Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные красной охрой, или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.
Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание и ещё яйцо — символ зарождения новой жизни и надежда на возрождение в жизни вечной.
В индийских «Ведах» рассказывается о том, что бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела, что привело к делению их на касты. Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое, и связано с солнечным светом.
В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рождёнными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.
Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения новой жизни и является символом бессмертия. В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.
В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса, и он овладел ею, приняв облик лебедя. Результатом этого соития стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного яйца появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны и разрушения Трои.
В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молнию. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.
У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.
Известно, что римляне позаимствовали у этрусков не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.
В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.
Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой — красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.
На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.
На фрагменте росписи стены из этрусской «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо — символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти — это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом. Этруск, снявший пояс, готов к смерти.
На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.
На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура — ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» — «Бог-Отец-стань-(моим) царём».
Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенное яйцо — символ воскрешения из мёртвых.
Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.
В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.
Жареные на углях яйца, возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы-предсказатели) толковали и предсказывали будущее, наблюдая за полётом птиц, за летящими облаками и направлением ветра.
Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим. На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.
Рассмотрим Этрусское яйцо VII века до н.э., найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов, символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля — эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танец —хоровод.
Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из Махенджо-Даро, отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец KURAVAI — «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли семь танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай...»
В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери — птица и рыбы.
Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из Махенджо-Даро над головой священной козы-кормилицы — антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.
Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Великой Матери. Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.
В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.
В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали Ярилины игрища и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны. Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.
В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца — символа новой жизни.
Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.
Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 — 339 г.г. до н.э.
Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. Имя известно и в славянской мифологии — Лель. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень.
Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. В честь первого жреца храма Аполлона в Дельфах helhn страна получила название Эллада. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины и Эллада.
Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца — Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру.
По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.
Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».
В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.
По преданию священная гора Меру была обителью всех ведических богов Риг-веды. Управляя своей колесницей, летящей по небу бог Индра сражался с помощью Ваджры — божественного оружия, врагами ариев, со злыми демонами ,
В этрусском городе Тарквиния с его некрополем, состоящим из 6000 гробниц, датируемых 700-200 гг. до н.э., есть совсем простые надгробья вырезанные из камня в форме яйца.
В городке Мардзаботто (итал. Marzabotto) — коммуна в Италии, располложенном в регионе Эмилия-Романья, административного центра Болонья, есть этрусские захоронения 8 века до нашей эры. Уникальное в своем роде, этрусское поселение Миса, на территории современного Марзаботто, сохраняет следы неолита, энеолита, находки датируются концом 3 тысячелетия до н.э. и началом 2 тысячелетия до н.э. На древних этрусских каменных гробницах и сегодня можно увидеть яйцо — тот самый символ жизни и возрождения из царства мёртвых.