Четверг , 28 Март 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Символы праздника Пасхи

Символы праздника Пасхи

Пасха — один из самых любимых христианских праздников, который празднуют и православные христиане и католики во всём мире, но в разные дни. Хотя бывают и совпадения, например в 2014 году православные христиане и католики праздновали Пасху в один день 24 апреля. В 2018 году Светлое Христово Воскресение православные христиане будут праздновать 8 апреля (по Юлианскому календарю), а каталики — 1 апреля (по Григорианскому календарю).

Когда произошёл Церковный раскол?

Более тысячи лет Христианская церковь была единой, но 16 июля 1054 года  произошёл раскол, Рим откололся от Соборного единства Христовой Церкви, утвержденного Семью Вселенскими Соборами. В этот день Кардинал Гумберт передал от Папы римского анафему Патриарху византийской христианской церкви, в ответ на это, Патриарх Константинопольский Михаил на церковном соборе отлучил Папу римского от Христовой Церкви.  С 1054 года Ортодоксальная Восточно-христианская церковь и католики Римско-католической церкви по разному исчисляют даты христианских  праздников.

Пасха — главный христианский праздник, установленный христианской церковью, и несущий в себе идею Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому она не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы — пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой — страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.

Кулич с Пасхою приносим, разговеться вас мы просим!

Подготовительные обряды к празднованию Пасхи остались едиными для православных христиан и католиков.

Пасхальным праздникам предшествует Великий пост, когда все христиане очищают не только тело, но и свои души.

В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи — главного праздника в православии. К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад.

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости.

Православные христиане перед Пасхой тщательно очищают свой дом, пекут Пасхальные куличи, красят яйца, собираются всей семьей.

Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. 

Пасхальный тропарь — самое главное и торжественное песнопение праздника Пасхи в Восточной Православной Церкви и тех Восточных Католических Церквей, которые используют византийский обряд.»Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» 

Во время праздника Пасхи все христиане поздравляют с праздником родственников и друзей, ходят в гости с куличами и «крашенками», обмениваются пасхальными крашенными яйцами, трижды целуются -христосуются, желают хозяевам счастья и процветания со словами: «Христос Воскресе!»  и с искренними пожеланиями здоровья и добра друг к другу, в ответ слышат: «Воистину Воскресе!» и трижды целуются. 

Пасха всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие жизни и воскресение Ииссуса Христа.

Со светлого Воскресенья начинаются праздничные гуляния, которые раньше продолжались всю Светлую неделю Пасхи.

 Всего же Пасха празднуется сорок дней.


Важный символ православной Пасхи – праздничный пасхальный кулич (пасха) круглой формы, напоминающий круг солнца. Хозяйки готовили праздничное тесто для кулича в пятницу, после Чистого Четверга. Хозяйка дома надевала чистую одежду и мыла руки и с молитвой, дважды просеивала сквозь сито согретую возле печи муку. С молитвой, хозяйки замешивают пасхальное тесто, а на готовом тесте ладонью делают знак креста. Удачно выпеченный  кулич считается  хорошим прогнозом для всей семьи на целый год. Приходя в гости,  хозяйки часто обмениваются рецептами хорошо получившейся творожной Пасхи.

Верх готового пасхального кулича украшали сахарной пудрой,  крашеным пшеном и крестом, символом крестного терпения Христа. Вокруг Пасхи на блюдо выкладывают пасхальные «крашенки», и колоски — символ урожая.


Символы праздника Пасхи — крашеные яйца или пасхальные «крашенки», на Украине их называют «писанки».  Пасхальные яица искусно расписывают особыми узорами и цветами.

История христианской Пасхи уходит в далёкое прошлое. Обычай дарить крашеные яйца друг другу на Пасху появился ещё в I веке от Рождества Христова.

Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, которая, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к римскому императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом «Христос Воскрес!». Император усомнился в этом, сказав: «В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!» И в тот же момент белое яйцо стало алым. Красное яйцо — символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца — символы воскрешения из мёртвых.

Рассмотрим Этрусское яйцо VII века до н.э., найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов, символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля — эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танец — хоровод.

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из Махенджо-Даро, отображающей момент рождения Бога. Назывался  танец  KURAVAI — «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг  времени, от рождения до смерти и снова возрождения.

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери птица и рыбы.

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из Махенджо-Даро над головой священной козы-кормилицы — антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Великой Матери. Свастические символы пришли в Минойскую цивилизацию острова Крит вместе с индоевропейским народом через Малую Азию на остров Крит.

На вазе найденной в Кносском дворце царя Миноса на острове Крит, изображена Великая богиня-Мать с традиционно поднятыми руками, держащая птиц небесных. У ног Великой Матери с двух сторон изображены два рычащих льва, под правой рукой богини голова жертвенного быка, спереди изображена рыба.

В христианстве символом Христа стало изображение рыбы. По гречески Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — это древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoς ῾Υιὸς Σωτήρ — Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Обычай освящения Пасхальной еды стал известен Европе с VIII века.

Апрель — англо-саксон. Eastermonað — назван в честь богини плодородия Eastre — Истар (Иштар, Астарта, скифская богиня  АПИEastre (Eostre),от Proto-Germanic *austron- «рассвет», также имя богини плодородия и весны, восхода солнца, праздник отмечался в весеннее равноденствие, от * aust — «восток, на восходе солнца» (сравните east — восток), от корня PIE * aus- «сиять, рассвет». Латин.: Aprilis, от этрус. бога Apru (Aplu — Аполлон); Proto-Italic *ap(e)ro-, от санскрита: apo- «высший». 

В Англии слово Easter — Пасха впервые записано в 1610 г. С 1825 г. стало известно Пасхальное яйцо. С 1888 г. в праздновании Пасхи появился Пасхальный кролик. 

Пасхальные  яйца издревле принято красить в отваре луковой шелухи, отчего все яйца приобретают медно-красный золотистый цвет.

Красное Пасхальное яйцо напоминает о крови, пролитой Иисусом Христом на кресте, и символизирует появление новой жизни. 

Обычаи на Пасху.

С Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гулянья в Светлую Пасхальную неделю проводились на открытом воздухе. На все дни Святой недели для простого народа устраивали ярмарки, с качелями, каруселями, балаганами, где выступали комедианты.

Девушки традиционно водят хороводы, и поют обрядовые хороводные песни.

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски — возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все.

Качание на Качелях признавалось обязательным для молодежи и воспринималось как магический способ «подвигнуть» девушку или парня к супружеству. Возле качелей образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся на гуляньях с утра до ночи.

 «Где-нибудь в конце деревенской улицы парни устраивают так называемые «обчественные качели» (в складчину) и возле этих качелей образуется не что вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».

На качелях сидели или стояли девушки, которых раскачивали парни. В благодарность парни получали от девушек крашеные яйца. В Орловской губернии парни, посадив девушку на качели, били ее по коленкам веткой, требуя сказать, кого она любит. В Вятской и Нижегородской губерниях девушку качали до тех пор, пока она не называла имени своего жениха Все эти действия сопровождались качальными припевками:

      На святой неделюшке
      Повесили качелюшки,
      Сначала покачаешься,
      Потом повенчаешься.

Освящённые в церкви Пасхальные яйца девушки клали в первый день Пасхи в воду и умывались этой водой, чтобы быть красивыми, а отец девушки бросал в воду для умывания монеты, чтобы дочь была не только красивой, но и богатой.

Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание «крашенок» — варёных крашеных яиц. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриная яиц на Пасху зачастую подносили домочадцам золотые или позолоченные яйца, символизировавшие приход весеннего солнца. 

Карла Фаберже создал между 1885 г. и 1917 г. великолепную серию миниатюрных ювелирных изделий для российской императорской семьи и частных покупателей. Изготовление каждого пасхального яйца занимало почти год работы целой команды ювелиров. Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году для императрицы Марии Фёдоровны.

Главным украшением пасхального яйца «Трёхсотлетие дома Романовых» 1913 года служат 18 миниатюрных портретов всех царствовавших представителей Дома Романовых. Они написаны акварелью по кости и находятся под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов. На пасхальном яйце изображения государей помещены в хронологическом порядке, мастера отступили от него только один раз: портрет Николая II находится между портретами своего отца Александра III и Петра I.
Автором этих миниатюр был Василий Зуев, известный петербургский художник-миниатюрист, сотрудничавший с фирмой Фаберже.
Перечислим их всех:
1. Царь Михаил Федорович
2. Царь Алексей Михайлович
3. Царь Федор Алексеевич
4. Царевна Софья Алексеевна
5. Царь Иван Алексеевич
6. Император Петр I
7. Императрица Екатерина I
8. Император Петр II
9. Императрица Анна Иоанновна.
10. Императрица Елизавета Петровна
11. Император Петр III
12. Императрица Екатерина II
13. Император Павел I
14. Император Александр I
15. Император Николай I
16. Император Александр II
17. Император Александр III
18. Император Николай II
Миниатюрные портреты на пасхальном яйце «Трехсотлетие дома Романовых», 1913 г. В. Зуев.

Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. В 2018 году православная Пасха приходится на 8 апреля.

Символика яйца в дохристианской эпохе.

Болгарский праздник встречи весны.
Приключения куриного яйца на Руси

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*