Пятница , 6 Декабрь 2024
Домой / Скифы - Сколоты / Скифские сокровища Гаймановой могилы

Скифские сокровища Гаймановой могилы

karta-skifiya-carskie-kurgany

«В поисках скифских сокровищ» — книга Иосифа Брашинского.

В 60-е годы, в связи с проектированием и началом строительства Северо-Крымского канала — гигантской мелиоративной системы, перед археологами встали задачи срочного исследования археологических памятников в зонах будущего строительства.
На территории, которую Геродот называл Геррос — «царство мёртвых», где хранились главные скифские святыни – могилы скифских царей, находится множество скифских курганов.

«В Древней Руси каждый большой курган обозначался своим именем и служил путнику знаком: сколько он прошёл и куда нужно идти. Расстояние от одного кургана до другого было вымерено и записано в книгах.
Князья выставляли дозоры возле курганов. А в случае нападения врага их укрепляли и обороняли границы княжества.
Больше всего курганов было в степных просторах низовья Днепра. Курганы отличались один от другого величиной и формой, и в народе метко обозначали их различие.» (Из книги Анатолия Ароновича Штамброка «Из царства Атея в Неаполь Скифский».)

gerros

Для археологических работ были созданы экспедиции, объединившие специалистов разного профиля. Северо-Рогачикская экспедиция, во главе с А. И.Тереножкиным исследовала курганы Запорожской области, у села Балки, где было около 20 курганных холмов. Особое внимание привлек курган, состоявший из 46 небольших насыпей, среди которых одиноко возвышался 8-метровый исполин с загадочным народным названием Гайманова могила. В 1967 г. А. И.Тереножкин приступил к раскопкам малых курганов.
В 1968 г. археологической экспедицией руководил киевский археолог Василий Бидзиля, интересовавшийся с университетской скамьи историей древних славян.

Под руководством В.И. Бидзиля было исследовано 46 небольших курганов у села Балки, Запорожской области, на территории Украины и восьмиметровой высоты курган с загадочным названием Гайманова могила.

Летом 1969 г. Василий Бидзиля принялся сначала за исследование малых курганов и, приближаясь к Гаймановой могиле, раскопал 22 небольших кургана, но все они оказались ограбленными. Это не вселяло больших надежд на находки в Гаймановой могиле. Раскопки большого кургана требовали огромной затраты сил, а успех был весьма сомнителен.

Василий Бидзиля приступил к исследованию Гаймановой могилы. Курган представлял собой огромное конусовидное сооружение высотой более 8 метров; диаметр же его превышал 70 метров. Слой за слоем снимали бульдозеры землю с огромной шапки кургана, археологи же тщательно фиксировали все, что попадалось на пути.

cherveteri

На глубине 4 метров от вершины кургана показалась каменная крепида — огромная кольцевая стенка, как это делали и в этрусских курганах, сооруженная для предотвращения оползания насыпи из огромных, вертикально вкопанных в землю белых известняковых плит. У подножья крепиды открылись следы заупокойной тризны: огромное количество лошадиных и овечьих костей, раздавленные амфоры, остатки уздечных наборов, наконечники стрел.

Археологи обнаружили и грабительский лаз, ведущий прямо в погребальную камеру,наконец, на глубине 8 метров от уровня древнего горизонта, где были следы тризны, через две входные ямы они вошли в саму погребальную камеру.

Во входных ямах лежали остатки деревянной погребальной повозки. В самых опасных местах на помощь археологам приходили опытные шахтеры: они надежно крепили кровлю от опасности обвала. В стенке погребальной камеры были обнаружены пустоты и открыта хозяйственная ниша, заполненная разнообразной утварью.

Серебряная посуда из скифского кургана "Гайманова могила". Шурубор/РИА Новости

Серебряная посуда из скифского кургана «Гайманова могила».

Большой медный котел для варки мяса, крюк, бронзовое блюдо, большой поднос, на котором лежали кувшин для вина (ойнохоя), килик, ситечко для процеживания вина, небольшая ажурная жаровня и железные щипцы.

chashi-gajmanova-mog

Рядом с подносом — бронзовое ведерко (ситула), железный черпак для вина. В передней части хозяйственной ниши стояли греческие амфоры, а под ними — железная жаровня. В нише лежали скелеты повара или виночерпия.
Какие же сокровища находились в погребальной камере, если достаточно ценные предметы в нише не привлекли внимания грабителей?

Сама погребальная камера на северной стороне Гаймановой могилы была полностью ограблена. Найдено лишь несколько сот оброненных грабителями мелких золотых украшений да золотой перстень, свидетельствовавший об огромных богатствах, бывших когдато в камере. Археологам удалось установить, что здесь были похоронены четыре знатные особы, вероятно двое мужчин и две женщины.

gajmanova-mog-blyashki

Археологам предстояло снять всю южную часть насыпи кургана, под которой предполагалось центральное погребение. Наступила осень, пошли осенние дожди, и раскопки Гаймановой могилы отложили до следующей весны.

Перед отъездом археологи проводили фотосъёмку и зарисовки на раскопанных объектах. Один из сотрудников экспедиции, Борис Мозолевский в земляной стенке катакомбы неожиданно обнаружил тайник. Чутье, помноженное на опыт, не обмануло Мозолевского, в стене действительно был тайник.

gaymanova-mogila

Драгоценный сервиз на тайника погребения Гаймановой могилы IV в. до н. э.

Спрятанные сокровища лежали в тайнике горизонтальными рядами: наверху — деревянная чаша с золотой обивкой, ниже — серебряный килик и чашечка, под ними — ещё две деревянные чаши, обитые золотыми пластинами, под чашами — серебряный ритон с золотым раструбом и наконечником в виде головы барана.

Ритон (др.-греч. rhyton, от др.-греч. rheo — теку) — сосуд для питья в виде рога животного.

Самые ценные вещи лежали на дне тайника: здесь были большой серебряный ритон с широким золотым орнаментированным раструбом и золотым наконечником, серебряная ритуальная чаша, в которую был помещен серебряный кубок.

gajmanova-mogila-4v-do-n-e
Самая замечательная находка, прославившая Гайманову могилу — серебряная с позолотой чаша, украшенная широким фризом с рельефными изображениями шести фигур скифов. По форме сосуд из Гаймановой могилы совершенно подобен чаше со сценами охоты из Солохи, и обе чаши несомненно ритуальные.

skif-lica-gajmanova-mog

Древние скифы, стряхнув с себя прах тысячелетий, снова, как живые, предстали перед глазами наших современников. На гаймановой чаше . Основу композиции на чаше-братине составляют  две парные сцены и две одиночные фигуры скифов. На одной стороне чаши изображены два бородатых скифских воина, сидящих в непринуждённых величественных позах, и занятых мирной беседой — это скифские цари. Роскошная одежда, парадное оружие, атрибуты высшей власти — плётка в руке одного из них и булава в руке другого, весь их облик — все указывает на то, что перед нами представители высшей власти. Детали костюма и оружия вносят много новых ценных дополнений к известным нам. Фигуры, переданные в технике высокого рельефа, позолочены; в серебре оставлены лишь лица и кисти рук.

gaimanova-mogila3

На противоположной стороне чаши — также парная сцена. К сожалению, именно эта часть чаши сильнее всего пострадала от времени, изображения не столь четкие и некоторые важные детали утеряны. В центральной части композиции изображены два знатных скифских воина — старый и молодой, одетые в скифские одежды, роскошные костюмы и при парадном оружии.

gajmanova-prorisovka

У молодого скифа на шее золотая гривна, в правой руке он держит чашу — символ верховной власти, левая же рука его вытянута в сторону собеседника. Старый скифский воин протянул правую руку в сторону молодого, будто передает ему что-то.

Одиночные фигуры на чаше, очевидно, выполняют вспомогательную роль в сюжете.

Под одной из ручек чаши изображен стоящий на коленях молодой скиф, пьющий неразбавленное вино прямо из бурдюка. Эта сцена, подтверждает слова Геродота (VI, 84.), он писал, что Аргосцы, часто общаясь со скифами, научились у них пить неразбавленное вино. «С этого времени, как они сами рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски»… мы видим, изображёнными на царской чаше двух молодых скифов, протянувших друг другу руки над кубком с вином…

chasha-bratina-gajmanova

Под другой ручкой чаши изображён старый скифский воин, стоящий на коленях, одной рукой он потирает свой лоб, а другой рукой поднимает что-то с земли… Нашёл, что искал, но ударился лбом!

Очевидно, что на чаше из Гаймановой могилы изображен какой-то сюжет из скифского героического эпоса. При первом взгляде на только что найденную чашу А. И. Тереножкин, например, высказал предположение, что на ней, возможно, изображены могущественные степные владыки, съехавшиеся для заключения вечного мира между враждующими племенами.

gajmanova-bratina-prorisovka

Д. С. Раевский предполагает, что и здесь изображены сцены из легенды о происхождении скифов. Плохо сохранившаяся сторона чаши показывает момент передачи Таргитаем-Гераклом лука своему младшему сыну Скифу. В вытянутой руке строго скифского воина лук, изображение которого испорчено и не сохранилось. Сцену на противоположной стороне чаши Д. С. Раевский предлагает толковать как изображение изгнанных из страны старших братьев — сыновей Геракла от змееногой богини. Возможно, они совещаются о том, как расправиться со своим удачливым младшим братом. Но предлагаемая трактовка, это лишь одна из возможных гипотез. Поиски истины продолжаются.

Сцены скифской жизни, изображённые на чаше из Гаймановой могилы очень реалистичны и индивидуальны, этнографически точны и обнаруживают глубокое и детальное знакомство художника со скифами, представителями различных слоев общества, скифским бытом.

Чаша из Гаймановой могилы — выдающееся произведение скифского или «греко-скифского» искусства, торевтики, изготовленное большим художником по заказу скифского владыки, желавшего изображениями на этом священном сосуде подчеркнуть свои исконные, божественные права на власть.
Чаша Гаймановой могилы впервые дала представление о внешнем облике скифских царей, их парадной одежды и оружия, символы царской власти.

В 1969 г. была исследована северная половина Гаймановой могилы. Южная половина кургана продолжала хранить свои тайны. Глубокой осенью археологи уезжали в Киев с неожиданно богатой добычей. Кто знает, что ожидало их впереди? Блестящие находки из тайника боковой гробницы вдохновляли, они вселяли радужные надежды.

Зима ушла на обработку результатов проделанной работы и подготовку экспедиции к новому сезону. С нетерпением ждали выезда в поле…

Весной 1970 г. приступили к снятию южной половины насыпи Гаймановой могилы. Когда вся насыпь была снята, выявились очертания трех погребений: центрального и двух боковых.

olen-gajmanova

На ступеньке входной ямы центральной гробницы открыли захоронение двух коней в богатых уборах, украшенных золотыми и серебряными бляхами, но внутри гробница оказалась полностью ограбленной, за исключением мелких золотых бляшек. Поиски тайника тоже ни к чему не привели — здесь его не было.

В южной части кургана Гаймановой могилы было погребение ребенка, возможно скифского царевича, также ограбленное, но найден золотой браслет и бляшки, свидетельствовавшие о его былом богатстве.

grifon-gajmanova-mog

Третье погребение в южной части кургана, разграбленное, как и первые два, принадлежало знатной скифянке. В нём был обнаружен скелет умерщвленного слуги.

Таким образом, раскопки Гаймановой могилы в 1970 г., хотя они и не привели к открытию новых выдающихся скифских сокровищ, сравнимых с чашей 1969 г., дали очень важные сведения о скифском кургане в целом.

Гайманова могила предстала перед исследователями как семейная скифская царская усыпальница.

Курган Гайманова могила значительно уступал по размерам таким колоссам, как Чертомлык или Солоха. Вероятно, похороненный здесь скифский царь с семьей был менее могущественным, имел меньше подданных, чем некоторые его другие царственные собратья.
Скифия не была единым централизованным государством. Разные скифские племена обладали различным могуществом и занимали различное положение. Этому положению соответствовало и место племенных вождей — царей — на общей иерархической лестнице скифского общества.

А следующий год принес новую сенсацию во время археологических раскопок кургана Толстая могила.

И.Б. Брашинский. В поисках скифских сокровищ.

Толстая Могила — скифский царский курган.
Пять Братьев — скифский царский курган.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*