Суббота , 20 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Загадки истории. Синдика

Загадки истории. Синдика

«Когда проплываешь Боспор, будут синды, выше же их — меоты, скифы», — так писал древнегреческий историк Гелланик Митиленский, живший в V в. до н.э., в сочинении «О народах».

В другом отрывке засвидетельствованы названия местных племен Прикубанья. Первое же упоминание о синдах мы встречаем у поэта VI в. до н.э. Гиппонакта из Эфеса. В дальнейшем о синдах и Синдике сообщает целый ряд античных авторов. Синды фигурируют и в надписях на плитах среди подвластных боспорским правителям племён. Синды жили на Таманском полуострове и на прилегающей части Черноморского побережья до Анапы и далее до района станиц Раевской — Натухаевской. Северной границей Синдики являлась река Кубань, а на востоке территория её простиралась, по-видимому, до хутора Красно-Батарейного (Крымский район), где расположены остатки древнего города со сложной системой укреплений.

земли Боспорского царства, захваченные-Митридатом к 88 году до н.э. в ходе войны с Римом

Синдов большинство учёных-кавказоведов относят к кавказской языковой группе и причисляют их к меотам, населявшим в древности бассейн реки Кубани. Академик И.А. Джавахишвили считал, что «синды» должны представлять собой туземное название и являются отголоском местного этнического имени «шинджишве», которым убыхи именовали своих ближайших соседей — абадзехов (одно из адыгейских племен).

В ином плане рассматривает этот вопрос член-корреспондент АН СССР лингвист О.Н.Трубачев,  считающий синдов остатками индоарийцев (праиндийцев), основная масса которых в II тысячелетии до н.э. мигрировала из Северного Причерноморья на юго-восток. Согласно О.Н.Трубачеву, синды были местные праиндийцы и язык синдо-меотов относится к индо-арийской (праиндийской) ветви с признаками самостоятельного диалекта (или диалектов). Исходя из этого, синды и меоты не могут считаться отдаленными предками адыгов, поскольку адыги принадлежат к кавказской языковой группе.

Выдвинутые О.Н.Трубачевым положения во многом спорны и противоречивы, и согласиться с ними трудно. Правильнее, на наш взгляд, как и считают большинство кавказоведов, синдов и меотов относить к кавказской языковой группе, подтверждение чему мы находим как в археологических памятниках, так и в сохранившихся у древних авторов названиях местностей, рек и в собственных именах в боспорских надписях.


В западной части Синдики, на Таманском полуострове, в VI в. до н.э. были основаны древнегреческие города-колонии. Крупнейшим из них был город Фанагория (около современного поселка Сенного), основанный переселенцами из города Теоса. На месте современной Тамани — античный город Гермонасса, созданный выходцами с острова Лесбос (Эгейское море). В северной части Таманского полуострова были расположены такие города и поселения, как Ахиллей, Киммерик, Патрей, Тирамба и др., а на восточном побережье Таманского залива милетская колония Кепы. Переселившиеся из Эллады греки вступали в тесные взаимоотношения с местными племенами синдов, что способствовало более быстрому их социально-экономическому развитию, чем остальных меотских племён. Многочисленные меотские племена, обитавшие на побережье, дали название и Меотиде (Азовскому морю).  Синды во всех письменных источниках выделяются из меотских племён в отдельное самостоятельное племя.

Первоначально возникшие колонии на Боспоре Киммерийском (Керченский пролив) представляли собой античные города-государства (полисы) по греческому образцу. В первой четверти V веке до н.э., около 480 года до н.э., античные города-государств объединились под главенством города Пантикапея (нынешняя Керчь) в одно государство — Боспорское царство, занимавшее территорию по обе стороны Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Таким образом, синды, жившие на территории Таманского полуострова, вошли в состав рабовладельческого Боспорского государства.

Восточная Синдика оставалась ещё самостоятельной. На грани VI и V веков до н.э. здесь возникли городские центры, и известен целый ряд сельских поселений. Одним из крупных населенных пунктов являлась Синдская гавань, которую неоднократно упоминают античные авторы. Большинство исследователей Синдскую гавань отождествляют с позднейшей Горгиппией, которая возникла  в IV веке до н.э. (территория современной Анапы)

Синды стояли на довольно высоком уровне социально-экономического развития. Основой хозяйства синдов было пашенное земледелие и скотоводство, в городах развивались ремёсла, большой удельный вес в экономике имела торговля.  Синды, как и другие меотские племена, выращивали пшеницу, ячмень и просо, обуглившиеся зерна которых были обнаружены при раскопках синдских поселений. Благоприятные физико-географические условия и соседство с античными колониями способствовали распространению виноградарства и виноделия (находки винодельни в Горгиппии). Синды разводили мелкий и крупный рогатый скот, свиней и лошадей,  было известно им птицеводство. В хозяйственной жизни синдов регулярным промыслом было рыболовство. Рыбу ловили сетью и на крючок.

Античные города Боспорского царства были центрами ремесла и торговли. Через Синдскую гавань и другие города Боспорского государства поступали товары из материковой Греции, с островов Эгейского моря, из малоазийских центров и других мест Средиземноморья. Часть импортных товаров шла вглубь материка, к меотским племенам. Боспорские рабовладельческие слои постепенно втягивали в круг своих торговых интересов разбогатевших синдов. Все это приводило в V века до н.э. к изменению социальной структуры синдского общества.

Диабол-413 год до н.э. -Грифон, стерегущий зерно, голова коня. Надпись-ΣINΔΩN -Синдика

Диабол-Фанагория-393 год до н.э.; кабир в конической шапке, украшенной венком; бодающий бык, надпись -ФАNА = Фанагория

Высокий уровень социально-экономического развития синдов и их эллинизация, наличие городов с одновременным существованием неукрепленных сельских поселений (деревень), самостоятельная чеканка серебряной монеты с надписью «синдон» могут указывать на большую финансовую независимость синдов, живущих в Синдской гавани и жителей Фанагории, также чеканивших свои монеты, но называемые на греческий лад (диабол).

В процессе распространения боспорского влияния на внутренние районы Синдики и Прикубанья греческие населенные пункты, возникшие в глубине территории синдо-меотских племён вошли в состав Боспорского царства. К числу таких поселений принадлежит Семибратнее городище, расположенное западнее станицы Варенниковской.

 

Монета- «Херакле» — Гераклеи Понтийской

Активная восточная политика Боспорского государства в середине IV века до н.э. привела к присоединению Синдики к Боспору. С этого времени Синдика потеряла свою независимость и стала составной частью Боспорского государства, управляемой специальными боспорскими наместниками.

Семибратние курганы находятся в низовьях реки Кубани, в 12 км на запад от станицы Варениковской (Анапский район), на высокой возвышенности левой террасы реки Кубани. Ещё недавно Кубань несла свои воды в Чёрное море, а теперь вся пойменная долина реки Кубань осушена и превращена в колхозные поля. С Семибратних курганов открывается великолепный вид на дельту Кубани, на горизонте раскинулся город Темрюк, а левее Таманский полуостров и сами курганы, видимые издалека. Шесть курганов вытянуты цепью с запада на восток, и только один, самый высокий, стоит отдельно.

Семибратние курганы были раскопаны русским учёным В.Г.Тизенгаузеном в 1875-1876 гг., но, к сожалению, ни один из курганов не был исследован до конца.

Четыре из Семибратних курганов (№ 1, 3, 5 и 7) оказались разграбленными. В них сохранились только конские могилы и отдельные предметы, не взятые грабителями. Курган четвертый подвергся только частичному ограблению, зато второй и шестой курганы были не тронуты грабителями.

Первый курган в группе Семибратных курганов по величине был самый грандиозным, достигал 15 метровой высоты, и стоял отдельно от остальных. Центральная гробница представляла каменный склеп, внутри оштукатуренный и покрытый толстыми бревнами. На полу найдены костяные наконечники стрел и обломки краснофигурной древнегреческой вазы так называемого роскошного стиля. У южной стены склепа открыта конская могила, в которой лежали две лошади и при них бронзовые уздечные украшения.

Во втором кургане, высотой 6 метров, хорошо сохранилась центральная гробница, сложенная из сырцового кирпича (длина 8 м, ширина 6 м) и перекрытая деревянными брусьями. Три четверти гробницы были заняты 13 скелетами лошадей с бронзовым уздечным набором, северо-восточный угол гробницы был отгорожен, и здесь на специально сделанном помосте лежал воин с полным набором оружия. Справа от скелета лежали железный меч, наконечники копий и дротики, бронзовые наконечники стрел. Всего найдено 347 наконечников стрел, составляющих несколько колчанных наборов. Во втором кургане найдены бронзовые и железные пластиночки от чешуйчатого панциря, которые были нашиты на кожаную основу (рубашку). Некоторые железные чешуйки плакированы золотом и украшали переднюю часть панциря. На груди воина лежала превосходная серебряная пластина (высота 34,3 см) с изображением оленя с ветвистыми позолоченными рогами и под ним оленёнка. Под этой группой представлен нападающий на зайца орёл  с распростёртыми крыльями, крылья и хвост орла позолочены. Некоторые исследователи считают эту пластину нагрудным украшением панциря, другие связывают её с колчаном.

На шее погребенного воина была гладкая золотая гривна, а в верхней части груди и плечах находились золотые рубчатые пронизи (трубочки), овальные золотые бусы и миндалевидные привески, составлявшие нагрудное украшение — ожерелье. Весь скелет воина и дно могилы были усеяны золотыми нашивными штампованными бляшками, найдено около трехсот штук, в виде: человеческих головок в профиль, обнаженного мальчика в схеме коленопреклоненного бога, головы богини Афины в шлеме с головой льва сзади, передней части быка, крылатого сфинкса, льва, лежащего оленя, передней части крылатого кабана, головы барана, фигуры курицы, лежащего горного козла, фигурки совы, головы Медузы, головы бородатого Селена или Пана и др. Золотые бляшки были, видимо, нашиты на погребальный полог.

Ритон лев. Семибратний курган № 2. Раскопки В.Г.Тизенгаузена, 1875-1876. Эрмитаж

В головах скелета стояла богатая погребальная утварь: большой серебряный ритон с золотым наконечником, оканчивающийся головой льва; плоская серебряная чаша (фиала), украшенная внутри кругом из головок мифических спутников бога Диониса — Силенов; бронзовый кубок; ситечко для процеживания вина с лебединой головкой на конце ручки; две черпалки для разливания вина; большой бронзовый сосуд на подставке на трёх львиных ножках и с двумя ручками в виде львов и змей; две глиняные вазы, покрытые блестящей чёрной поливой (чернолаковые); алебастровый кубок с крышкой; золотые пластины, служившие обивками деревянного сосуда, одна треугольной формы с закругленным концом и рельефным изображением крылатого барса, терзающего горного козла, и другая, покрывавшая ручку, в виде двух повернутых орлиных голов; части серебряного килика — плоской чаши на ножке, служившей для питья вина, с гравированными и позолоченными фигурами на донышке, изображающими древнегреческого героя Беллерофонта, убившего трёхликую огнедышащую Химеру — чудовище с головой и шеей льва, туловищем дикой козы и хвостом дракона. Одно приближение к Химере сулило смерть, так как из всех трех пастей она извергала огонь. Местом изготовления килика является Аттика.

Деталь ритона со скульптурным изображением передней части лежащей собаки . Семибратний курган № 4. Раскопки В.Г.Тизенгаузена, 1875-1876.

При конских захоронениях найдены бронзовые уздечные наборы, украшенные фигурами животных, выполненными в скифском зверином стиле: налобники в виде головы оленя или в виде фигурной бляхи, снабженной тремя изображениями лежащих оленей с ветвистыми рогами; псалии с изображением на одном конце передней части лошади, а на другом копыта, оленьей ноги и оленьего уха и др. В насыпи кургана было найдено пять больших бронзовых колокольчиков.

Второй Семибратский курган датируется серединой V века до н.э.
К этому же времени относится четвертый курган. Высота его 13 м. Он оказался частично потревоженным — грабитель проник в гробницу в области ног скелета. Зато находившиеся в головах покойника вещи уцелели. Здесь лежали три ритона — сосуды в форме рога для питья вина и культовых возлияний: один огромных размеров, серебряный, внизу с замечательным скульптурным изображением передней части крылатого горного козла и два золотых, оканчивающихся один головкой барана, а другой передней частью собаки.

Верхние части ритонов были вернее всего роговые и украшены золотыми округлыми треугольными пластинами, которые в количестве пяти были найдены здесь же. Пластины украшены рельефными изображениями зверей: на двух — орел, терзающий ягненка, затем лев, набросившийся на лежащего оленя, крылатый барс, вцепившийся в спину горного козла, и дракон с разинутой зубастой пастью, крыльями, оформленными в виде головки птицы с изогнутым клювом, и хвостом, заканчивающимся птичьей головой.

Тут же были найдены: серебряный килик (плоская чаша на ножке для питья вина) с великолепной гравировкой и позолоченным изображением древнегреческой крылатой богини победы Ники, сидящей на стуле и совершающей священный обряд возлияния, небольшая серебряная чашка, семь амулетов (один из них клык хищника в золотой оправе) и золотой браслет, сплетенный из проволоки, со скульптурными головками змей на концах.

Рядом с погребением, в особом отделении, отгороженном досками, находилось защитное оружие воина, кожаный панцирь с нашитыми бронзовыми чешуйками, украшенный у ворота большой серповидной пластиной, а на груди бронзовой круглой бляхой с головой Медузы, которой приписывалась магическая сила устрашать врага. Вместе с панцирем были найдены пять пластин из золотистой бронзы, тщательно отполированные. Археолог Е.В. Черненко, изучавший оружие из Семибратних курганов, считает пластины частью набора полосчатых наголенников (поножей).

Среди разной утвари здесь лежал, сделанных из бронзы котел для варки мяса на железном треножнике, блюдо, часть сосуда, канделябр, состоящий из желобчатого стержня на трех ножках в виде львиных лап и укрепленного наверху трёх рожкового светильника, в одном из рожков которого сохранились остатки холщового фитиля; ручка бронзового зеркала (или ковша) в виде фигуры древнегреческого бога Гермеса, держащего на плечах двух баранов и стоящего на бараньей голове, и серия глиняных сосудов: красноглиняная чашка, три чернолаковых блюдечка, чернолаковый аттический расписной лекиф (флакон) с изображением фигуры атлета и три простые остродонные амфоры — большие двуручные узкогорлые кувшины, служившие тарой для вина.

Здесь, так же как и в других курганах, лошади были захоронены в отдельной большой могиле из сырцового кирпича, крытой брёвнами. Вместе с лошадьми найдены части конского убора, украшенные изображениями зверей: бляхи в виде свернувшегося льва, лежащего льва, в спину которого вцепился зубами какой-то вскочивший на него хищник, лежащих оленей, кабаньей головы, других звериных головок; затем фигурные псалии, в том числе в виде согнутой оленьей ноги, фигуры хищника с перевернутой задней частью туловища. Найден также налобник в виде скульптурной головки птицы с оленьими рогами.

В шестом Семибратском кургане, высотой более 11 метров, сохранилось нетронутое погребение. В центре в материке была вырыта большая яма, обложенная по стенкам сырцовым кирпичом и перекрытая бревнами. Внутри она разделялась такими же, как стены, перегородками на три части, причем северное отделение в свою очередь делилось на восточную и западную камеры. В восточную камеру была впущена каменная гробница из известковых плит, в которой стоял деревянный резной саркофаг на точеных ножках. Крышка была обита покрывалом из тонкой шерстяной ткани с трехцветной росписью. Научный сотрудник Государственного Эрмитажа Д.С. Герцигер, изучая покрывало, установила характер росписи, которую можно разделить по сюжету на два типа. На семи полосах изображены мифологические сцены: на трех — бегущие одна за другой женщины и на четвертой — композиция с двумя колесницами, коней держат за узду юноши; на нескольких полосах изображены животные и птицы. Четыре фриза заполнены орнаментальными мотивами. Автор относит изготовление шерстяной ткани к началу IV века до н.э. и считает её местной, то есть изготовленной в Северном Причерноморье.
В западной камере и среднем отделении гробницы находился погребальный инвентарь, а в третьем, южном, помещались семь лошадей, лежащих в три ряда, с железными удилами и бронзовым уздечным набором.

В саркофаге находился истлевший человеческий скелет. В головах у него были остатки меховой шапки и три небольших серебряных сосуда.

На груди найдены две золотые застежки и более ста десяти золотых бляшек в виде сидящего сфинкса, голов Медузы, женских голов в профиль и впрямь и др. Бляшки нашивались на одежду.

На пальцах рук воина были надеты три золотых перстня: один гладкий, другой с резным изображением барса, терзающего оленя, а третий — печатка из горного хрусталя, вращающаяся на оси, с резным изображением свиньи. Кроме того, в саркофаге находились остатки железного чешуйчатого панциря, части железного меча, бронзовые наконечники стрел, железные наконечники копий, золотые втулки для кистей.

В меньшем помещении гробницы хранились различные вещи: две амфоры для вина, глиняная чернолаковая ваза с краснофигурной росписью, с изображением двух гимнастов и простое бронзовое зеркало с деревянной ручкой. В среднем отделении могилы обнаружены бронзовые и глиняные сосуды, два черпака, плетеная корзина, шкатулка, обложенная костяными пластинами с росписью на крышке (сидящая богиня Афродита и Эрот), и костяной игольник с железными иглами.

Пятый Семибратный курган, высотой 7,5 метра, был ограблен. Рядом с человеческой могилой находилась конская гробница, сложенная из сырцового кирпича и перекрытая бревнами. При скелетах лошадей найдены железные удила и бронзовые уздечные наборы, сходные с обнаруженными во втором кургане, что даёт основание относить пятый курган к середине или ко второй половине V века до н.э.

Третий и седьмой курганы были сооружены позже и датируются IV веке до н.э. Третий Семибратный курган самый низкий (высота 3,2 м), содержал каменную гробницу перекрытую тремя плитами. Погребение ограблено. На дне гробницы найдены отдельные предметы и разбросанные кости нескольких лошадей и железные удила. Рядом находилась ещё особая конская могила с пятью скелетами лошадей.

Самой интересной находкой является железная рукоятка меча, от которой сохранилась верхняя часть в виде скульптурной головы орлиноголового грифона с загнутым мощным клювом и высоким гребнем. Голова грифона обложена серебром, гребень, шея, глаз плакированы золотом. Н.И.Сокольский, занимавшийся изучением боспорских мечей, считает, что рукоятка эта происходит от однолезвийного древнегреческого меча — махайры. Длина меча не превышала 60-70 см, и употреблялся он преимущественно кавалеристами.

В гробнице были найдены также несколько золотых нашивных бляшек в виде пальметок, льва, лежащего козла, женской головки, грозди винограда, треугольников зерни, розетки и др.; перстень, состоящий из золотой дужки и вращающегося на оси овального халцедона с резным изображением медведя; обломки серебряного сосуда; алавастр и разбитая  амфора с клеймом на ручке. Амфора была изготовлена в IV веке до н.э. на острове Фасос (в северной части Эгейского моря). В конской гробнице при скелетах лошадей найдены принадлежности — узды. В конском уборе выступают совершенно новые формы, которые в более ранних курганах не встречаются. Это прежде всего псалии с сильно стилизованным ажурным рисунком и бляхи: одна в виде ажурной стилизованной головы животного с орнаментальными рогами, другая в виде двух голов животных на длинных, изогнутых в противоположные стороны шеях.

В седьмом Семибратном кургане, высотой 6,5 метров, в насыпи над материком имелась ограда из тесаных камней. Центральная гробница, сложенная из каменных плит и перекрытая такими же плитами, была разделена на две части — большую, предназначенную для покойника, и меньшую — для вещей. Гробница была ограблена, уцелели только железные и бронзовые наконечники стрел, железные пластины от щита с панцирным покрытием, серебряная пластина с рельефным изображением грифона, две круглые бронзовые бляхи, обломок узорчатой пластинки из кости, бляшка с головой Медузы, костяные и серебряная пуговки. Рядом находилась конская могила, обложенная сырцовым кирпичом, в которой лежали четыре лошадиных скелета с бронзовыми и железными удилами.

При раскопках кургана в насыпи открыто две впускных могилы. Одна в западной части — каменная гробница, оказавшаяся ограбленной (найдена только золотая бляха с рельефным изображением женской головки), и вторая в южной части — женское погребение в сырцовой гробнице. В ней найдено: золотой перстень с гладким овальным щитком, две золотые серьги, серебряные и бронзовые браслеты, небольшое бронзовое зеркало, бронзовая игла и три краснофигурных лекифа (флаконы для благовонных масел): на одном три женские фигуры (сцена туалета), на другом две женские сидячие фигуры и между ними Эрот.

Семибратние курганы принадлежат синдам, в них погребены представители синдской аристократии, возможно, члены династии местных царьков в период политической самостоятельности Восточной Синдики. Обряд погребения в Семибратних курганах местный, обязательными являются захоронения лошадей — верховых и упряжных, но массовых гекатомб, которые были в Ульских и Келермесских курганах, здесь не наблюдается.

Соседство боспорских городов Таманского полуострова сказывается в сильном влиянии античной культуры, особенно в погребальном инвентаре. Наряду с местными вещами много привозных, древнегреческой керамики, серебряные килики аттического производства, ритоны, чернолаковая расписная посуда, простые остродонные амфоры для вина, золотые ювелирные изделия и др. Как показали раскопки, курганы были насыпаны не одновременно, а сооружены по крайней мере на протяжении целого столетия.

Во время раскопок Семибратних курганов близ них В.Г.Тизенгаузен открыл большое древнее кладбище, гробницы которого были по большей части прикрыты плитами.

На восток от Семибратних курганов, на противоположной стороне долины речки Чекон, расположена группа из семи небольших курганов, вошедшая в археологическую литературу под названием Малых Семибратних курганов. Раскопаны они В.Г.Тизенгаузеном одновременно с Большими Семибратними. Малые Семибратние курганы содержали центральные гробницы, которые оказались ограбленными, с южной стороны их, так же как и в Больших Семибратних курганах, находились сырцовые конские гробницы, перекрытые деревом. Курганы целиком расследованы не были.

Найдены отдельные предметы как в насыпях, так и в гробницах: бронзовый античный сосуд, бронзовый трехрожковый светильник, серебряный килик с вакхическими сценами, золотые бляшки с изображением льва, оленя, грифона, золотая гривна, бронзовые наконечники стрел, части бронзового чешуйчатого панциря и др. В погребениях найдены конские налобники, железные удила, бляхи от уздечного убора с изображением львиных лап, совиных и бараньих голов, по стилю близкие к найденным в Больших Семибратних курганах.

Погребальный инвентарь Малых Семибратних курганов в основном относится к V в. до н.э.

Семибратние курганы непосредственно связаны с остатками крупного синдского городища, некрополем которого они являются. Городище расположено на левой террасе реки Кубани на восток от Семибратних курганов (в 11 км на запад от станицы Варениковской). Точного названия города мы не знаем, и условно его принято называть по курганам Семибратним городищем.

Обследование Семибратного городища проводили в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. (Башкиров А. С., 1928; Иессен А. А., Миллер А. А., 1932, с. 59), а в 1938—1940 гг. и в 1949—1951 гг. раскопки городища проводил Н. В. Анфимов. Как показали раскопки (Анфимов Н. В., 1941; 1953), город возник в конце VI — начале V в. до н. э., по-видимому, на месте ранее существовавшего туземного селища. Находки чернофигурной, краснофигурной и чернолаковой керамики, барабанов колонн, фрагмента мраморной скульптурной головы, терракот и привозной керамической тары свидетельствуют о благосостоянии обитателей поселения и об оживленных торговых связях через приморские города Боспора с Хиосом, Родосом, Аттикой, а также Гераклеей и другими малоазийскими центрами. Поселение Семибратного городища просуществовало до III века н. э.

Древнегреческий географ Страбон, живший в I веке до н.э., писал, что в Синдике недалеко от моря лежит город Аборака. Может быть, Семибратнее городище и есть город Аборака, но, чтобы уверенно об этом можно было говорить, надо найти надписи с именем города. Раскопки Семибратнего городища проводились в течение ряда лет Краснодарским историко-краеведческим музеем. Были открыты мощные крепостные стены, монументальное каменное здание, остатки домов рядового населения. Город возник в конце VI века до н.э. и просуществовал в течение нескольких столетий. Расцвет его падает на V-IV вв. до н.э.

Уже в начале V веке до н.э. город был обнесён каменной крепостной стеной с прямоугольными башнями, расположенными на расстоянии 15-18 метров друг от друга. Башни выступали более чем на 3 метра за линию стены, что было важно для обороны городских стен от нападающих во время осады города не только с фронтальной стороны, но и с флангов. Толщина стен равнялась 2,5 метров, но так как с внутренней стороны стены обороняющиеся пристраивали каменные лестницы, и высота крепостных стен возрастала до четырех с лишним метров. Оборонительные сооружения города дважды подвергались разрушению в связи с происходившими военными действиями. Свидетельством этому служат мощные зольные слои, являющиеся следами крупных пожарищ и разрушений. В древности высота стена достигала 6 метров.

Сильнее всего крепостные стены пострадали в конце V или в самом начале IV век до н.э. Может быть, это было связано с теми войнами между синдами и отдельными меотскими племенами, отголоски которых мы находим в новелле о меотянке Тиргатао, сохраненной нам Полиеном, писателем II века н.э., в сочинении «Военные хитрости». Но вскоре стены были восстановлены и просуществовали до конца столетия.

В конце IV века до н.э. стены города были почти полностью разрушены и больше не восстанавливались. Как раз в это время шла междоусобная война между сыновьями боспорского царя Перисада I, умершего в 309 г. до н.э. Театром военных действий являлось левобережье реки Кубани в её низовьях. Не исключено, что вторичное разрушение крепостных стен Семибратнего городища явилось результатом военных действий между сыновьями Перисада. В начале III века до н.э. была построена новая крепостная стена, по своей мощности уступавшая прежней.

Внутри города раскопано монументальное здание, построенное в конце IV- начале III века до н.э. и просуществовавшее около двух столетий. Площадь дома превышала 400 м2, что по тем временам было весьма значительно. Дом состоял из пяти комнат и внутреннего дворика с колодцем. Возможно, что над северными комнатами имелся второй этаж. Наружные стены здания были необычно мощные, достигавшие толщины 1,7 м, что придавало зданию характер крепости. Дом был жилой и, возможно, принадлежал какому-либо правителю города или наместнику.

Семибратнее городище было крупным экономическим и политическим центром древней Синдики. Некоторые исследователи считают его столицей и резиденцией синдских царей. Понятным тогда становится нахождение близ городища огромных курганов с богатыми захоронениями. В середине IV века до н.э. город вошёл в состав Боспорского государства, и во II в. до н.э. он утратил своё значение.

В эпоху Митридата VI Евпатора Боспорское царство вошло в состав Понтийской державы, Семибратнее городище перестало существовать. Что привело к его гибели, мы не знаем. В конце I веке до н. э. на территории городища, лежавшего в развалинах, возниклот небольшое поселение местного племени. Посёлок занимал площадь, прилегающую с юга к большому эллинистическому зданию, и сохранившимся помещениям. Раскопками отрыты остатки небольших домиков, при строительстве которых были использованы камни из разрушенного здания. Один из таких домов был исследован почти полностью. Он был выстроен вплотную к фасаду эллинистического здания и состоял из трёх комнат. Стены сохранились на высоту до 0,5 метров. В центре кухни были обнаружены остатки глинобитной печи, на поде лежали сосуды. Вдоль одной из стен стояли три горшка, в другом месте — большая чаша, а всего здесь было найдено около двадцати глиняных сосудов. Среди керамических обломков  обуглившееся просо. Другое помещение с каменной вымосткой было хозяйственного назначения. Возможно, что оно являлось внутренним двориком. В углу был вырыт погреб, горловина которого была выложена камнем. Здесь было найдено каменное корытце и ступа.

Позднее поселение на месте Семибратнего городища просуществовало около столетия — до конца I века н. э., и после этого жизнь здесь больше не возобновлялась.

Источник

Что стоит за легендой о войне скифов с рабами?

Самая древняя кириллическая надпись Руси
Боги, общие для всех славян

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*