрость — лучшая рекомендация качества и высокого мастерства древнерусских оружейников (бронников).

21. БАЙДАНА. XV век («BAIDANA» HAUBERK. XV с.)

Байдана — разновидность кольчатых доспехов. От кольчуги  байдана отличается лишь размерами и формой своих колец. Кольца байданы — крупные, плоско раскованные. Крепились кольца байданы либо в накладку, либо на гвоздь или шип, что придавало соединению плоских колец большую прочность. Самая известная байдана, принадлежавшая Борису Годунову, на многих кольцах его байданы была выбита надпись: «С нами бог ни кто же на ны».

Весившая до 6 кг, байдана представляла собой надежную защиту от скользящих сабельных ударов в ближнем бою, но от колющего удара копья и стрел спасти не могла из-за большого диаметра своих колец.

«Байдана бесерменская», как назывался этот вид оборонительных доспехов, упоминаемый в «Задонщине», литературном памятнике XIV века. «Байдана бесерменская» известна на Руси с 1200 года, её дополняли другие предметы оборонительного вооружения, например, поножи, защищавшими ноги ратника.

Поножи-бутурлыки, или батарлыки бывали трёх видов: из трёх широких досок, соединявшихся металлическими кольцами таким образом, что бутурлык охватывал всю ногу от пятки до колена; из одной широкой доски и двух узких; из одной выгнутой доски, прикреплявшейся к ноге ремнями.

22. КУЯК. XVI век («KUYAK» BRIGANDINE. XVI с.)

«…Он сам на коне — как ясен сокол; крепки доспехи на могучих плечах: куяк и панцирь чиста серебра, а кольчуга на нём красна золота» (Былина о Михаиле Казаринове).

Куяком назывались доспехи из металлических пластин, прямоугольных или круглых, прикреплённых  по отдельности на кожаную или суконную основу. Куяки изготовлялись с рукавами и без рукавов; имели полы, как кафтан. Куяк мог усиливаться на груди и спине большими металлическими латами — «щитами». Такие доспехи на Руси использовались древнерусскими воинами с XIII по XVII век и имели близкие аналогии воинского обмундирования воинов в Западной Европе.

Термин «куяк» появился лишь в XVI веке в чагат., уйг., казах. kujak — то же, монг. qujag, калм. χujɐ «кольчуга» . Термин «куяк» от кова́ть, кую́, ст.-слав. ковати, коуѭ τεκταίνειν (Супр.), укр. кова́ти, кую́,болг. кова́ «кую», сербохорв. ко̀вати, ку̏jе̑м, словен. kováti, kújem, чеш. kouti, kuji, слвц. kоvаt’, польск. kuć, kuję, в.-луж. kować, н.-луж. kowaś. || Родственно лит. káuti, káuju, kóviau «бить, ковать», лтш. kaût, kâuju, д.-в.-н. houwan «рубить, наносить удары», лат. сūdō «бью, стучу, толку», ирл. сuаd «бить, бороться»; 

Передвижение древнерусских полков, закованных в различные доспехи, блещущих панцирями,  начищенными до сияющего блеска кольчугами, куяками, ощетинившимися копьями, часто сопровождалось звуками походной музыки духовых инструментов.

«В трубы вструбища, полци же начаша доспевати» (Ипатьевская летопись).

Самым распространенным музыкальным инструментом, сопровождавшим войско в военном походе, была труба. Сначала военные трубы были прямыми, без колен, напоминавшие пастушеский рожок. Позднее трубы видоизменились, и состояли  из трёх колен, расположенных на равном расстоянии друг от друга, скрепленных поперечными перемычками. Иногда трубачи украшали свои трубы четырехугольными «завесами» из тафты или парчи с шёлковой, позолоченной или посеребренной  с бахромой и кистями. В походах трубы прятались в матерчатые чехлы — «нагалища».

О славных русских ратниках говорится в «Слове о полку Игореве»:

«Под трубами повити, под шеломы взлелеяны» — «Под трубами родились, под шлемами взлелеяны»

Древнерусские рукописи на бересте
Древнерусский лучник X - XIII века

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*