Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античный Русский мир. / Восточные славяне перед приходом скандинавских русов.

Восточные славяне перед приходом скандинавских русов.

  Любор Нидерле. Славянские древности.
Книга перваяИстория древних славян.

Часть IV. Восточные славяне.
Глава XVIII. Восточные славяне перед приходом скандинавских русов.

АНТЫ

О судьбах восточных славян перед началом новой эры мы знаем очень мало. По языковым данным можно судить о том, что славяне поддерживали тесную связь с некоторыми своими соседями, однако какой характер носили эти связи, определить трудно. Правда, директор университетской библиотеки в Граце и профессор социальной и экономической истории в Праге Ян Пейскер (1851-1933 г.г.), исходя из нескольких языковых совпадений, характера территории и общественного уклада отдельных народов, создал теорию о жестоком рабстве, в которое с доисторических времен попеременно ввергали славян, с одной стороны, германские, с другой – тюрко-татарские, скифские завоеватели. Ничего подобного в судьбах славян до нашей эры не происходило.

Однако Ян Пейскер построил свою гипотезу всего лишь на нескольких отчасти непроверенных, отчасти ошибочных предпосылках, которые не дают оснований для столь далеко идущих выводов. Хотя и для этого нет достаточных доказательств, но если допустить наличие связи между славянами и вышеупомянутыми завоевателями, а временами и набеги их на славян,  ничто не свидетельствует о том, что эти отношения могли превратиться в порабощение, да ещё столь длительное и жестокое, как это предполагает Ян Пейскер.

В письменных источниках упоминается лишь, что поход Дария I в Скифию в 513–512 годах до н. э. не остался без последствий для славян, ибо, как свидетельствует Геродот (IV.105, 125), не только скифы, но и славяне-невры отступили на север.

Не остался безрезультатным для славян и поход бастарнов и скиров с нижней Вислы к устью Днепра, происходивший в IV или III веках до н. э.

 Эти два события были единственными, которые могли привести в движение значительные массы восточных славян, бесспорно, оно началось ещё до нашей эры. Распространение славян, начиная с VI века до н.э. уже видно повсюду, оно оказало серьезное влияние на соседние племена. Очевидно также, что это расселение славян происходило не без борьбы с древними насельниками занимаемых областей. Однако об этом нам ничего не известно.

Более конкретно и подробно история упоминает о восточных славянах лишь с IV века и последующих веков нашей эры. В этот период восточные славяне появляются в латинских и греческих источниках под именем антов (Antes, Anti, Antae, ’Άντες, ’Άνται); возникновение, история и значение этого термина и по сегодняшний день являются нерешенной проблемой для славяноведения.

О том, что славяне-анты были здесь уже в IV веке, свидетельствует упоминание об области Anthaib (т. е. область антов) в лангобардской традиции1, а также рассказ Иордана о том, как в 376 году готский король Винитар напал на антов и после длительного сражения убил их царя Божа, его сыновей и 70 старейшин2.

В VI веке об антах имеется уже больше сообщений, и они значительно подробнее. Иордан называет антов второй по величине и самой храброй ветвью венедов (наряду с собственно славянами) и локализует их поселения между Днестром и Днепром3. В то же время Прокопий помещает их на восток от Днепра, далеко за Азовским морем, отмечая при этом, что они представляют собой ряд многочисленных племен4.

Однако, поскольку анты постоянно совершали набеги через низовья Дуная, центр их, вероятно, находился на западе, где-то у Днестра (р. Тирас – Τυραςрека в Скифии (Геродот IV 47) . Оттуда, славяне-анты выходили к Дунаю и далее на Балканы, беспокоя римскую империю, а затем снова возвращались обратно на Днестр. Императоры Юстиниан и Юстин в ознаменование своих побед над антами присоединили к своему титулу почётное имя Anticus (антский).

Когда в Южной Руси появились авары, они напали на антов, которые не смогли оказать им достаточного сопротивления и должны были страдать от аварских набегов на их землю. Это привело к большой вражде между обоими племенами, и, после того как авары ушли в Венгрию, мы видим, что анты снова объединяются с римлянами против аваров. Так продолжалось до 602 года, когда аварский хакан, желая отомстить и уничтожить антов, направил в Бессарабию специальную военную экспедицию во главе с Апсихом.5 Нигде нет упоминаний, каковы были результаты этой экспедиции, но с того времени анты сразу же и навсегда исчезают из византийской истории.

Что с ними произошло, мы не знаем и в данном случае вынуждены довольствоваться лишь гипотезами, которых было высказано несколько. Одни верили в то, что анты действительно были уничтожены аварами, другие предполагали, что анты ушли на Балканы (Стоян Новакович усматривал в них предков славян – болгар), третьи полагали, что анты отступили вглубь России, до территории, занятой впоследствии вятичами6.

О том, что анты были уничтожены войском Апсиха, не может быть и речи. Анты, в соответствии со всеми древними сообщениями, были слишком многочисленны и сильны, чтобы можно было допустить их полное уничтожение, о котором греческие источники обязательно бы упомянули. Нет никаких известий после 602 года о каком-либо перемещении антов на Балканы.

Таким образом, не остается ничего другого, как предположить, что анты хотя и потерпели поражение и были разгромлены, всё же остались на прежних местах, а отсутствие упоминания о них в греческих источниках объясняется, с одной стороны, тем, что с начала VII века Дунай перестал быть границей Римской империи и отношения за Дунаем перестали их интересовать, и с другой – тем, что аварское нашествие и последовавшие вслед за ним набеги хазаров оказали заметное влияние на древнюю державу антов.

Народ антов, или, точнее говоря, объединение антских племен, складывалось из ряда южно-русских родственных между собой племён, которые были объединены под властью одного антского племени или одной антской династии, которую в 376 году представлял Бож и его сыновья. Поэтому анты не представляли собой какой-то отдельный славянский народ – малорусский или украинский, – как это трактуется некоторыми новыми теориями малороссийского народа в IV–IX веках здесь ещё не было. Было лишь несколько южно-русских племён, по наречию мало отличавшихся от племён северных и образовавших временный политический союз, конец которому, как я полагаю, положили авары и хазары. Этот союз южно-русских племён перестал быть единым целым и распался на отдельные племена, из которых часть была порабощена аварами, а другая – хазарами7, в результате чего анты для греков перестали существовать вплоть до того времени, пока их снова не объединили киевские русы. Таким образом, я не разделяю ни точку зрения А. Погодина или А. Шахматова, отождествляющих антское царство со всей Русью, ни точку зрения М. Грушевского, отождествляющего его с Киевской Русью, а рассматриваю его как существовавшее на юге политическое объединение, предшествовавшее древней Руси с центром в Киеве.

Мы даже не знаем границ антского царства. Но одно мне кажется бесспорным, а именно что племя, создавшее общность антов и установившее господство над ними, обитало, как показывают известия, относящиеся к IV и VI векам, на западе, между Днестром и Днепром, где находился центр антов, то есть на Волыни и Киевщине. А так как Масуди, сохраняя старую славянскую традицию, сообщает, что волыняне когда-то имели первенство среди славян8, то тем самым также подтверждается мои предположения. Основной удар аваров был направлен также и против дулебов.

Ранее я думал, что наименование vantit, vnntit, следы которого по арабским и хазарским источникам X века9 ещё сохранились на востоке России, является искажённым наименованием антов. Теперь же я считаю, что это отголосок наименования русских вятичей10. Древняя форма наименования вятич была вентич от вент (vęt).

Нашествие готов, аваров и хазар.

История восточных славян до прихода скандинавских русов не исчерпывается, однако, всем вышеизложенным о возникновении, развитии и гибели державы антов. К этому же периоду относятся ещё два больших завоевания, заслуживающие специального упоминания: готское нашествие с германской стороны и аваро-хазарское с юго-востока.

Сильный германский народ готы, называвшие себя Gut, пришли из Скандинавии и высадились на противоположном побережье – в восточной Германии. Когда это произошло, точно не известно. По сообщению Пифея, которое цитирует Плиний (Nat. hist., 37, 35), готы находились на новых местах уже в IV веке, однако скандинавские археологи отодвигают дату их переселения до III–II веков до н. э.11 Переселившись, готы первоначально обосновались к западу от устья Вислы, но уже в I и II веках н. э. готы, несомненно, переместились далее на среднюю Вислу (Ptolem., III.5, 8; Tac., Germ., 44). Продвижение готов продолжалось и позднее и закончилось тем, что вся масса готов двинулась в юго-восточном направлении, к Причерноморью.

Весьма вероятно, что не в малой степени это было результатом давления славян, и начало отхода готов на юго-восток можно поставить в связь с началом маркоманских войн в 165 году, когда ряд германских племён пришёл в движение под «давлением северных варваров»12.

Однако на новые места поселения пришли не все готы. На Днестре отделились везиготы, отправившиеся в поход на Дунай, в 214 году они сразились в Дакии с войсками Каракаллы, а в 238 году впервые совершили набег на Балканы, в то время когда вторая часть – остроготы – продолжала продвигаться к востоку и, перейдя через широкую реку, вступила в плодородную, богатую реками и озерами страну, называвшуюся Oium. Здесь остроготы осели и отсюда распространились дальше вплоть до побережья Чёрного моря и до Дона; где-то здесь в начале III века происходило сражение готов со спадами, племенем, вероятнее всего, тюрко-татарского происхождения13.

Где находилась страна Oium, что вообще означает это частично искаженное наименование, мы не знаем, и вообще локализация новых мест расселения готов является предметом многих споров. Я думаю, что страну Oium следует поместить на Днепре, скорее всего на его левом берегу. Не исключено, что готский город, который сага о Герварде называет Данпарстадиром, являлся центром готов на Днепре и находился где-то в Киевской области14. На новой территории готы быстро усилились, и вскоре их государство вобрало в себя не только все окрестные славянские племена, но, несомненно, если даже отбросить явно преувеличенные сообщения Иордана о завоеваниях короля Германариха, и отдельные финские и литовские племена15.

готское государство Германариха

Однако время Германариха – время наибольшей мощи государства готов – предшествовало вместе с тем и полному их упадку, который наступил в результате нашествия гуннов в 375 году. Власть готов сменилась господством гуннов, но не все готы ушли на Балканы. Часть их совместно с остатками герулов осталась в ряде мест Черноморского побережья, в частности в Крыму и на берегах Азовского моря, где в византийский период остготы известны под именем гото-греков, даготенов, эвдусиан, тетракситов и росомонов. Остатки их жили в Крыму ещё в XVI веке16.

Период господства готов над славянами характеризуется сильным культурным влиянием готов, распространившимся не только на восточных, но и на остальных славян.

В славянском языке имеется ряд древних слов, относящихся к домашнему хозяйству, одежде, жилищу, скотоводству, а главное – к военному делу, заимствованных из древнеготского языка. Так, например, готское происхождение имеют такие общеславянские выражения и понятия, как мечъ, шлемъ, хораги, брады, плысъ, кънязъ.

Если даже славяне не всегда перенимали у готов вместе со словом и самую вещь и если даже допустить, что ряд вещей уже до этого им был известен и они лишь переняли их новое наименование, то уже и это является свидетельством непосредственного и сильного влияния готов. Археология также даёт доказательства того, что готы сумели через ремесленные мастерские на Черноморском побережье, в которых господствовали греческая и восточная техника и мотивы орнаментации, оказать влияние на выработку собственного стиля, проникавшего в славянские области, в частности на Киевщину. Лучше всего это видно из раскопок готских могил VI и VII веков в Крыму, в окрестностях Гурзуфа17.

Поэтому вопрос о влиянии готской культуры на славян, или наоборот, заслуживает серьезного внимания; не следует, разумеется, забывать, что оно не ограничивалось лишь периодом III и IV веков, когда готы господствовали в Поднепровье, но, очевидно, сказывалось и в более древний период, когда готы находились ещё на Висле. Даже в более позднее время готская культура оказывала своё влияние на жителей Балтийского побережья – литовцев, финнов и на славян. Свидетельством тому является и наименование Gud, Gudai, которое литовцы и латыши перенесли на белорусов.

Господство гуннов над славянами длилось недолго, и о нём вообще нет известий. Зато более сильными были гнёт и влияние аваров. Мы знаем, что авары часто нападали на антов и около 550 года одержали над ними победу, а в 602 году аварский хакан с целью уничтожения антов даже направил против них большую военную экспедицию. О судьбе её нет достоверных известий, но несомненно, что антский союз в результате этого похода распался и наступил период жестокого и тяжелого аварского господства.

В старой русской традиции гнёт аваров спустя уже несколько столетий вспоминается следующими словами, которые киевский летописец начертал в начале своей хроники:

«Си же обри воеваху на словенех и примучиша дулебы, сущая словены, и насилье творяху женам дулебьским»18.

Из этого известия видно также, что авары направили свой удар главным образом против Волыни (против дулебов), где до этого находился центр антской федерации. Там авары, по-видимому, оставались в течение длительного времени, установив свое господство как над русскими славянами, так, очевидно, и над славянами польскими.

В общем же аварское господство не было длительным, и конец его на востоке, я отнёс бы к тому времени, когда аварам одновременно с разных сторон были нанесены сокрушительные удары, подорвавшие их мощь. Они были нанесены чехами и словинцами, выступившими в 623 году под предводительством Само; сокрушительные поражения авары потерпели в 626 году у Царьграда, затем от восставших вскоре сербов и хорватов и, наконец, в 635–641 годах от вождя болгарского племенного союза Кубрата. Доказательств того, что аварское господство удержалось в южной России в течение всего VII и VIII века, нет, и против этого свидетельствует и сама летописная традиция, указывающая в упоминании об аварском гнете также на полную гибель аваров, которых якобы постигла божья кара.

Падению аварского господства содействовало и восстание славян против аваров, очевидно, большое влияние оказало и государство хазаров. О причастности хазаров к ликвидации аварского господства можно судить по тому, что хазары беспокоили южную Русь уже во времена правления Кубрата и вообще явились причиной отступления к самому Дунаю сына его Аспаруха между 667 и 679 годами19.

Со всем этим связано и покорение аваров, и подчинение хазарами ряда славянских племён до IX века, когда русские князья стали уже постепенно освобождаться от хазарской зависимости. Это касалось плёмен вятичей, радимичей, северян и полян20.

Хазарское господство по сравнению с аварским было менее обременительным, хазары не препятствовали продвижению славян на восток. Согласно Масуди, войско и слуги хазарского царя были славянскими и русскими21. В этот аварский и хазарский периоды, мне кажется, и сказалось в основном то влияние, которое оказывали тюрко-татары на славян. Но главным результатом аварского и хазарского завоеваний было крушение древнего антского союза. Вместо него на сцену снова выступает ряд отдельных славянских племён, подчиненных иноземному господству, платящих дань азиатским чужестранцам, но при этом спокойно обрабатывающих свои поля и ухаживающих за своими ульями и стадами скота. Теперь другим, на этот раз северным чужестранцам, было суждено снова создать единство славян, сохранившееся на долгие времена и ставшее основой всего дальнейшего развития славянской истории.

Примечания

1. Pavel Diacon, I, 13 (Anthab); Origo gentis Lang., 23 (Anthaib).
2. lord., Get., 246.
3. lord., Get., 34, 35, см. цитату, приведенную выше, прим. 10 на с. 604.
4. Procop., IV.4: «και αύτων (Ούτουργούρων) καθύπερθεν ές βορραν άνεμον εθνη τά Άντών αμετρα ιόρυνται».
5. Theafylaktos Simokattes, VIII.5; Theoph., под 602 годом.

6. При этом А. Гильфердинг, Д. Иловайский, И. Первольф и Ф. Вестберг самое название ант связывают с русским вятич.
7. «Повесть временных лет», под 852, 859, 884 годами.
8. А.Я. Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. – СПб., 1870. – 135.
9. У Гардизи, Ибн Русте и анонимного Персидского географа, которые заимствовали это сообщение из книги Ахмеда ал Джайхани.

10. Древняя форма наименования вятич была вентич от вент (vęt).
11. Almgren, Mannus, VIII, 290; Kostrzewski, Ostgerm. Kultur, 230.
12. Iul. Cap., Vita Marci, 22, см. выше, с. 131–132.

13. Об этом походе сохранилась традиция у Иордана (Get., 27–28). Ряд других традиций о новых местах поселения и сражениях готов с гуннами мы находим в древней саге о Герварде, сохранившейся с XIII века.

14. О Данпарстадире и других именах из саги о Герварде имеется значительная литература. См. Грушевский, Киевская Русь, I, 462.
15. lord., Get., 116–120.

16. Ф. Браун, Черноморские готы (Зап. имп. Акад. наук, Петроград, 1874); Ф. Браун, Die letzten Schicksale der Krimgoten (Petrohrad, 1890); W. Tomaschek, Die Goten in Taurien (Wien, 1881); R. Loewe, Die Reste d. Germanen am Schwarzen Meere (Halle, 1896).

17. Н.И. Репников, Некоторые могильники области крымских готов, Изв. археолог, ком., XIX, СПб., 1906, с. 1–80.
18. ПВЛ, АН СССР, I, 14.
19. Ср. выше, с. 104.
20. Лаврентьевская летопись под 859, 885 годами. Вятичи были освобождены лишь Святославом в 965–966 годах. 21А.Я. Гаркави, указ. соч., с. 130.

Далее…Часть IV. Восточные славяне. Глава XIX. Русы.

Русы.
Восточные славяне и этнический состав древнего населения Восточной Европы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*